Краткая история макияжа музыкантов — от KISS до Микки Бланко
ТЕКСТ: МАША ВОРСЛАВ
Мужчины почти никогда не прекращали носить макияж, но в определенные моменты красились особенно ярко и даже концептуально. Рассказываем про самые запоминающиеся образы — и нет, просто черная обводка глаз в них не входит.
●
Начало 1970-х
Элис Купер
Отец шок-рока Элис Купер всегда любил провоцировать, хотя макияж для этого выбирал относительно простой. В книге Alice Cooper, Golf Monster он писал, что на раскраску лица его вдохновили фильмы «Что случилось с Бэби Джейн?» и «Барбарелла». От Бэби Джейн Купер взял скатавшийся, мрачный макияж с густой черной подводкой, а от Великого Тирана (играла Анита Палленберг) — пышные черные волосы и перчатки с выглядывающими из них кинжалами.
1970-е
KISS
Фирменный макияж KISS сильно напоминал грим кабуки: и там и там использовали только три цвета. У каждого из участников группы был свой узор на лице — и соответствующий ему характер. Например, гитарист Пол Стэнли — это огромная черная звезда на пол-лица у его альтер эго Стар Чайлда, а ударник Питер Крисс — кошка. До начала 1980-х они никогда не выходили на публику без макияжа, но потом они решили стать «нормальной» рок-н-ролл-группой и оставить его, что помогло привлечь новую аудиторию.
1972
Питер Гэбриэл
Театральность Питера Гэбриэла (который сегодня выглядит удивительно обыкновенно) сравнима разве что с неземным образом музыканта-перформансиста Клауса Номи. В отличие от Номи, Гэбриэл постоянно менял внешний вид: выступал с маской лисы и в платье жены в туре Foxtrot, потом наряжался в черное трико и выбеливал лицо под вампира, надевал шлем Британии и красился под него же. После выхода из Genesis в 1975 году он на несколько лет забросил эксперименты с макияжем.
1973
Самый ли это известный андрогинный певец в мире? Да. Знаком ли макияж Зигги Стардаста и Алладина Сейна даже тем, кто не знает этих альтер эго Боуи? Да. «Я всегда ощущал странную жажду быть чем-то большим, чем просто человеком. Человеком я чувствовал себя тщедушно и решил быть суперменом», — говорил он Rolling Stone. В 1973 году певец дал интервью журналу Music Scene именно о макияже; сайт Into The Gloss сделал его конспект. Тридцатичетырехлетний Боуи завещал покупать косметику за рубежом, использовать знаменитый крем Elizabeth Arden Eight Hour Cream как хайлайтер и не носить много глиттера на глазах — чтобы он в них не попал.
Вторая половина 1970-х
Сильвестр
Про Сильвестра принято говорить в мужском роде, хотя в то же время его называли «Королевой диско», а его биограф Джошуа Гэмсон писал, что «для Сильвестра гендер был предметом ежедневного выбора». Сегодня певец наверняка бы идентифицировал себя как квир-человека, а тогда воспринимал свой публичный образ как продолжение его настоящего. В макияже он не выходил за пределы модного женского: другое лицо косметикой не создавал, а вот яркие смоки, румяна и помады любил.
1976
Кинг Даймонд
Макияж Кинга Даймонда внешне очень похож на маски KISS и Элиса Купера, но идейно ближе к последнему: Даймонду важно было создать образ будто из хоррора с намеком на сатанизм. В ход пошли простые средства: напоминающая кровь красная краска, черные кресты, белила. Какое-то время он выступал вместе с черепом по имени Мелисса, а для крепления микрофона использовал скрещенные кости.
1980
Стив Стрейндж
Стив Стрейндж — один из главных представителей течения «новый романтизм» (New Romantic). Дистанцируясь от панков, «романтики» специально наряжались и носили макияж, который украшает. На лице Стрейнджа, в то время лидера группы Visage, могли просматриваться целые картины, но часто он просто ярко подводил глаза и красил губы. Краситься он не переставал до самой смерти в 2015 году, хотя со временем макияж стал почти натуральным.
1982
Ди Снайдер
Макияж участников металл-группы Twisted Sister должен был подчеркивать ее название, поэтому они выглядели как дрэг-квин, ничего не понимающие в косметике. У солиста Ди Снайдера вид был самый контрастный: толстый слой голубых теней, блестящая красная помада, черная подводка и даже мушка. Сегодня такой макияж мог бы появиться в любом андеграундном журнале — особенно если модели выглядели бы как сами Twisted Sister.
