Blueprint
НОВОСТИ ИСКУССТВО

26 МАЯ 2020

T

Главные арт-оргии Яёи Кусамы — в воспоминаниях Dazed

Dazed вспоминают, чем прославилась художница Яёи Кусама до того как стала «королевой цвета и узоров». Как пишет издание, в 1960-х годах японская художница была активной участницей движения нового авангарда в Нью-Йорке. Особенно тот период ее творчества запомнился организацией телесных арт-перформансов. Выглядело это так: Кусама и ее друзья собирались в разных местах города, художница разрисовывала всех цветным горошком, а после участники занимались любовью — зрители тоже могли к этому присоединиться, но не в обязательном порядке.


«Я создавала свое искусство, чтобы попытаться изменить мнение людей о любви в мире, которая может длиться вечно, — объясняла Кусама концепцию подобных представлений в документальном фильме „Бесконечность“ 2018 года. — Своими работами я хотела распространять надежду на мир». Для Кусамы групповой секс и нагота были синонимом протеста, а ее красно-белый горошек — оружием против общества, которым управляет эгоизм конкретных людей.


Также Dazed рассказали о самых ярких проектах Кусамы, связанных с групповыми телесными практиками. Среди них, например, экспериментальный фильм 1967 года Kusama’s Self-Obliteration, в котором художница воплотила дух свободной любви и американской контркультуры 1960-х годов. Еще один яркий проект Кусамы 1960-х — «Никсонская оргия» 1968 года. Ей предшествовало письмо Ричарду Никсону, в котором Кусама предложила тогдашнему президенту США секс в обмен на прекращение боевых действий, чтобы тот «умерил свой воинственный пыл». «Вы не можете искоренить насилие, используя больше насилия, — писала она. — Эта истина таится в тех смыслах, которыми я с любовью и умиротворением украшу твое твердое мужское тело».

В том же году, протестуя против войны во Вьетнаме, Кусама и ее друзья вышли на Бруклинский мост, будучи полностью голыми. Их тела покрывали красные горошины, символизирующие пулевые ранения. Кроме того, в ответ на молчание Никсона Кусама устроила оргию в своей манхэттенской студии, которую украсила плакатами с изображениями Никсона и Малкольма Икс (правозащитника, резкого критика американцев европейского происхождения, виновных, по его мнению, в преступлениях против афроамериканцев), винтовок и американского флага.


Еще одна заметная для арт-мира оргия Кусамы — ее таблоид Kusama’s Orgy, выпущенный в 1969 году. Художница использовала его для самовыражения, когда ее перформансы стали чаще подвергаться нападениям со стороны полицейских. В таблоиде она собирала лучшие предложения для потенциальных читателей, например, «$5 за следующие шесть оргий».

В том же 1969-м Кусама устроила «Великую оргию для пробуждения мертвых» в МоМА. Обнаженные участники перформанса целовались и занимались любовью в фонтане сада скульптур, в окружении настолько же обнаженных монументов — некоторые из перформансистов предвались любви вместе со статуями. В то же время Кусама покрывала тела исполнителей красными точками. Так художница протестовала против того, что MoMA выставляет в основном давно умерших художников вместо поддержки современных арт-деятелей. Листовка для участников мероприятия гласила: «В музее вы можете снять одежду в хорошей компании [работ] Ренуара, Майоля, Джакометти, Пикассо».

О том, чем еще известна Яеи Кусама и как она связана с миром моды, мы писали тут.

{"width":700,"column_width":66,"columns_n":18,"gutter":0,"line":40}
true
610
700
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
false
true
true