Флория Сигизмонди + Катя Туркина
В начале декабря в Россию пришла ожидаемая парфюмерная новинка — аромат Gucci Bloom Profumo di Fiori, рекламную кампанию которого сняла легендарная клипмейкер, режиссер и фотограф Флория Сигизмонди. На ее счету видео Дэвида Боуи, Мэрилина Мэнсона, Джастина Тимберлейка и Дуа Липы. Для рекламы аромата Gucci Флория сняла героинь не меньшего масштаба: актрису Анжелику Хьюстон, певицу Флоренс Уэлч, модель и актрису Джоди Тернер-Смит и дизайнера Сюзи Кейв. Специально для The Blueprint фотограф Катя Туркина поговорила с Флорией о ее сюрреалистичных мирах, суровых зимах, играх разума, Линче и Тарковском — и, в частности, выяснила, что даже фотографу и режиссеру с таким стажем перед каждой съемкой необходимо собирать мудборд.
Флория Сигизмонди на съемках рекламной кампаниии GUCCI BLOOM PROFUMO DI FIORI, Умбрия, 2020
Флория, наконец-то мы связались, я очень рада!
Да, я тоже!
Сразу попрошу поделиться опытом. Как ты начинаешь работать над фильмом? Где находишь идеи, источники вдохновения?
Я начинаю с изучения темы, затем я обращаюсь к визуальным источникам, даже если они относятся к другому периоду, создаю подборки, коллекции. Я очень люблю этап разработки идеи, когда ты находишься в другом мире и создаешь возможность для зрителя тоже в этот мир погрузиться. Готовишь магическую ловушку.
Это ведь отдельный талант — находить то, что ищешь.
Сейчас классное время, чтобы заниматься исследованиями. Тем более что есть интернет. Насколько все было сложнее лет 20 назад! Мне приходилось покупать стопки журналов, со всеми разговаривать. А в наше время мир стал таким маленьким.
Поиск интуитивен. Все может начаться с фотографии или цвета на картине определенного периода. И эта зацепка ведет тебя дальше к чему-то другому. Вот что здорово в интернете. Это заменяет тебе книги об искусстве. У меня столько книг об искусстве, которые я собирала годами, их изучение отнимает столько времени...
С другой стороны, для меня процесс также важен, если не важнее, чем финальный продукт. Иногда ты гоняешься за чем-то, что может быть не связано с твоей работой, и находишь одно изображение, которое тебя просто уносит. Это может быть старая картина, или стихотворение, или строчка. И тогда приходит осознание, что ты движешься в нужном направлении. Ты чувствуешь, что все выстраивается как надо. Это просто волшебство.
В библиотеку ходишь?
Не хожу. Люблю зато книжные магазины, но в сложившейся ситуации обхожусь без них. А вообще я люблю просто бросить все на пол и построить мир, который нужно будет потом заснять.
А мудборды делаешь?
Делаю. Там могут быть цитаты, или картины, или старые фотографии. Я создаю мудборд, потому что считаю, что это облегчает процесс коммуникации, помогает членам команды говорить на одном языке. Для команды это легкий способ увидеть, что ты задумала, и это снижает вероятность того, что идея может быть понята неверно, особенно когда речь идет о кинематографической работе.
Съемки рекламной кампании Gucci Bloom Profumo Di Fiori, УМБРИЯ, 2020
СЪЕМКИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ GUCCI BLOOM PROFUMO DI FIORI, УМБРИЯ, 2020
КЛИП НА ПЕСНЮ ДЭВИДА БОУИ THE STARS (ARE OUT TONIGHT), 2013
Все интерпретируют по-своему...
Конечно, ведь возьмем хотя бы красный цвет. Он может быть ярко-красным или кроваво-винным. К счастью, мои навыки общения со временем улучшились. Когда я была художницей и работала самостоятельно — эти способности были не на высоте. Да и фотографируя, я обходилась даже без ассистента. Учиться разговаривать с людьми пришлось, уже когда я стала режиссером. Я поняла, что если мне не удастся заранее очень четко передать свою идею, объяснить четко свое видение, то на съемочной площадке будет уже поздно что-то менять. И значит, чем больше ты будешь общаться с командой визуально и на постоянной основе, чем больше встреч у вас будет, чем больше вы будете исследовать идею вместе, тем довольнее вы будете на съемочной площадке.
На съемочной площадке есть место спонтанности, интуиции?
В творческом процессе я абсолютно полагаюсь на инстинкты. Особенно это касается живописи, но эти же «мышцы» тебе нужны и на площадке. Здесь важно, какие слова ты подбираешь для актера, как работает свет: «А что, если переместить камеру на полметра влево». И происходит волшебство. Важно смотреть дальше того, что спланировано, ловить ощущение, которое подскажет, что можно поменять. И тебя никто этому не сможет научить, ведь то, что кажется правильным кому-то, может не казаться правильным тебе.
Получается, что живопись помогла тебе развить инстинктивное мышление?
Да-да! Все так!