1984
Бой Джордж
Бой Джордж — еще один известный «романтик». В отличие от вокалиста Adam and the Ants Адама Анта, который просто рисовал белую полосу через лицо, Джордж любил сочетать все цвета радуги и делать брови-запятые. В 1984 году в таком виде он даже появился на обложке английского Cosmopolitan. Еще Бой Джордж носил дреды — культурную апроприацию тогда не обсуждали, а вот сегодня такую прическу ему бы не простили.
1985
Пит Бернс
Примерно до 1994 года, пока не случились десятки пластических операций, Пит Бернс выглядел примерно как Ру Пол в своей трэш-молодости, только поаккуратнее. В знаменитом клипе Dead or Alive ''You Spin Me Round'' у него острые восьмидесятнические смоки, перламутровая белесая помада и асимметричная гофрированная грива. Позже Бернс стал похож на Аманду Лепор — так сильно операции изменили его лицо. В интервью ShowStudio 2011-го года в нем не узнать артиста из 80-х, но Пит относился к внешности и гендеру спокойно: «Люди всегда хотят знать, би я, или трансгендер, или кто. Забудьте эти ярлыки, нам нужна другая терминология, которую еще не придумали. Я просто Пит».
1990
Мэрилин Мэнсон
Мэнсон в рамках своего макияжа долгие годы остается консервативен, точнее — верен себе. С тех пор как у MAC появилась винно-коричневая помада Diva, он пользовался только ей. На заре карьеры ему случалось даже красть косметику из магазинов: известно, что это была подводка Maybelline и популярная в то время сухая тональная основа Max Factor Pan-Cake, которую изобрели еще в 1940-х. Мы все знаем, что для Мэнсона макияж не средство приукрасить лицо, а способ выглядеть так «плохо», как хочется. Теперь у него в косметичке около пяти вещей — верит, что ограничения стимулируют креативность.
2005
Майкл Стайп
В туре группы R.E.M. ее лидер и вокалист Майкл Стайп перед выступлениями рисовал на лице синюю маску. Это не единственный макияж, который он примерял: голубые «смоки» и подводку фанаты видели и раньше, но маска оказалась самой яркой. По слухам, придумал он ее из-за неуверенности в себе: мол, у Стайпа, как и у всех, есть свои слабые точки, которые «не позволяют ему превратиться в противную мировую поп-звезду».
Вторая половина 2000-х
Билл Каулитц
Братья-близнецы Каулитц всегда приковывали больше внимания, чем остальные участники группы Tokio Hotel. Во второй половине нулевых, когда группа стала мегапопулярной, гитарист Том носил дреды и пирсинг, а вокалист Билл — аккуратные черные смоки и гриву черных волос с белыми перьями. Выглядел он, в отличие от брата, андрогинно и даже феминно. В 2009-м, когда Биллу было всего 20, его снял Карл Лагерфельд для юбилейного выпуска немецкого Vogue. Сейчас певцу 28, и с братом они выглядят очень похоже.
2010
Адам Ламберт
Сейчас Адам Ламберт красится натурально, а пять — десять лет назад он носил макияж как у типичного американского инфлюенсера в инстаграме (за тщательный подход к одежде и каждому выступлению его называли Леди Гагой). Эстетики глэм-рока он с тех пор придерживается, хотя в 2012 году появился на нетипичной для себя минималистской обложке журнала Fiasco — чтобы еще раз показать, что каждый может выглядеть как угодно. «Широкая публика смотрит на меня и думает: "Это так по-гейски", но если вы спросите самих геев, они скажут, что никогда бы так не оделись», — комментировал он свой привычный стиль.
2012
Микки Бланко
Микки — один из родоначальников квир-рэпа. За свою недолгую, но яркую шестилетнюю карьеру он успел публично посомневаться в собственном гендере (и остановиться на мужском) — это подарило зрителям массу полусырого, современного дрэга от вообще-то серьезно настроенного рэпера. Мужчина-Микки не перестал краситься, все так же любит накладные ресницы и часто сам делает макияж для съемок. В 2016 году стал неофициальным лицом MAC и дал интервью для сайта компании — в том числе о жизни после объявления своего положительного ВИЧ-статуса.
2016
hmltd
Лондонцы HMLTD попали во все модные журналы — от Dazed до только что закрывшегося Interview. Выглядят все шесть участников всегда так, будто вышли с последнего показа Vivienne Westwood, Manish Arora или Gucci. HMLTD признают, что на них сильно повлияла и дрэг-культура, и club kids, и «новые романтики», — выработанная эстетика получилась настолько мощной, что привлекает внимания не меньше, чем сама музыка.