Как седина стала модной
Все больше женщин на Западе — а с недавних пор и в России — перестают стесняться седины и отказываются от регулярных окрашиваний. Есть и те, кто специально отдает немаленькие деньги, чтобы покраситься в металлический оттенок, напоминающий цвет седых волос. Откуда пошел этот тренд и как долго он продержится?
«Все равно что бороться с Тихим океаном»
Американке Марте Траслоу Смит 27 лет, и ее волосы седые уже примерно на треть. Заметная седина появилась у девушки в 20 с небольшим, а в 24 она из принципа отказалась от краски для волос — чтобы доказать себе и обществу, что в седых волосах нет ничего отвратительного и что они не делают женщину ни «некрасивой», ни «старой». Увлекшись темой, Марта стала собирать истории таких же, как она, — женщин, которые решили гордиться сединой, а не скрывать ее. Все это вылилось в проект Grombre, у которого теперь есть сайт и Instagram с 134 тысячами подписчиков. На сайте Смит публикует интервью с героинями, которые не боятся седеть, вдохновляющие фото стильных седых блогерш и подборки вещей, который помогут скопировать их образы. Instagram-аккаунт посвящен исключительно реальным историям и снимкам женщин, которые те сами присылают Марте со своими комментариями — здесь есть как пожилые, так и те, кому, как и создательнице проекта, еще нет и тридцати. «Иногда у меня все еще возникает желание покрасить волосы, — пишет под своим фото @enyart333, переставшая закрашивать седину в феврале 2019 года. — Но я тут же представляю, как великолепно мои длинные серебристые волосы будут выглядеть через два года (Просто. Надо. Потерпеть). Я должна пережить эту фазу отрастания, глядя на вещи с юмором. Еще пригодится немного красной помады». «Я получала множество негативных комментариев из-за своих седых волос, — признается еще одна участница проекта под ником @acharlsmusic, девушка, чьи корни волос едва тронуты серебристым. — Столько женщин чувствуют себя обязанными подчиняться стереотипам, царящим в обществе, и, в частности, красить седые волосы. Я не буду одной из них! Я такая, какая есть: я Андреа, мне 20 с небольшим, я не стесняюсь своей натуральной красоты и готова покорить мир».
Сама Марта говорит, что запустила проект отчасти в психотерапевтических целях: «Одной из причин было мое желание начать альтернативный диалог о женской седине и ответить на несколько вопросов, которые я сама себе задавала: неужели правда, что седые волосы делают меня уродливой и означают, что я больше недостаточно хороша?». Очевидно, что ответом стало «нет» — как для Марты, так и для всех героинь Grombre — сейчас в Instagram уже больше 1300 публикаций.
![](/upload/12573/1edb72acac5367d89f135b6bf7eb4bdb.jpg)
Марта Траслоу Смит
Смит не единственная, кто пытается переосмыслить женскую седину как явление и избавить ее от негативных ассоциаций. Кроме платформ Grombre есть, например, фотопроект Silver: A State of Mind, запущенный американским фотографом Вики Топаз в 2008 году, когда ей самой был 61 год. Он представляет собой галерею портретов женщин — преимущественно творческих профессий, — которые не стесняются натуральной седины. В отдельном разделе на сайте проекта приведены цитаты героинь — их рассуждения о принятии себя, феминизме, ролевых моделях и возрасте. Топаз потратила на съемки и интервью в общей сложности четыре года, побеседовав с 52 женщинами. В 2012 году в калифорнийском городе Новато, в Институте исследования старения, состоялась выставка снимков из проекта. «Седина — это для многих повод затронуть куда более глубокие темы: тему возраста и того, что он с собой несет; какие трудности и какие радости, — говорит Вики. — Думаю, все мои героини по-настоящему любят свои волосы. Хотя некоторые признались: если бы, взглянув в зеркало, заметили, что седина приобрела желтоватый оттенок вместо красивого серебристого, покрасились бы, ни минуты не раздумывая». Впрочем, сама Топаз не скрывает, что седину закрашивает — и в ближайшее время не собирается прекращать ходить в салон.
