Blueprint
T

Наворотили дел

ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Композиции из кос, драгоценные камни в прядях, развевающиеся локоны и «шапочки» из волос — на мудбордах стилистов, работающих на неделе моды, явно не обошлось без картин эпохи Возрождения. Искать вдохновение в музее изящных искусств всегда полезно, но, чтобы вы могли почувствовать себя Венерой Боттичелли уже сегодня, мы собрали собственный мудборд.

Показ Dilara Findikoglu на Лондонской неделе моды осень—зима 2025/2026 был вдохновлен Венерой — той самой, рождение которой мы наблюдаем на картине Боттичелли. Коллекцию Дилара так и назвала — «Венера из хаоса». Модели с легкой руки стилиста Юджина Сулеймана названию всячески соответствовали и демонстрировали современные вариации причесок эпохи Возрождения — выходили на подиум и с распущенными, вьющимися мелким бесом волосам, и со слегка спутанными косами, и даже с прядями, упругость которым придавала проволока и другие металлические конструкции, вплетенные в пряди. Одна из моделей и вовсе косплеила Венеру Боттичелли — копна рыжих волос обвивала почти обнаженное тело, совсем как на референсе из галереи Уффици.

Dilara Findikoglu Осень-Зима 2025/2026

Annie's Ibiza ОСЕНЬ-ЗИМА 2025/2026

Antonio Marras ОСЕНЬ-ЗИМА 2025/2026

ganni ОСЕНЬ-ЗИМА 2025/2026

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489–1490

Lady Gaga, Abracadbra

Сандро Боттичелли, «Портрет молодой женщины», 1480—1485

Дилара — не единственная почитательница Ренессанса: недели моды в целом, особенно если смотреть на них с точки зрения редактора отдела красоты, прошли под знаком Возрождения. На Maison Sara Chraibi в Лондоне длинные косы, оплетающие голову, напомнили нам «флорентийские косы» — вирусный тренд XV века. На Annie’s Ibiza Сэм Макнайт накручивал локоны и улитки из кос, похожие на прическу Флоры с полотна Тициана. В Милане на Antonio Marras были целые композиции из кос, перьев и драгоценных камней, по сложности не уступающие укладке героини «Портрета молодой женщины» Боттичелли. А в Париже на показе Ganni никаких сложных плетений замечено не было, зато волосы облегали голову и уши как шлем — как у дамы с горностаем Леонардо да Винчи.

«Венецианский купец», 2004

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482–1486

Одним подиумом тренд не ограничивается — Леди Гага в клипе Abracadabra появилась с длинными белокурыми локонами и корзинкой из кос на макушке. Анна Кофонн, стилистка по волосам Маргаретт Куолли, кажется, закупилась оптовой партией накладных прядей и для каждой премии придумывала им новое применение. На Critics Choice Awards ее подопечная пришла с ободком из кос — похожая прическа была у одной из спутниц боттичеллиевской Весны. А Джулия Фокс заявилась на оскаровскую афтепати Vanity Fair в том самом образе Венеры с показа Dilara Findikoglu. Вообще очень длинные волосы — отдельный большой тренд: с гривой до талии и ниже ходят Деми Мур, Аня Тейлор-Джой, Майли Сайрус и многие другие звезды.

Джулия Фокс, 2025

«Эпоха Возрождения символизирует расцвет искусства, культуры и ценность индивидуальности, — говорит Катя Беренштейн, арт-директор парикмахерских Birdie. — Думаю, все устали от скучной “тихой роскоши”, эстетика Ренессанса — более яркая, но в то же время наполненная ассоциациями с богатством и изысками. Сложные прически, вдохновленные этой эпохой, превращают образ в произведение искусства и даже в некотором смысле добавляют ему драматизма и персонажности». Алексей Горбатюк, стилист и основатель «Алгоритм Beauty Club», дополняет коллегу: «Эпоха Ренессанса длилась с XIV по XVII век, это огромный пласт истории, который, конечно, не может не влиять на нас современных. В те времена люди, устав от строгих средневековых норм и религиозных канонов и ощущая запрос на индивидуальность, стали вдохновляться Античностью, а мы — возвращаемся к Возрождению». По мнению визажиста и стилиста Юлии Рады, причина такого обилия современных вариаций ренессансных причесок — в общей тенденции на нарочитую женственность и романтичность: «По ним просто все истосковались».

Chraibi осень-зима 2025/2026

Burberry осень-зима 2025/2026

Доменико Гирландайо, «Портрет Джованны Торнабуони», 1488

Данте Габриэль Россетти, «Леди Лилит», 1866–1868

«Борджиа», 2011

LADO BOKUCHAVA осень-зима 2025/2026

Сандро Боттичелли, «Весна», 1482

Романтичность, женственность и индивидуальность — три столпа, на которых держались укладки европейской знати эпохи Ренессанса. По крайней мере, судя по картинам того времени, в ходу были и сложные плетения, и ажурные узоры из локонов и кос, и разнообразные украшения в волосах — ленты, шнурки, сеточки, драгоценные камни, — в общем, все, что поможет выделиться и сделать укладку как ни у кого другого. Популярны были и сочетания наполовину собранных, наполовину распущенных локонов, но со спрятанными под волосами ушами. «Таков был эстетический канон: овал лица, обрамленный головным убором или волосами, представлялся более изящным, а образ сдержанным и в целом отвечающим идее женских добродетелей, — объясняет исследователь моды Тим Ильясов. — Впрочем, прически, скрывающие уши, были распространены, но не обязательны. Посмотрите на канонический портрет Элеоноры Толедской — и вы увидите ее уши».

