Blueprint
T

Фото:
Архивы пресс-служб

Акари, васи
и мингэй

От керамики до текстиля, от канцелярских принадлежностей до стульев и этажерок — Япония славится своим дизайном. Искусствовед и жительница Токио Ульяна Доброва специально для The Blueprint составила гайд по лучшим музеям и магазинам прикладного дизайна в Японии.

Токио

Киото

Кобе

Арита

Токио

1

Японский музей народных ремесел

Японское движение мингэй отпочковалось от британского Arts and Crafts и было сформировано (не без влияния Джона Рёскина) в начале ХХ века меценатом Янаги Соэцу. Мингэй — в переводе с японского означает «народное искусство» (民 芸).
Под это определение подпадают ремесленные изделия и функциональная утварь из любых материалов: керамика, дерево, лак и т.д. Все наши любимцы, включая Тадао Андо и Иссея Мияке, были (или остаются) почитателями это движения. Мингэй — это закрытый клуб посвященных, умеющих почувствовать дух церемониальной чайной чаши. Можно сказать, что безымянный объект ручного труда в системе верований синто — вещь одухотворенная, непростая. Поэтому если в Европе, чтобы проникнуться культурой, мы идем за живописью, то в Японии надо охотиться на мингэй. И начинать нужно именно с этого музея. Собрал его тот самый Янаги Соэцу в 1936 году, сейчас в коллекции больше полутора тысяч предметов — от фарфора и фаянса до изделий из золота и японского вязания. Музей расположился в городском поместье начала ХХ века, которое и само по себе укладывается в эстетику мингэй.

21_21 Design Sight

Логичным продолжением Мингэйкана будет музей 21_21 Design Sight, построенный Тадао Андо для Иссея Мияке и The Miyake Issey Foundation. Фонд занимается сохранением произведений дизайнера, включая скетчи, фотографии и прочую документацию, однако постоянная экспозиция у музея отсутствует. Архитектор здания утверждает, что вдохновлялся складками плиссе: встроенные в ландшафт городского парка низкие стальные крыши музея в совершенстве линий больше напоминают объекты парковой скульптуры. Под ними расположены две галереи: одна небольшая наземная (здесь проходят камерные краткосрочные выставки). А основное пространство уходит вниз, под землю, и там Тадао использует хорошо узнаваемые приемы: поэтика мелкодисперсного, гладкого, как кожа, бетона, использование светового колодца и естественного света.

Выставки в музее не ограничиваются дизайном, но исследуют самые разные темы, вдохновляющие дизайнеров во всех областях: лингвистика, робототехника, рамен. Например, недавняя выставка poop loop была посвящена продуктам органической жизнедеятельности, их утилизации и использования, от канализационных систем до ферментации.

Muji Ginza
Flagship Store

Магазин дизайна Muji известен благодаря своим представительствам в мировых столицах — Лондоне, Париже, Нью-Йорке. За идеей доступного лаконичного дизайна стоит вышеупомянутая идеология мингэй. В названии Muji зашифрован девиз «Качественные товары без лейбла», довольно прозрачно намекающий на то, что бренд продолжает дело собирания и архивирования традиционного крафта. Флагманское здание в Гинзе было открыто сравнительно недавно — в 2019 году, им занималось архитектурное бюро Superpotato. Продуманный дизайн с уважением к каждому миллиметру используемого пространства — яркий пример, что мебельный магазин необязательно должен быть размером с IKEA. Внутри, кстати, не только магазин, там же расположен отель, ресторан, библиотека, книжная лавка и выставочный зал. Обязательно обратите внимание на новый органический отдел Labo с одеждой из овечьей шерсти, хлопка, конопли, рамии и бумаги.

Nuno

«Сложносоставные звукоподражательные слова — одни из самых выразительных в японском языке. Они минуют сознательное мышление и передают звуки, физические ощущения или даже эмоции, не требуя от мозга сначала подобрать описательные слова. Достаточно услышать cин-cин, и уже возникает образ спокойно падающего снега; кира-кира вызывает в воображении мерцание звезд; фува-фува — ощущение мягкой пушистой ваты.<...> Эта способность вызывать чувственные, осязаемые или звуковые ассоциации делает такие выражения идеальными для описания уникальных тканей, создаваемых компанией Nuno Corporation — командой из десяти дизайнеров в области текстиля, моды и графики под руководством Рэйко Судо», — пишет Наоми Поллок в книге Reiko Sudo. Nuno. Visionary Japanese Textiles, выпущенной в Лондоне.