ВИДЕОРОЛИК THE MACABRE DANCER С ТИФФАНИ ХЭДДИШ| NY TIMES MAGAZINE
ВИДЕОРОЛИК THE MANNEQUIN С СИРШЕЙ РОНАН| NY TIMES MAGAZINE
Это очень вдохновляет. А если бы тебя попросили назвать главный источник вдохновения, что бы это было?
Моя основная цель — унестись как можно дальше от реальности. Поговорить о жизни бывает здорово, но я всегда тяготею к метафизическому. Вот природа, например, по-настоящему волшебна. Я всегда думаю, что может унести нас от обыденности нашего мира, вещей, которые мы должны делать каждый день. Есть определенное ограничение, которое связывает нас с физическим миром, и я всегда пытаюсь увести нас от этого в магическое царство, в метафизическое царство.
Это в принципе то, что делает живопись.
Дело в том, что живопись может полностью нарисовать мир. Ты можешь создать новых людей, ты можешь поставить здание где угодно, ты можешь поселить кого-то на грибе. Ты не нарушаешь ничьи границы. Ты лишь создаешь мир, в который закладываются личные внутренние переживания, которые ты не можешь оформить в слова.
видеоролик Horror с Тимоти шаламе| NY TIMES MAGAZINE
Что тебе больше всего нравится в фотографии?
Я училась в художественном колледже, и мне нравился сюрреализм. Так что я пытаюсь привести фотографию к более экспрессионистской точке зрения, перспективе. Это также мне напоминает работу с живописью. При этом мне важно, чтобы снимок отражал не внешнее, а внутреннее.
Ты снимаешь на пленку?
Стараюсь, насколько это возможно. Но и цифровые технологии применяю с удовольствием. Для рекламы Gucci фильм мы снимали на пленку, а фотографии — на цифровую камеру — это позволяло мне пробовать и экспериментировать до тех пор, пока не получится нужный кадр.
Мне всегда нравилось использовать старые линзы, старое стекло на цифровой камере, потому что цифровое оборудование предназначено для того, чтобы поймать движение, чтобы снимать спорт, все очень четкое и реальное, и это не всегда то, как я вижу вещи.
Есть перспектива, с которой глаз смотрит на вещи. Когда я впервые соприкоснулась с новыми технологиями, я старалась запечатлеть абсолютно все. Но рассказывая историю, режиссер должен выбирать, на что будут смотреть зрители. Именно поэтому я использую старые линзы, старое стекло, я увожу что-то в расфокус, размываю.
Портрет Дэвида Боуи, Флория Сигизмонди, 1997
Ты когда-нибудь сама печатала свои фотографии в темной комнате?
В художественном колледже именно этим я и занималась. Проявляла снимки, печатала. Как-то я использовала целую коробку. Я помню, это стоило 50 долларов, и это были большие деньги. Я сидела под лестницей в этой подвальной квартире и делала все на коленке. Я поняла, что хочу понять пленку, научиться работать с ней. Со временем я точно знала, что мне нужно сделать, чтобы фотография выглядела как мне надо.
Я и сама люблю ручную печать. Я думаю, что это медитация и изучение предмета, а также исследование предмета любви. Это такой духовный акт.
Это все равно что танцевать. Ты играешь со светом и останавливаешься под нужным углом, чтобы фотография не получила слишком много света или цвета. И когда ты заканчиваешь, ты не знаешь, все ли сделал верно, пока фотографии не начнут проявляться. Это волшебно. Ты как бы подсаживаешься на химикаты.
Я хотела бы спросить тебя о тех потрясающих женщинах, с которыми ты работала для проекта Gucci. Каково это было?
Это было волшебно. Я и самих этих женщин всегда считала своего рода волшебницами. В них чувствуешь мифическую энергию, и они меняют мир вокруг себя. Они подобны богиням в волшебном саду, которые решили, что теперь будут здесь жить. И еще у нас была прекрасная идея о колодце желаний. Хотелось создать тонкий слой между двумя измерениями, реальностью и волшебным миром. Когда мы сделали им прически, макияж, они сразу превратились в неземных существ.
Кстати, нам было так жарко, это был самый жаркий день в году, а все были в бархате. Но мы выжили и создали нечто прекрасное, я думаю.
СЪЕМКИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ GUCCI BLOOM PROFUMO DI FIORI, УМБРИЯ, 2020
Получилось великолепно. Чем ты вдохновлялась для этого проекта?
Я включила в мудборд много картин Леонары Каррингтон, художницы-сюрреалистки. Мне нравятся ее работы. В них много мистицизма. Я часто обращаюсь ко многим ее работам как источникам вдохновения.
А у тебя есть любимый художник или эпоха?
Сложно назвать кого-то одного. Я сильно тяготею к сюрреалистам и дадаистам, поскольку они очень много экспериментировали. Мне нравится идея создания нового особенного мира. Работы Клода Каона, Мейера Гуггенхайма, Доротеи Таннинг бросают вызов разуму, ты думаешь, что здесь реально, а что нет.