Chraibi осень-зима 2025/2026

«Игра престолов», 2011–2019

ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ, «После поцелуя», 1859

Тициан, «Флора» 1515–1517

Историки напоминают, что сложные укладки, которыми вдохновляются современные парикмахеры, — не более чем поэтическое преувеличение. «Реальные прически не были настолько сложными, как изображено на полотнах итальянских художников, равно как и не было золотого цвета волос, который к этому времени уже превратился в поэтический штамп (они упоминаются в “Декамероне”, сонетах Микеланджело, в знаменитом диалоге Фиренцуолы “О красоте женщин”), — говорит Юлия Демиденко, историк, журналист, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея. — Сложными прически были только у очень знатных женщин в богатых итальянских коммунах. На картинах же мы видим сильно идеализированный образ. Мы знаем, что знаменитая Лукреция Борджиа вынуждена была на сутки отложить свою свадьбу из-за того, что не успевала с прической. И это при том, что еще не существовало профессии парикмахера! Помогали наколки и шиньоны, фальшивые волосы были очень распространены и из Италии вывозились в другие страны».

Замужние дамы, продолжает Юлия, обычно покрывали голову легкой вуалью — об этом писали в ренессансных трактатах. Там же говорилось, что именно волосы занимали главное место в представлениях о женской красоте. «На каждом портрете богатую даму пытались представить Венерой и обязательно с прихотливой прической. Имел место и некоторый эротизм завитых волос — на это тоже есть намеки в текстах той поры, да и в целом эпоха, отказавшаяся от аскетизма, стала гедонистической во всем: и в любовных утехах, и в нарядах, и в прическах».

«Честная куртизанка», 1998

Сандри Боттичелли, «Венера и Марс», 1483

«Период Возрождения действительно принес намного более разнообразную и насыщенную палитру не только в искусство, но и во внешний вид людей, прежде всего в государствах северной Италии — говорит Тим Ильясов. — Связано это было с богатствами, которые создавались и накапливались влиятельными семьями Венеции, Флоренции, Генуи благодаря торговле и контролю торговых путей. Появились огромные деньги, которые можно было получить не только с земли и которые не были сконцентрированы в руках феодала. Это привело к конкуренции элит. Знатные семьи, кланы, города конкурировали и на экономическом, и на политическом поле. Внешний вид же стал выразителем богатства и статуса. Появилась необходимость демонстрировать друг другу, кто богаче, круче, солиднее, влиятельнее. Так появляются все более величественные палаццо, все более изысканные произведения искусства и все более затейливые костюмы».

«На самом деле дизайнеры и стилисты по волосам обращаются к эпохе Ренессанса довольно часто, — добавляет Алексей Горбатюк. — Можно вспомнить показ Chanel осень—зима 1997 года, где тоже были прически как у Венеры Боттичелли. На шоу Alexander McQueen осень—зима 2014 были прически с косами, заплетенными вокруг головы как кружевная шапочка. В 2018 году на кутюрном шоу Ziad весна—лето были модели с локонами в стиле эпохи Возрождения». По мнению Дениса Мосияша, мастера парикмахерской «Культура», именно стилисты, работающие на показах, и задают подобные тренды: «Каждый привносит что-то свое, так формируется мода. Если посмотреть на работы стилистов Гарри Гилла или Гвидо Палау, то в них очевиден след субкультур и музыки, тогда как Сулейман и Макнайт привыкли обращаться к истории. И на большинстве недавних показов, на которых были замечены укладки в стиле Ренессанса, за волосы отвечал как раз Юджин Сулейман, а он выходец из мира изобразительного искусства (Сулейман учился в школе искусств, но бросил ее. — Прим. The Blueprint). И он затрагивает тему не только Ренессанса, но и самой Античности».

Что можно почерпнуть из этого сложного тренда тем, кто не то что свадьбу, посиделки с подружками откладывать не готов? «Использовать аксессуары, вдохновленные эстетикой Ренессанса — обручи, диадемы, — советует Катя Беренштейн. — Также можно научиться украшать пучки и косы лентами или добавлять заколки с жемчугом». «Самый простой способ превратиться в девушку эпохи Возрождения — накрутить волосы, — добавляет Алексей Горбатюк. — Вариант чуть посложнее: заплести часть волос в косы, обычное плетение из трех прядей, думаю, любой осилит». Продвинутые варианты подразумевают использование накладных волос — напомним, что в эпоху Ренессанса они тоже пользовались спросом. «Используйте накладные пряди на заколках, они бывают разной длины и ширины. Можно заплести косу из этих волос и зафиксировать поверх локонов, как ободок, например».

chanel Осень-Зима 1997/1998

Ziad весна-лето 2018

Alexander McQueen осень-зима 2014/2015

За вдохновением стоит обратиться не только к полотнам Боттичелли, но и к работам прерафаэлитов, вдохновлявшихся, как мы помним, ранним Ренессансом. Героини Джона Эверетта Милле, Данте Габриэля Россетти, Уильяма Морриса укладывают волосы в мелкие завитки (такие легко можно сделать крупной плойкой гофре), носят простые, но перехваченные ниткой жемчуга (сгодятся обычные бусы) пучки или наполовину собранные, украшенные цветами локоны. «Все модные приемы современности мы можем наблюдать воочию в музеях, — напоминает Алексей Горбатюк. — Это отличный способ развить свою насмотренность». Даже если с плойкой вы на «вы».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}