Вот уже более тридцати лет дизайнерка Рэйко Судо со товарищи перепридумывает японский текстиль, используя неограниченные возможности локальной промышленности и частной мануфактуры. Креп, жаккард, органза — и даже такие полимерные ткани, у которых пока что нет названия, настолько они сложны по текстуре и входящим в состав нитям. Зайти в бутик Nuno нужно просто как в музей, ну а если душа запросит — прихватить с собой метров пять уникальной ткани этого бренда. Там же можно приобрести на память сумочку, кошелек или палантин или просто обрезок на память, ведь текстильные шедевры Nuno — экспонаты музеев дизайна по всему миру.

Akomeya Tokyo
в la kagū

Квартал Кагурадзака в Токио сам по себе почти музей. Здесь когда-то находился район «красных фонарей», жили европейцы. До сих пор этот уголок Токио — про галломанию. А еще это любимый район архитектора Кенго Кумы. Ему принадлежит авторство двухэтажного магазина la kagū, в котором торговое пространство соединено со столовой. В ней подают традиционный японский ланч и ужин с рыбой, рисом, мисо-супом и широким ассортиментом ферментированных закусок. Тут же, на первом этаже, магазин Akomeya торгует посудой и едой. Стенд с рисовой картой объясняет, какой рис для чего брать и как различают вкус крупы рисовые сомелье. Паста мисо тут обладает вариативностью выдержки, почти как вино. Хотите сладкую пасту карамельного цвета для выпечки или таниновую иссиня-черную десятилетней выдержки? Пожалуйста. Второй этаж — собственно la kagū: там мебель, одежда и украшения.

The Conran Shop Tokyo Store Daikanyama

Пожалуй, самый интересный магазин из тех, что были открыты легендарным сэром Теренсом Конраном, патроном Лондонского музея дизайна, в Японии.
Этот бутик в здании, построенном лауреатом Притцкеровской премии Фумихико Маки, сфокусирован на произведениях азиатских дизайнеров: мебель, товары для дома, свечи, одежда. У магазина очень привередливый отбор предметов. Здесь, например, можно найти этажерки и стулья дизайна самого Кенго Кумы, архитектора Национального стадиона к Токийской олимпиаде и главного офиса LVMH в Японии.

Улица
Мэгуро-дори

Хотите поохотиться на винтажный авторский дизайн? Вам на улицу подержанной мебели в Мэгуро. Фишка в том, что в Токио по-прежнему существует организация мелкого бизнеса по принципу средневековой городской слободки, когда одна улица или квартал целиком посвящены торговле конкретными предметами. Например, есть район подержанной и антикварной книги Дзимботё, район кухонной утвари Каппабаси, крышесносный район текстиля Ниппори, и вот — мебельная улица Мэгуро-дори. На любой вкус: игривый многоцветный дизайн итальянцев Alessi, Европа нового времени с левкасом и вензелями, последние хиты с дизайнерских конкурсов молодых и никому (пока что) не известных японцев — тут есть всё. Я нашла себе реплику стола «Циклон» Исаму Ногути за 300 долларов. Подписные светильники акари там тоже есть.

Мемориальный Музей Окамото Таро

Расположенный неподалеку от модного района Омотэсандо, музей Окамото Таро (1911-1996) послужит отличным дополнением к маршруту по бутикам ведущих дизайнеров одежды — Comme des Garçons, Undercover и Sacai. Несмотря на то что Окамото Таро не был никогда дизайнером per se (он получил художественное образование в Париже, увлекался этнографией Леви-Стросса) этот музей прекрасен своим бескомпромиссным отношением к цвету и форме. 


По возвращении из Парижа в 1940-е годы художник очень быстро добился популярности в Японии, где играл своеобразную роль сродни той, что была у Пикассо и Дали в свое время в Европе. Живопись Окамото Таро в первую очередь интеллектуальная, чаще всего это многоцветная псевдокаллиграфия, такие агрессивные напряженные абстрактные линии, чем-то напоминающие творчество Жоана Миро. Скульптура Окамото «Башня Солнца» в 1970 году стала символом Японии, возрожденной после войны.