Что важно в искусстве?
Произведение искусства — как будто комната, художник помещает нас внутрь и предлагает войти в дверь. Человек проходит через эту дверь и идет. А кем и куда он выйдет? Что за этой дверью? Это идея о том, как работает разум.
Моя главная цель — создать кино, имитирующее работу разума. В нем мы прыгаем из прошлых переживаний в эту комнату в собственном воображении. Это как воспоминание, в котором не ясно, что придумано, а что было на самом деле. И эти чувства, догадки, заблуждения приводят нас в новые места.
Леонара Каррингтон
СЪЕМКИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ GUCCI BLOOM PROFUMO DI FIORI, УМБРИЯ, 2020
РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК KNOWING THROUGH NOTHING ДЛЯ БРЕНДА NEWBARK
Наш мозг играет с нами в такие игры постоянно, никогда не знаешь, что точно было, а что тебе показалось.
Да, ведь когда кто-то рассказывает тебе историю, ты наполовину впитываешь ее, пропуская через собственный фильтр своих воспоминаний. У каждого художника есть конечная цель попытаться изобразить что-то новое, особенное, основываясь на личном опыте. Вот, например, потрясающий русский режиссер Тарковский, ты же его знаешь?
Конечно.
Вот он открывает ту часть твоего сознания, которая дает тебе возможность перенестись в другое измерение. Это очень уникальная чувствительность, очень уникальный способ рассказать историю на чувственном уровне.
А ты видела его полароидные снимки?
У меня есть книга с ними, давно ее не открывала.
Они очень похожи на живопись. Назови, кстати, свой любимый фильм?
Такой трудный вопрос. Мои предпочтения всегда меняются. Я бы сказала, прямо сейчас это — «Малхолланд Драйв».
Значит, любишь и Дэвида Линча.
Да, этот фильм отправляет тебя в путешествие в чье-то совершенно запутанное сознание. Ты не знаешь, что реально, а что является плодом воображения персонажа. Это просто фантастика. Это как дополнительный слой к реальности. Это та дверь, которая меня притягивает к себе.
Как часто ты бросаешь себе вызов?
Даже чаще, чем осознаю это. Если я что-то сделала раньше, то я стараюсь не повторяться. Если появляется работа, и это то, что я делала раньше, я пытаюсь взглянуть на нее по-другому. Да, куда проще повторить саму себя. Но как тогда смогу себя заинтересовать? Как я смогу превратиться в ребенка в кондитерской?
Это касается не только работы: я не могу несколько дней подряд носить один и тот же наряд и именно поэтому я люблю винтажную одежду. Она обладает силой телепорта. Ты можешь переместиться и почувствовать себя в 20-х, 30-х или 40-х. А когда ты примеряешь одежду от Алессандро [Микеле], ты и вовсе оказываешься в волшебном мире. Так что мой шкаф полон костюмов.
Где или когда тебе было бы интересно пожить один день?
Ух ты, еще один трудный вопрос! Я хотела бы оказаться в 20-х... В саду Фриды Кало... За кулисами Парижских театров...
А какое у тебя любимое место в нашей реальности?
Рим. Там повсюду история. То есть вот автобусная остановка, а рядом руины. И в последнее время я очень чувствительна к такому явлению, как старение камня. Просто у нас нет такого в Северной Америке. Риму свойственно относится с уважением к истории, и ты это ощущаешь на себе.
Да, это смешение реальности. Никогда не знаешь, что поджидает тебя за углом. Это может быть нечто вдохновляющее, старое, волшебное. И я испытываю то же самое.
Ты садишься на ступеньку и думаешь, сколько людей здесь сидели, ты закрываешь глаза, твои мысли уносят тебя в даль исторической памяти. Вау! Этот камень был здесь так долго?! А затем ты чувствуешь себя незначительным, как муравей. И осознаешь, что жизнь коротка.
СЪЕМКИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ GUCCI BLOOM PROFUMO DI FIORI, УМБРИЯ, 2020
Клип на песню Кэти Перри и Канье Уэста E.T.
Ты когда-нибудь была в России?
Никогда. Но я бы с удовольствием поехала!
Лучше подожди до лета.
Я выросла в Канаде, поэтому знаю, какой суровой может быть зима. Так что и правда с удовольствием бы приехала летом.
Я думаю, что это действительно прекрасное время для молодых кинематографистов, чтобы найти свой голос, потому что это гораздо доступнее, чем те же 15 лет назад.
Знаешь, сейчас даже аналоговое оборудование дешевле, чем раньше. Можно даже снимать на пленку, если действительно хочется. Это не так уж безумно дорого.
Что бы ты посоветовала молодым творческим людям, которые только начинают свою карьеру, ищут свой визуальный язык?
Это нормально подражать, когда ты учишься. Вы можете даже копировать кого-то до определенного момента, пока не найдете то, что делает вас особенными. Но самое главное — снимать, снимать, снимать.
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен