Интервью с арт-директором Dazed Beauty Беном Дитто
Сайт о «красоте во всех ее проявлениях» Dazed Beauty запустился в сентябре прошлого года, а в марте у него появилась печатная версия. Пока вышел только один номер — Issue Zero — с четырьмя обложками, на которых Кейт Мосс и Трэвис Скотт в образах кентавров, Кайли Дженнер с макияжем, модифицированным искусственным интеллектом, а также музыкант и перформер Дженезис Пи-Орридж и 3D-голова — ее создал диджитал-художник Рик Фарин.
Этой осенью арт-директор издания, креативный консультант, художник и режиссер Бен Дитто побывал в России. Пунктом назначения были не привычные для туристов Москва или Петербург — он приезжал во Владивосток, где помогал другу, музыканту и художнику Кириллу Cyber69 снимать рекламную кампанию его бренда. В соцсетях Бена также часто мелькают мемы и подписи на русском. Мы расспросили его, откуда такой интерес к России, зачем арт-директору из Англии телеграм-канал и опасны ли Instagram-маски, меняющие пропорции лиц.
Бен, как вам Россия?
О, Россию я обожаю! Это не случайно: мой дедушка был русским, так что когда я был маленьким и приезжал гостить в бабушкин дом, меня окружали русские книги, сказки. Мне нравится ваша докоммунистическая эстетика — например, Баба Яга. Вся страна мне кажется очень интересной, около полутора лет назад я даже начал учить русский язык.
Поэтому свои посты в Instagram вы часто подписываете на русском?
Да, и это всех раздражает (смеется). Но мне даже нравится, что некоторые мои шутки понимают только определенные люди. Мне кажется, чтобы найти свою аудиторию, важно иметь свои маленькие странные особенности.
Dazed Beauty широкую аудиторию тоже может напугать — или как минимум удивить. Это бьюти-журнал без трендрепортов, зато с одами биохакингу и дополненной реальности. Кто вас читает?
Когда я только подключился к работе над Dazed Beauty, мы старались сформировать комьюнити из людей, которые делают что-то интересное в своих Instagram-аккаунтах. У них нет никаких связей с крупными брендами и рекламодателями, и они просто создают впечатляющие вещи и таким образом самовыражаются. Пока не все из них нас читают, но эти ребята кажутся мне самыми интересными. Могу сказать, что в Dazed Beauty я, Банни Кинни [редакционный директор Dazed Media. — Прим. The Blueprint], Исамайя Ффренч [креативный директор Dazed Beauty. — Прим. The Blueprint] и другие коллеги из команды попытались добавить больше юмора, сбавить градус серьезности, сделать издание немного хулиганским, ориентированным на технологии и пытающимся высветить странные черты поп-культуры. Этим Dazed Beauty отличается от Dazed.
И как отреагировали на ваш первый номер?
Мнения читателей были полярными. Некоторые говорили: «О, да, это действительно круто!», но были и те, кто просто возненавидел то, что мы делаем. Но меня это совсем не задевает. Наоборот, мне очень нравится, когда что-то вызывает противоречивые оценки.
Например, пару недель назад я выложил в сторис кучу картинок из арт-аккаунтов. На них были люди со странно измененными ртами, глазами — мне это показалось эстетически занимательным. При этом одной половине моих подписчиков это понравилось, остальные же всячески давали понять, что ненавидят такое.
То же самое было с Кайли Дженнер на обложке Dazed Beauty — когда она выложила это в свой инстаграм, большинство ее фолловеров написали, что это худшее, что они когда-либо видели. А кто-то нас и правда понял, понял наш посыл и посчитал, что мы круто все сделали. Таких, правда, оказалось меньшинство. И даже если половина всех подписчиков Кайли, а их 150 миллионов, считает, что мы сделали дерьмо, остается другая половина, которая не против такого контента. Для меня всеобщее одобрение — не признак хорошей работы. Гораздо важнее, что у Dazed Beauty получается по-новому говорить о красоте.
А как насчет обложки с Трэвисом Скоттом, на которой он с четырьмя копытами?
О, под постом Dazed Beauty с этой обложкой были сотни, тысячи комментариев из серии: «Что это за хрень? Я не понимаю, что происходит!» Но это не остановило Трэвиса — он опубликовал фото у себя в аккаунте: как и в случае с Кайли, половина его фанатов не оценили, мы задели их чувства и спровоцировали негативную реакцию.
Кстати, похожая история была с нашим логотипом — пришли недовольные графические дизайнеры и раскритиковали выбранный нами шрифт: «Это ужас! Иу-у-у, отвратительно!» А мы и рады! Нашей задачей было, скорее, спровоцировать такую реакцию, а не всеобщее одобрение. Сделать хороший логотип — легко, тем более если вы занимаетесь дизайном много лет. Но такая работа не вдохновляет команду. Наш «спорный» лого уже успел устояться, к нему привыкли, и он отражает то, что мы делаем в Dazed Beauty.
Давайте вернемся к истории с Кайли на обложке первого номера. Как конвенционально красивая девушка с идеальными бровями, скулами и губами решилась на эксперимент с макияжем, созданным искусственным интеллектом? Долго уговаривали?
Нет, с Кайли было очень легко! Она была в хорошем смысле шокирована тем, что над обложкой будут работать Даниэль Санвальд [фотограф] и Исамайя Ффренч. Она очень хотела с нами сотрудничать, и мы обсуждали совместный проект около шести месяцев — все никак не могли придумать, что можно сделать с Кайли. Когда наконец нас осенило, она очень быстро согласилась. Я не могу припомнить никаких трений. Все получившиеся картинки мы ей потом отправили, и теперь они висят на входе в ее офис. И да, она вовсе не глупая. Ты никогда не добьешься такого успеха в бизнесе и не сможешь так тонко манипулировать медиа, если ты дурочка.
Какими еще придумками вы гордитесь?
Мне кажется, нам очень удались 3D-головы, которые мы сделали в самом начале. Это была идея Исамайи [Ффренч]. Мы часто работаем в тандеме, а когда вы вместе с кем-то что-нибудь обдумываете, постоянно ведете диалог, это автоматически превращается в совместное творчество. Многое из того, чем я горжусь, было сделано вместе с Исамайей.
Что для вас и команды приоритетнее — веб-версия или печатная? И различается ли их аудитория?
Веб на сто процентов важнее. Даже если вы очень успешное печатное издание, то, скорее всего, продадите только 20–30 тысяч экземпляров. Такой объем — ничто по сравнению с тем, сколько людей просматривают страницы вашего медиа в интернете. Впрочем, принт тоже не стоит сбрасывать со счетов. Для себя я отмечаю несколько выгодных особенностей печати. Во-первых, фотографы всегда хотят, чтобы их материал был напечатан на бумаге. Во-вторых, это печатный архив: мы сможем полистать журнал и через десять лет. В третьих, печатный журнал — это заявление. Мы не просто сфотографировали что-то и выложили это в инстаграм, мы заплатили деньги за печать. Это своего рода обязательство перед носителем, бумагой. При этом все, что делает команда Dazed ежедневно, нацелено на интернет и его аудиторию, на диджитал-взаимодействия.
Кто из диджитал-художников вдохновляет вас, на кого вы подписаны?
Их очень много, большинство я знаю лично. Я часто публикую у себя на странице самые интересные их работы. Например, @counterfuture, @flesh_effect, @ggrflx. У них невероятная эстетика, она сильно во мне отзывается, и это одна из причин, почему мы так сблизились.
Instagram-маски становятся все популярнее. Думаете, есть шанс, что однажды мы просто начнем заменять макияж визуальными эффектами и полностью откажемся от косметики?