 

Небольшой двухэтажный особняк, служивший Таро мастерской, расположен в банановом саду. Под огромными тропическими цветами стоит инопланетная парковая скульптура художника, а интерьер заполнен мебелью его дизайна. Вот тут можно с уверенностью сказать — это настоящий японский сюр. Тут вы найдете ответы, откуда появились Яёи Кусама и Такаси Мураками. 

Киото

2

Kyukyo-do

Одно из самых опасных мест в Киото. Опасных для вашего кошелька. Здесь вы найдете японскую бумагу васи (традиционная японская бумага из длинных растительных волокон, считается более прочной и долговечной, чем европейская), чернила, кисти и благовония. Основанный в 1663 году сначала как аптека, к концу XVIII века перепрофилировался в канцелярию, и уже в эпоху Мэйдзи Kyukyo-do стал поставщиком императорского двора. Хотя в Гинзе в Токио тоже есть филиал этого магазина, идти нужно именно в отделение в Киото (расположенное на крытом рынке Тэрамати) — это настоящий архитектурный шедевр. Магазин был недавно перестроен архитектором Хироси Найто. Открытые фермы (конструкции под перекрытием, которые позволяют создать цельное открытое пространство без колонн) под крышей обыгрывают тему кистей и бамбуковой циновки, внутренний двор с открытым портиком-энгавой напоминает о монастырских классах каллиграфии с видом на сад камней.

D&Department 

Головной офис D&Department расположен в старинной прихрамовой постройке храма Буккодзи (1324 н.э.). Летом так приятно расположиться в тени дерева гинкго со стаканчиком местного монастырского джелато. Соломенные шляпки, крафтовая саке, рабочая одежда из натуральных материалов, лаконичная керамика, антикварная мебель — все это так привычно для посетителей лавочек дизайнерского ретейла в Японии. Они тут на каждом шагу. Главное отличие D&Department в том, что тут работает и продается новое поколение идеологов мингэй с особым вниманием к корейскому крафту. Найти их магазины еще можно, например, в Сеуле и на Чеджу-до.

Кобе

3

Музей современного искусства Ёкоо Таданори

Оформитель постеров для Expo’70 в Осаке, выставок Энди Уорхола, концертов The Beatles и альбомов Майлза Дэвиса и создатель принтов для бренда одежды Issey Miyake, Ёкоо Таданори был одним из создателей образа новой «футуристической и иноземной» японской цивилизации наряду с архитекторами-метаболистами, которые в 1950-х стали обращаться со зданиями как с живыми организмами. Таданори стал автором той самой «экспортной Японии», которая встает перед глазами иностранца, ищущего в японской действительности кислотный киберпанковский восторг. И надо сказать, он здесь есть.


Если вы интересуетесь японским графическим дизайном, имя Ёкоо Таданори — без преувеличения номер один. Его работы были созданы во второй половине XX века, но остаются актуальными до сих пор. В музее художника в родном городе Кобе можно проследить, как менялось его творчество в зависимости от культурного контекста — от авангардных 1960-х до глубоко личных, медитативных серий конца века.

Кюсю

4

Arita

Южный остров Кюсю — это находка для путешественника, который любит держаться подальше от туристических толп: сохранивший свою культуру и дух, несмотря на атомный взрыв, Нагасаки, бурлящий молодежный город модников Фукуока, чайные плантации Кагосимы, христианские острова Гото, город-карнавал Карацу, действующий вулкан Асо, целые деревни с горячими источниками, например, Беппу. И уж если вы добрались до острова, то городок Арита обязателен к посещению. Это один из важнейших исторических центров фарфорового производства, например, марки Imari, узнаваемой благодаря китаизирующему стилю глазурной росписи. Однако Imari не единственная марка Ариты, да и производство здесь не стоит на месте и смело экспериментирует с формами. Стоит обратить внимание на марку «2016», они делают коллабы с иностранными керамистами. Здесь можно приобрести белоснежный тончайший космический бисквит, на котором суши выглядят как художественный экспонат в галерее White Cube.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}