Сладкая жизнь
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
С тех пор как почти 30 лет назад мюглеровский «Ангел» прочно закрепил сахарно-карамельные ноты в парфюмерии, именно такие ароматы остаются мейнстримом. Рейтинги продаж крупных сетей подтверждают: среди хитов всегда есть сладкие гурманские ароматы. Но с развитием препаратов для похудения «сладкая» парфюмерия может стать еще популярнее. Вместе с экспертами мы составили список самых интересных и популярных гурманских ароматов.
Тяга к сладкому
Крупнейшее международное аналитическое агентство Mintel сообщает, что за 2024 год число парфюмерных новинок с нотами сладостей и десертов выросло на 24%. В отчете Mintel’s Future of Fragrance 2025 эксперты нашли связь между развитием гурманского тренда в ароматах и ростом спроса на препараты для коррекции веса на основе гормона GLP-1, таких как датские препараты Ozempic и Wegovy, американские Mounjaro или российский «Семавик».
«Мы живем в период “оземпикономики”», — заявила на презентации главных бьюти-трендов ближайших пяти лет Анна Дычева-Смирнова, сооснователь косметической выставки InterCHARM. Аналитики утверждают, что рост спроса на препараты для похудения приводит не только к появлению косметики и процедур для коррекции «оземпиковых» лица и тела, но и к очередному витку популярности гурманских ароматов. Те, кто больше не может насладиться вкусом любимого торта, просто хотят им пахнуть — без калорий и чувства вины. Правда, по мнению экспертов парфюмерных сетей, гурманский тренд остается одним из самых популярных парфюмерных трендов уже больше трех десятилетий. И появление препаратов для коррекции веса только способствовало его укреплению.
Научных подтверждений тому, что тяга к сладким ароматам связана с оземпиком и прочими препаратами для похудения, нет. Хотя логику в такой связи эксперты прослеживают. «У пациентов действительно меняются и вкусовые привычки, они меньше едят сладкого и мучного, что в ряде случаев компенсируется другими ольфакторными стимулами, например, духами или эфирными маслами», — говорит Константин Добрецов, д.м.н., врач-оториноларинголог высшей категории, директор АНО «НИИ обоняния и ольфакторной патологии», автор книги «Пятое чувство». Парфюмер и сооснователь бренда Fakoshima Ярослав Симонов считает, что «мы хотим пахнуть сладко, просто потому что мы получаем от этого удовольствие».
На протяжении нескольких десятилетий стабильность гурманского тренда в парфюмерии объясняли разными факторами — от наступления холодов, веяний моды и политической нестабильности до стремления к идеальным пропорциям тела (не ешь сладкое — так хотя бы нюхаешь) и антистрессовому эффекту. «Это глубокая психологическая тенденция, обозначим ее эскапизмом в самом широком смысле, — отмечает руководитель группы обучения по селективным маркам сети “Рив Гош” Роман Романенко. — Кроме того, физиологически мы устроены таким образом, что практически не привыкаем к запахам, ассоциативно связанным с едой по сравнению с другими запахами. Поэтому гурманские ароматы мы с большей вероятностью будем чувствовать в течение дня».
Сладкие ароматы остаются в числе самых популярных направлений в парфюмерии и стабильно входят в топ продаж «Золотого Яблока», отмечают в пресс-службе сети. Гурманику с легкостью можно назвать своеобразным «ароматом удовольствия», который помогает чувствовать себя теплее и счастливее.
Новые формы
Гурманский тренд много раз трансформировался. «Начиная с простого жженого сахара и шоколадных пачулей в конце прошлого века, к 2010-м он перешел в пралине, панакоту, карамель, затем был виток желтых фруктов и ягод, параллельно с ними приобретали популярность алкогольные ноты. К 2018–2020 годам стали модны овощи. Также следует отметить развитие азиатских направлений, таких как чаи самых разных сортов, матча, жареный рис. Сейчас снова классическая ваниль, жженый сахар, орех, — отмечает Симонов. — Да, бывают устаревшие профили, как, например Angel, но его стабильно пытаются оживить фланкерами. Рынок постоянно пополняется новыми интересными ароматами». Среди открытий парфюмера: какао с умами-оттенком в Estrella de la Manana Une Nuit Nomade и миндаль как отражение орехового тренда у этого же бренда в композиции Chemin d’Amande.
Парфюмерный эксперт, автор телеграм-канала «Я вас не слышу» Алена Аверченкова каждый год находит подтверждения гурманскому тренду в обзорах крупнейших компаний по разработке отдушек и композиций — Givaudan, IFF, Firmenich. «Различается только степень сложности композиций. Есть яркая ваниль, которая у нас четко ассоциируется с люксом 2000-х, а есть тихая ваниль, такая уютная, комфортная, которая популярна сейчас, — говорит Алена. — Есть тренд на неогурманику, потому что людей как будто бы все время нужно удивлять. И вот один из ярких трендов, который пошел с ниши и спустился сейчас даже в средства ухода в массмаркете, это фисташка (ароматы с фисташкой чаще всего пахнут фисташковыми десертами. — Прим. The Blueprint)».
«Современные духи — самые яркие и сладкие за всю историю существования парфюмерии, — отмечает Остриков. — Это особенно наглядно видно по мужской парфюмерии — она с каждым годом становится слаще. На мой взляд, причин две. Бренды активнее полагаются на выбор фокус-групп, исследования становятся все более масштабными и массовыми. А сладкие запахи однозначно воспринимаются куда позитивнее и безопаснее рядовым потребителем, чем многие другие направления ароматов. Например, российский покупатель часто называет цветочные ароматы тяжелыми. Меняется культурная парадигма, меняются стереотипы о гендерной принадлежности, люди меньше курят, чаще моются, это меняет выбор парфюмерии и ее функциональность в быту. Огромное значение имеют технологии: за последние десятилетия появилось множество современных синтетических душистых веществ и парфюмеров, умело обращающихся с ними, благодаря чему, например, тот же гурманский профиль стал гораздо более прозрачным, ясным и “нелипким”».
Современные «съедобные» ароматы лишились основательных и тяжеловесных древесных фундаментов и стали менее душными. Сергей Остриков и многие его коллеги отмечают, что знаменитый Angel от Mugler сейчас воспринимают не так, как 20 или 30 лет назад, когда он выглядел революционно. Сейчас он более привычен и вполне может считаться в том числе мужским.
«Последнее время активно набирают популярность ореховые композиции от традиционного миндаля до фисташки, в отдельное направление превратились кокосовые гурманы, развиваются так называемые алкогольные гурманские композиции, имеющие сходство с виски, джином, коньяком, абсентом, ромом, многие бренды экспериментируют с шоколадными аккордами и вариациями десертов: тирамису, крем-брюле, пралине, калиссон). Активно исследуются неожиданные ванильные сочетания: ароматическая ваниль, пряная ваниль, акватика и ваниль и прочее, — рассказывает Роман Романенко и рекомендует обратить внимание на ваниль и кокос в Uxalpha Tiziana Terenzi, фруктовые леденцы в Bonbons a la Violette и латте на кокосовом молоке в Felina от New Notes. В «Золотом Яблоке» тоже отмечают запрос на композиции, в которых вместо привычных десертных нот появляется овощная или ореховая. Например, L’Atelier Parfum Verte Euphorie с нотой моркови, State of Mind French Gallantry с томатом, ароматы Liquides Imaginaires Pistachio Cousin и MiN New York First Time строятся вокруг фисташки и орехового аккорда. Такие ароматы становятся выбором тех, кто предпочитает нестандартную сладость без «сахарного» перебора.
Самые популярные гурманские ароматы
Данные сетей «ЛЭтуаль», «Рив Гош» и «Золотое Яблоко»