Silver: A State of Mind
В числе других проектов, прославляющих седину, можно упомянуть Instagram Young And Gray, который ведет 31-летняя Элизабет Коллинз, начавшая седеть в 13 лет. Или аккаунт Nic Went Gray, в котором свои фото выкладывает абсолютно седая Николь Эндрюс тоже тридцати с небольшим лет. Кроме того, седина больше не проблема и для многих знаменитостей и трендсеттеров — в последнее время таких становится все больше. Не красят волосы Хелен Миррен, Дайан Китон, Джуди Денч, Гленн Клоуз, Джейми Ли Кертис, Дафна Гиннесс, кантри-певица Эммилу Харрис, звезда французской эстрады Франсуаза Арди, модная гуру Линда Родин, модели Айрис Апфель и Кармен дель Орефис, доказавшие всему миру, что женщины старше 80 могут заключать миллионные контракты с брендами и модельными агентствами.
Отказались от окрашивания редактор британского Vogue Сара Харрис — она ходит с сединой примерно с 20 лет — и французская модная журналистка, блогер и писательница Софи Фонтанель. Последняя перестала закрашивать седые волосы, когда ей было уже за 50, а процесс отрастания седины подробно документировала в Instagram под тегом #uneapparitionsophiefontanel, а затем и в книге Une Apparition («Явление»), вышедшей во Франции в 2017 году. Фонтанель убеждена, что прятать седину женщин заставляют исключительно социальные предрассудки, которые необходимо навсегда оставить в прошлом: «Признаки старения — это не катастрофа, — говорит она. — И борьба с ними — все равно что битва с Тихим океаном. Здесь нельзя победить. В одном месте вы одерживаете верх, а в другом вас обязательно накроет волна... [Жаль только], что сейчас нет женщин с седыми волосами, которые могли бы стать примером для подражания. Их нет и на обложках журналов».
Young And Gray
Nic Went Gray
![](/upload/12573/381f29ec313c1169dc7ac6eb4a3fa43c.jpg)
Джуди Денч
![](/upload/12573/f7071fbbd6960ed9a7256d9ba2177359.jpg)
Хелен Миррен
![](/upload/12573/59834a267723304ef4ed76e2d2df909a.jpg)
Франсуаза Арди
![](/upload/12573/34b2a1f5a39f1ccd31fe68f70d41c772.jpg)
![](/upload/12573/96c669f23b924d4b6ad1c1aaa8bc1774.jpg)
Софи Фонтанель
Айрис Апфель
Сара Харрис
Впрочем, здесь Фонтанель или заблуждается, или немного лукавит. Седоволосые ролевые модели, конечно, есть. Кроме реальных женщин седину носят и вымышленные, ставшие в наши дни настоящими символами поп-культуры. Так, еще в 2006 году на экраны вышел фильм «Дьявол носит Prada», в котором воплощение power woman Миранда Пристли в исполнении Мерил Стрип носит коротко стриженные седые волосы. Причем в те годы это было настоящим прорывом для Голливуда — и неожиданностью для публики. Многих натуральный цвет волос Миранды шокировал. «В реальной жизни ни одна женщина-главред, достойная своих туфель Manolo Blahnik, не позволила бы себе ходить с белыми волосами!» — негодовали некоторые комментаторы в сети. Разумеется, решение оставить Пристли натуральный цвет волос не было случайным: его приняли коллегиально при участии самой Мерил Стрип. «Мы [c Мерил] подробно изучили вопрос, — говорит продюсер картины Венди Финерман. — И поняли, что у всех выдающихся женщин из мира моды, будь то Полли Меллон, Лиз Тилберис или Диана Вриланд, было и есть нечто запоминающееся во внешности. Что-то, что можно назвать их отличительной чертой; особенностью, которая позволит им достичь высот». В случае с Мирандой Пристли седина стала одновременно и воплощением некой богемности и эксцентричности и, конечно, независимости и способности идти против правил.
![](/upload/12573/dd8e13c82202c6972d18a9ef398669b8.gif)
Миранда Пристли в исполнении Мерил Стрип
Героиня Стрип стала примером для многих женщин за 50 и даже младше. «Стоило мне только взглянуть на Миранду Пристли, эту начальницу из преисподней, как я едва не ахнула от восхищения. Прямо здесь, на большом экране, мне показали привлекательную, облеченную властью женщину, которая носит свою серебристую копну волос с вызовом и гордостью», — писала в год премьеры фильма колумнистка The Slate Бет Фреркинг, тоже в один прекрасный день решившая не закрашивать седину.
О возрастающей популярности седины пишут Glamour, Allure и даже BBC. Последние приводят статистику Google Trends, которая подтверждает, что количество запросов со словосочетанием grey hair («седые волосы») в Google неуклонно росло в течение последних десяти лет и достигло пика в 2016-м. После число слегка снизилось, но до сих пор остается довольно высоким — программа приписывает ему 90 баллов из 100 по шкале популярности на сентябрь 2019 года.
«До недавних пор именно к женской седине относились предвзято, потому что мужчинам всегда позволялось выглядеть на свой возраст, ведь в большинстве культур чем мужчина старше, тем он могущественнее, — рассуждает в разговоре с The Blueprint об истоках этого явления историк моды, директор нью-йоркского Музея Института технологии моды Валери Стил, — и наоборот, женщины старшего возраста перестают быть фертильными, поэтому их социальная значимость понижается. Они становятся старухами, ведьмами. Единственный позитивный аспект женского старения — это то, что она может войти в роль матери состоявшегося мужчины. Или в роль властной свекрови фертильной женщины. Но сейчас все больше женщин перестают закрашивать седину — и этот тренд связан с трендом на бодипозитив и в том числе на принятие любого возраста и связанных с ним изменений».
![](/upload/12573/088743ef224770b4074bf51ecd18aa4f.jpg)
«Стоит задуматься о том, что с этим делать»
Среди российских знаменитых женщин тех, кто не закрашивал бы седину, практически нет. Одно из исключений — популярная в 1990-е годы телеведущая Светлана Конеген, известная своей эксцентричностью. Актрисы, певицы и телеведущие, стремящиеся соответствовать «классическим» канонам, по-прежнему предпочитают седые волосы прятать — отчасти под их влиянием это делают и обычные женщины. И не только женщины. «Примерно 65% всех моих клиентов просят закрасить им седину, — говорит hair-стилист и национальный амбассадор Wella Игорь Кимяшов, который в числе прочих работает с Аленой Долецкой. — Буквально один-два человека ее не закрашивают, и это люди старше 50. Иногда, когда седина только появляется, в 30–35 лет, и ее еще совсем мало, женщины просят не закрашивать ее, а слегка замаскировать бликами. Особенно популярна маскировка седины у мужчин — ее просят убрать 90% процентов. В принципе, я согласен с клиентами и считаю, что седина мало кому идет. Если вы, например, обладательница смуглой оливковой кожи и седины красивого серебристого оттенка, то будете выглядеть с седыми волосами прекрасно, даже если молоды. Но если седина у вас с желтоватым оттенком, а кожа бледная, то, на мой взгляд, стоит все-таки задуматься о том, что с этим делать».
Соосновательница сети салонов Birdie Ксения Туманова утверждает, что помимо чисто эстетических причин, по которым большинство клиенток продолжают закрашивать седину, есть и другие, более прозаические: «По своему строению седые волосы более жесткие и пористые, то есть отличаются от основной массы волос еще и по текстуре. Краситель в этом случае выступает еще и как уходовое средство, смягчая волосы, делая их более мягкими и эластичными».
Но мода на седину постепенно приходит и в Россию. В 2009 году фотограф Игорь Гавар запустил блог о стиле пожилых людей «Олдушка», который стал таким популярным, что через несколько лет основатель открыл модельное агентство для людей старше пятидесяти с таким же названием. Сегодня многие модели «Олдушки» стали если не звездами, то людьми, довольно востребованными в индустрии: они снимаются для лукбуков и в рекламных кампаниях магазинов типа Laмoda и Wildberries, для глянца — как нишевого, так и вполне массового, вроде Flacon и закрывшегося уже SNC, участвуют в показах российских брендов. Примечательно, что большинство моделей обоих полов здесь с великолепными седыми волосами — и заказчиков это нисколько не смущает.
![](/upload/12573/d9f4b16938162f1b25bfeef83229c6b2.png)
Модели агенства «ОлдушкA»
Самая известная модель «Олдушки» — 64-летняя Валентина Ясень из Санкт-Петербурга, женщина с длинными белоснежными локонами. Валентина в числе прочего снималась для испанского бренда Adolfo Dominguez, для российского 12Storeez и в лукбуке магазина Gate 31. В прошлом году Ясень стала моделью года по версии российского Glamour и гостьей шоу «Вечерний Ургант». В Instagram у нее больше 19 тысяч подписчиков.