Вероятно, придумают специальные цифровые фильтры, через которые мы сможем друг друга видеть. Не думаю, что это случится в ближайшие пять лет, но в следующие десять — вполне. Хотя я могу ошибаться. Сам по себе макияж, конечно, не исчезнет, потому что в нашей жизни останутся интимные вещи. Например, секс. В такие моменты всегда хочется предстать перед партнером в лучшем виде. Но хочу подчеркнуть: мы не знаем наверняка, что будет дальше. Технологии развиваются слишком быстро. Если бы лет пять назад мне кто-нибудь сказал, что люди будут смотреть на себя через AR-фильтры под странную музыку, я бы не поверил. Это было просто немыслимо!
Недавно в Instagram удалили маски, которые имитируют результаты пластических операций. Что вы об этом думаете?
У меня к этому неоднозначное отношение. Если вы и правда не любите свои губы или любую другую часть лица или тела — вы все равно пойдете и сделаете операцию, и инстаграм-маски тут ни при чем. В то же время я бы не хотел, чтобы из-за таких масок и фильтров завышались стандарты красоты и люди ощущали на себе прессинг.
Я согласен с тем, что Instagram несет большую ответственность за пропаганду суицида, селф-харма и анорексии, и я поддерживаю их недавний запрет на публикацию такого контента. При этом к «цензуре» в этой соцсети лично у меня по-прежнему есть вопросы. Например, здесь запрещено показывать женские соски, а вот фото искалеченных животных — пожалуйста. Странный моральный выбор!
Кроме Instagram-аккаунта вы активно ведете телеграм-канал, где публикуете контент, который в Instagram могут заблокировать — оторванные руки, хентай. Как вы вообще попали в Telegram?
Я узнал о нем, когда мне по работе предложили связаться с Telegram. Кажется, это были коллеги из Молдовы. Я переспросил, что это, заинтересовался. Скачал приложение, начал пользоваться. Мне оно нравится тем, что не принадлежит Марку Цукербергу и поэтому как будто вне цензуры. Да, мне приходили предупреждения в Instagram из-за определенного типа контента. Грозили удалить аккаунт. Поэтому я создал Telegram-канал и публикую там все, что бросает вызов «норме», но лично мне кажется эстетически привлекательным.
Что ждет нас дальше? Вы сказали, что мы пока и вообразить не можем, что будет через пять лет, но все же... Например, YouTube ввел фильтры для видео, параллельно растет популярность TikTok. Думаете, будущее за видео?
У TikTok много денег, и это ни для кого не секрет. Именно поэтому они сейчас развиваются по максимуму, делают кучу всего, тратят большие рекламные бюджеты. Я лично не пользуюсь TikTok, но некоторые его форматы считаю и правда интересными: они забавнее, безумнее, чем видео в Instagram.
Что касается технологий будущего, то AR-фильтры станут более детализированными и проработанными, их можно будет накладывать не только на лицо, но и на все тело — такие технологии наверняка уже есть у Snapchat. А еще уже можно «заставить» человека на видео делать или говорить то, чего бы он никогда не сделал или не сказал в реальной жизни. Знаете о кодах Erm и Deepfake? Это сложно объяснить, но я мог бы, например, снять с вами минутный видеоролик, затем обучить искусственный интеллект на полученных данных, а после ваше изображение «произнесло» бы любую нужную мне фразу. На вашем языке, вашим голосом.
Звучит как сценарий очередной серии «Черного зеркала».
Ну да, эта штука существует уже пару лет. И на ее основе уже появляются коммерческие приложения. Но, например, китайское быстро удалили, так как это очень опасно. В общем, пугающие перспективы.
А все-таки есть ли будущее у печатной прессы? Или однажды мы проснемся в мире, где больше нет газет и журналов?
То, что печатается на бумаге, уже сильно изменилось. Я до сих пор покупаю много прессы, но только ту, что предназначена для осознанного, вдумчивого чтения. Глянец я не беру. Мой выбор — The Economist, The New Scientist или The New Yorker. Нет, у модных журналов есть будущее, но, скорее всего, оно мало чем отличается от их настоящего.