Наведите на флакон, чтобы увидеть информацию →
ПЕРСИК
Неожиданное сочетание персиков и попкорна. Да еще с кокосом и сливочным маслом.

Фруктовый сладкий с персиками, бергамотом и, конечно, ванилью. Для фанатов десерта «Персик Мельба» в его классическом варианте.
YOU Pop Corn (2025)
Antonio Maretti Rich Peach (2023)

Персик в окружении ванили. Никакой приторности, только утренний аромат кофе из семейных итальянских кофеен, где очередь за свежей выпечкой выстраивается с семи утра.

Персик с манго, личи, ванилью и карамелью — сочетание всех популярных гурманских трендов в одном флаконе.
Gritti Gossip Night (2023)
Birkholz Mornings in Milano (2022)
Аромат, вдохновленный каруселями у метро в Париже, передает детское счастье сочетанием сахарной ваты с персиками и манго.

L’Amour Éternel, Maison Maïssa (2023)

КАРАМЕЛЬ
Один из самых уютных ароматов бренда с кокосовым молоком, ванилью и карамелью входит в рейтинг самых популярных ароматов в «Рив Гош».

Сочетание соленой карамели, специй, древесных нот, ванили и табака — мейнстрим на рынке.
Changing Constance, Penhaligon’s Portraits (2018)
Disumano, Morph (2022)
Уже третий аромат из гурманской коллекции Sweet Tooth от американской певицы. Кроме темного шоколада тут все мечты сластены — от жженого сахара и ванили до сливы и глазированного яблока. Главное, флакон случайно не надкусить.
ШОКОЛАД
Как уверяет Роман Романенко, эта композиция с кофе, какао, ванилью и сухофруктами отлично себя чувствует на полках уже почти двадцать лет и является одной из самых продаваемых в «Рив Гош».


Chocolate Greedy Montale (2007)
Sabrina Carpenter Cherry Baby (2024)
Новинка бренда от законодателя гурманских нот Оливье Креспа, автора мюглеровского «Ангела», посвящена пирожным-макарунам. Консультантом при создании стал шеф парижской кондитерской Ladurée. Этот макарун с нежной миндальной начинкой пралине с привкусом личи, который только начинает завоевывать парфюмерию.
С ванилью, карамелью и сандалом от парфюмера Корин Кошен.