Валентина признается, что начала седеть в 40 лет и много лет подряд красила волосы — но в какой-то момент на регулярные походы в салон перестало хватать денег. В итоге цвет ей начал нравиться — она утверждает, что никогда его не стеснялась и довольно быстро приняла себя. Правда, не все знакомые были от такого решения в восторге: «Одной моей приятельнице около восьмидесяти лет, и она красится в блондинку. Однажды мы увиделись после долгого перерыва, и она буквально выпучила глаза: «Что ты с собой делаешь?! Да ты просто лентяйка!» — рассказывает Ясень. Это был единственный раз, когда кто-то раскритиковал ее за натуральную седину. «Я даже представить не могла, что у меня когда-нибудь будет такой прекрасный цвет волос! — продолжает Валентина. — Сама я бы никогда его себе не придумала. И я не понимаю, почему я должна его менять?! Это же мое, родное. Иногда мне кажется, что, если я уберу седину, мои морщинки осиротеют».
Все чаще выбор в пользу натуральных белоснежных и серебристых волос в нашей стране делают и условно обычные женщины — журналистки и инсайдеры модной индустрии. Например, не закрашивает седину литературный критик Анна Наринская. Она признается, что для нее это своего рода заявление, особый жест, призванный разрушить стереотипы, связанные с возрастом — особенно женским: «Общественный договор предполагает, что быть молодым лучше, чем немолодым. Как-то не хочется совпадать с этой банальностью. Мне кажется, было бы здорово, если бы все женщины решали, что им делать с собой, ориентируясь только на собственный выбор, а не спущенные нам сверху стандарты». Анна не скрывает, что иногда тоже сталкивается с негативной реакцией на свой цвет волос. Причем, как и в случае с Валентиной Ясень, женщины оказываются более критически настроенными, чем мужчины: «Думаю, некоторые видят в этом нечто вроде предательства. Мол, мы же все договорились, что мы за собой следим, а ты...».
Шеф-редактор The Blueprint Юлия Выдолоб не изменяет натуральному серебристому оттенку волос уже несколько лет и, в отличие от предыдущих героинь, «антикомплиментов» пока не получала: «Друзья и ближний круг реагируют прекрасно — всем нравится, — говорит она. — Иногда вижу, что, условно говоря, продавцы в продуктовом магазине считывают во мне „творческую личность“. Подозреваю, что незакрашенная седина вкупе с короткой стрижкой для них является каким-то маркером богемности и эксцентричности. Периодически замечаю взгляды других женщин на улице, и выражение их лиц такое, будто они сделали для себя открытие: а что, так можно было? Отказаться от частых окрашиваний было огромным облегчением, и мне очень нравится, как выглядят сейчас мои волосы».
Валентина Ясень
Анна Наринская
Натуральное vs. искусственное
![](/upload/12573/65b6b4cfda785d9d1deb8108caeac3b4.jpg)
Когда говорят о моде на седину, имеют в виду не только натуральные серебристые оттенки: вот уже несколько лет популярна седина искусственная — окрашивания в «металлик» или радикально светлый холодный блонд. Из звезд их уже носили (и носят) Леди Гага, Пинк, Рианна, Винни Харлоу и Билли Айлиш. Отчасти именно благодаря этой моде седины постепенно перестают стесняться и те, у кого она натуральная, — теперь довольно сложно понять, действительно ли волосы у человека седые или это сложное и дорогостоящее окрашивание. Журналистка Дарья Эванс-Радова проходила с волосами, выкрашенными «под седину», четыре года и теперь уверена, что, как только у нее появится натуральная седина, закрашивать ее она не будет: «В разговорах со своим колористом я часто шутила: „Когда я уже поседею?!“ — так что появление настоящих седых волос для меня будет скорее праздником. Закрашивать седину я точно не буду, но, конечно же, буду „калибровать“ оттенок. Да вообще можно будет разгуляться — ведь это отличная база для цветных прядей или цветных кончиков».