ВАНИЛЬ

Bon Parfumeur Paris 402 (2017)
Akro Crush (2025)
Посвящение десерту «Павлова». Ваниль в окружении фруктов и ягод — от ананаса до персика и малины и с кокосовым привкусом.


Формально этот аромат, конечно, про коньяк и знаменитую историю про долю ангелов — пары, которые испаряются через деревянные бочки в процессе созревания напитка. Но, конечно, создатель бренда, наследник коньячной династии Килиан Хеннесси отлично знал, что при испарении возникают карамельные оттенки. Фактически это снова история про ваниль — парфюмер Бенуа Лапуза добавил ее в композицию вместе с засахаренным миндалем, корицей и пралине.
Ванильная классика от гуру гурманики Оливье Креспа. Один из первых ароматов его личного бренда — вдохновленный печеньем мадлен из «В поисках утраченного времени» Пруста. Именно этот эпизод из романа чаще всего вспоминают парфюмерные эксперты, когда пытаются объяснить, как запахи воздействуют на наш мозг. Герой макает в чай печенье мадлен — в Akro Bake рецепт десерта воплощают ноты ванили, крема шантийи, цедры лимона и взбитых сливок — и сознание запускает цепочку воспоминаний. Процесс стал знаменит как «Эффект Пруста».

Angels’ Share By Kilian (2020)
Akro Bake (2023)
Nicolaï Parfumeur-Créateur Paris Intense Pavlova (2024)
Сколько бы эксперты ни смеялись, что аромат Lost Cherry от Тома Форда с 2018 года запустил вишневый тренд даже в стиральные порошки, популярность ноты в парфюмерии меньше не стала. Cherry & Musk от корейского Atelier Faye еще одно подтверждение. По стилистике бренд очень похож на американский Demeter, ставший в 1990-е основоположником тренда на моноароматы, но вишня тут более деликатна.


Вот уже скоро двадцать лет, как это ванильный золотой стандарт от Пьера Монталя. Тренд на сочетание ванили с вишней, сливой и другими фруктами он явно предугадал.
Vanille Absolu Montale (2008)
Atelier Faye Cherry & Musk (2023)
Новая композиция от Fakoshima — тоже гурманская, квинтэссенция популярных десертов, коктейлей и экзотических фруктов. В ней есть сладкие ноты жженого сахара, меренги, марципана, бурбонской ванили, фруктовые манго, цитрусов, мангустина и алкогольные розового шампанского и рома.
Согревающий и очень деликатный аромат с нотами вишни, инжира, какао и ванили. Появился на волне бума на восточную парфюмерию.



Новая версия аромата запущена к столетию самой известной восточной парфюмерной композиции. Shalimar стал самым успешным ароматом из всех, созданных Жаком Герленом. Сочетание нот бергамота и ванили произвело революцию в парфюмерии и положило начало семейству амбровых ароматов.
State of Mind Spontaneous Generosity (2017)
Shalimar L'Essence Guerlain (2025)
Secret Venue Fakoshima (2025)
Самый неожиданный парфюмерный ребрендинг 2025 года. У старейшего французского модного и парфюмерного дома был давно снятый с производства аромат — шипровый зеленый Audace, выпущенный еще в 1970-е годы. И вдруг аромат с таким же названием выходит в игривом флаконе в форме безрукой танцовщицы в бальном платье, в котором заключена очень сладкая фруктовая композиция с малиной, мандарином, розовым перцем и ванилью от парфюмера Луизы Тернер. Таковы представления о «женском мужестве» (так с французского переводится Audace) в 2025 году по версии Rochas.

МАЛИНА

Аромат со сладкими ирисками и легкой малиновой кислинкой, очень деликатный и не кричащий. Малину и ириски оттеняют бергамот и зеленые оттенки.
Rochas Audace (2025)
ANTINOMIE Musc Infidèle (2022)
МЕД
Насыщенный медовый аромат для коллекции Chopard Collection нос-легенда Альберто Морильяс создал еще в 2018 году, а в 2025-м аромат входит в лидеры продаж.

Эксперты сбились считать версии и лимитированные выпуски аромата за 16 лет. Новый — с медовыми оттенками La Petite Robe Noire Honey Rose в Россию не приехал — но это не значит, что его нельзя найти. И он точно подтверждает медовый тренд в ароматах.


Тягучая медово-фруктовая композиция от необычного швейцарского бренда. В его концепции — ароматы, собранные парфюмерами — ловцами снов. Каждая композиция — история, пережитая во сне конкретным или выдуманным героем. Эта — про свидание в ночном клубе, которое приснилось героине.
Miel d’Arabie (2018)
Guerlain Le Petite Robe Noire (2009)
NEYDO Pulsation 11.07 (2024)

Один из ярких представителей фисташковых десертов в парфюмерии. Парфюмерный блогер Алена Аверченкова называет уютную композицию «крем-брюлешной».
ФИСТАШКА
Pistache Laurent Mazzone Parfums (2025)