Впрочем, к тренду на «искусственную седину» многие относятся скептически — и не приветствуют ее сравнения с сединой настоящей. «Я бы не называла модные сейчас в Instagram волосы серого оттенка сединой, — говорит соосновательница Birdie Ксения Туманова. — Это скорее вариация на тему фильтров, которые стало возможным как бы перенести из онлайн-пространства в реальный мир». Мысль развивает основательница проекта Grombre Марта Траслоу Смит: «Я не понимаю этого сравнения, — рассуждает она. — Натуральная седина — это про ваши отношения с собой, про принятие себя и своего будущего, своей уязвимости. Ее можно считать бессловесным публичным заявлением о том, что вы живой человек. В то время как окрашивание — это просто цвет, который вы сами выбираете и который в любой день можете поменять. Он вовсе не обязательно что-то говорит о вашем подлинном «я».
Разграничивать два тренда предлагает и историк Валери Стил, которая полагает, что у моды на натуральную седину — по крайней мере в США — совершенно другие истоки, чем у тренда на «металлическое» окрашивание: «Здесь я чаще слышу разговоры именно о натуральной седине, — замечает Стил. — А это значит, что, скорее всего, конкретно эта тенденция восходит к старой как мир дискуссии о противопоставлении естественного искусственному. Пуританское движение в Америке и Англии всегда было очень враждебно настроено по отношению ко всему ненатуральному, которое считалось фальшивым, а проще говоря, лживым».
Леди Гага
![](/upload/12573/e08e00fbb9bba35fb53276f57127b7b4.jpg)
Рианна
![](/upload/12573/b0191a93b3dcc539b537151e6c420c9b.jpg)
Винни Харлоу
![](/upload/12573/074acff6253b481ffb4bcf3d2c09b2bf.jpg)
Билли Айлиш
Что дальше?
Окажется ли мода на седину временным трендом или совсем скоро женщин с натуральными седыми волосами вообще перестанут воспринимать и как «старых» и как «богемных» и «эксцентричных» — женская седина просто будет считаться обычным цветом волос вроде темно-русого или рыжего? Валери Стил не скрывает скептического отношения к явлению: «Честно говоря, я сомневаюсь, что натуральная седина станет по-настоящему популярной даже на Западе, не говоря уж про другие регионы, — считает она. — Почему? Все просто: закрашивая седину, женщина получает возможность выглядеть если не совсем уж молодой, то хотя бы моложе. А мало кто из женщин осмелится выглядеть слишком зрело».
Ее слова косвенно подтверждают новости beauty-индустрии, которая предлагает все более усовершенствованные средства для борьбы с сединой — это значит, что спрос на них, скорее всего, высок. Например, в линейке L’Oréal Professionnel не так давно появились специальные краски для камуфлирования седых волос — для тех, у кого их пока не слишком много: в палитре есть только натуральные оттенки (чтобы волосы не выглядели окрашенными), а сами красители наносятся только на поседевшие пряди, чтобы нивелировать контраст между ними и прядями, сохранившими пигмент. Такое окрашивание считается щадящим и очень быстрым — занимает от 5 до 15 минут. Также есть очень быстродействующие средства для домашнего использования — шампуни, консилеры и камуфлирующие гели, предназначенные именно для маскировки седины. Причем многие из них созданы специально для мужчин. «Лично я исправно каждый месяц закрашиваю маме седые корни, и мне так больше нравится. Я бы не хотел видеть маму седой, — комментирует hair-стилист Игорь Кимяшов. — И я не представляю всех своих клиенток внезапно идущими по улице с седыми волосами. Большинство седых женщин, которых я встречал, я все-таки хотел бы перекрасить».
Вероятно, натуральная седина, хоть и превратится в привычное явление, все же не станет глобальным трендом еще и потому, что многие женщины (а в последнее время и мужчины) просто очень любят перемены — и красят волосы не столько чтобы спрятать седину, сколько чтобы увидеть принципиально другое отражение в зеркале. «Мне очень нравится меняться, я лет с 16 не ходила в одном образе дольше года, — признается старший редактор The Blueprint Ольга Страховская, которая примерно 10 лет назад обнаружила у себя первый седой волос и не стала отращивать седину. — Да, мне хочется думать, что лет в 60 я обзаведусь элегантным седым каре (это безумно красиво!), но не исключено, что на самом деле буду до упора перебирать блонд, каштановый, медный, русый — и еще что-нибудь, что изобретут к тому времени».