Московский рынок в Санкт-Петербурге
У вас появилось еще одна причина (если она вообще нужна) отправиться в Питер. Особенно если вы интересуетесь архитектурой и/или хорошей едой: здесь заработал обновленный Московский рынок — с лучшими фермерскими продуктами, множеством гастрономических корнеров и интерьером, где просто приятно находиться. Рассказываем, на что смотреть и что пробовать в первую очередь.
Выйдите из метро «Электросила», перейдите Московский проспект. Прогуляйтесь пять минут по улице Решетникова, и по левую руку от вас окажется светло-желтое здание с большими прямоугольными окнами. Внутри: серый бетон, серый гранит, серый мрамор, белая штукатурка, ностальгические прозрачные стеклоблоки. В воздухе — самые разные ароматы: острые, пряные, сладковатые. Они заставляют оторвать взгляд от трех гигантских люстр к самобытным, но все же унифицированным фуд-корнерам с дагестанской, итальянской, японской и тайской кухней — с фобо, пельменями, пончиками, хот-догами. Гастрономия буквально соревнуется с архитектурой на Московском рынке, который недавно снова открылся в Петербурге.
Восстановлением объекта занималась та же команда, что возвращала к жизни Василеостровский рынок. Задачи переделать Московский от фундамента до крыши не стояло — речь шла о реставрации и реновации, ведь все, что нужно для современной фуд-Мекки, там уже было сделано 70 лет назад.
«Как сейчас стала актуальна концепция готовой еды, в 50-е годы была актуальна концепция колхозных рынков, — рассказывает идеолог проекта Александр Шавлиашвили. — Буквально за десятилетие были построены и перестроены большие колхозные рынки. Московский, Мальцевский, Приморский строились по проектам архитектора Олега Голынкина, Василеостровский и Андреевский — по проекту Михаила Климентова. И все они делались фундаментально, а нам досталось это наследие. Людей, которые их возводили, уже нет в живых, но полы, которые они сделали, остались и на Василеостровском, и на Московском. Такой терраццо сейчас делают почти во всех модных ресторанах, а мы просто его восстановили».
Не то чтобы просто — закатать все под плитку, по расчетам Александра, было бы дешевле, зато прослужит гранитный терраццо еще сотню лет, даже если по нему будут ежедневно ходить тысячи человек. А еще он классно моется, отлично держит температуру — другими словами, за семьдесят лет этот пол не потерял ни актуальности, ни практичности.
И пол не единственное, что удалось спасти. Если вы бывали на Московском рынке до его «перерождения», то, скорее всего, легко его узнаете и теперь, уже освободившимся от магазинчиков с одеждой и электроникой. С технической точки зрения здесь поменяли все от кровли до электрики, а с архитектурной — сохранили все, что могли.
«В здании было все, что нужно: один большой зал с 13-метровым сводчатым потолком и естественным светом для размещения основных ресторанных и рыночных концепций, прилегающие по периметру небольшие помещения для отдельных ресторанчиков и продуктовых отделов, большой цокольный этаж для подсобных помещений, большой двор с отдельно стоящими зданиями — для ресторанов и летних посиделок, и малый двор — уютный, зеленый, камерный. Оставалось совсем немного — все продумать и прорисовать, — рассказывает Дмитрий Лепехин, один из дизайнеров студии F17DESIGN. Он вместе с Анной Филипповой занимался планировкой и интерьерами Московского, а ранее еще и Василеостровского рынка. — Основная идея реконструкции Московского рынка заключалась в том, чтобы восстановить основу и наполнить ее деталями и новыми смыслами. Так, например, появились стеклоблоки в конструкции корнеров — при постройке здания в 50-х все оконные проемы были сделаны именно из стеклоблоков, из-за чего Московский рынок тогда назвали первым в стране „стеклянным“ рынком. Мы восстановили пол, который выполнен в виде советского терраццо с геометричным рисунком разных цветов и композицией с рыбами в центре зала. Реставрация заняла много времени и сил, но эффект однозначно стоил того».
Фонари на корнерах снабжены фирменным знаком Московского рынка. Они, как и все декоративные светильники в этом проекте, были сделаны на заказ по эскизам Анны и Дмитрия. Латунные кольца подчеркивают высоту колонн за счет двусторонней подсветки, а медальоны с эмблемой рынка логично довершают колонну по верхнему фризу.
В уборных же главным акцентом, по словам Дмитрия, стали зеркала: «Они выполнены в виде резных наличников, которые являются символом народной архитектуры. Чтобы вписать столь исторический элемент в современное пространство, мы их покрасили ярко-желтым и разместили на фоне плитки того же цвета».
Каждый карниз, профиль, элемент, который сохранился с момента постройки здания, команда F17DESIGN восстановила. А каждый новый элемент корнеров, ограждений, светильников — это, по сути, попытка подыграть уже созданной архитектуре.
«Но кое-что мы все же добавили. Например, по длинным сторонам основного зала появилась антресоль со столиками, а под ней — главные линии корнеров, — рассказывает Лепехин. — Дальше эта мысль развилась в систему мостов, смотровых балкончиков и центрального острова. Это влияние города, в котором находится рынок, — вся архитектура антресоли напоминает набережные Петербурга с ограждениями, фонарями, чувством высоты, когда смотришь на воду с моста. Вообще, эта многоуровневость пространства, возможность посмотреть с разных точек и разной высоты цепляет, тут хочется гулять, как по городу, рассматривать перспективы, что открываются за новым поворотом».
Но больше всего хочется рассматривать три гигантские люстры — точнее, ты просто не можешь этого не делать, они буквально приковывают к себе взгляд. И их конструирование само по себе стало вызовом для дизайнеров. После открытия Василеостровского его 11-метровая люстра получила много лестных отзывов и стала краеугольным камнем ресторанной зоны. Поэтому придумывать люстру для Московского было немного волнительно: условия схожи, а получиться должно было не хуже. «Было много эскизов и поиска, пока в какой-то момент мы не пришли к выводу, что одной люстрой тут не обойтись, — вспоминает Лепехин. — А дальше мы просто сопоставили стилистику здания, его идеальную симметрию, строгость, и нужная форма нашлась. Чтобы три люстры не казались слишком громоздкими, мы решили использовать полупрозрачный акрил и скрытые источники света, получилась такая современная интерпретация советских светильников, легкая и монументальная одновременно». А еще они будут опускаться по вечерам на лебедке, как говорит Александр — «для создания атмосферы».
Еще одна деталь — не такая заметная, как гигантские люстры, но наполненная особым смыслом, — дубовые столы и скамейки. Они также поддерживают идею создания проекта на века. «За ними и на них можно сидеть десятилетиями, а потом реставрировать по необходимости, — говорит Шавлиашвили. — Они сделаны в Санкт-Петербурге и Вологде. А над нашими стульями трудились ремесленники из Италии. Стулья штабелируемые и очень удобные. И тоже почти вечные».
Но красота и вечность не единственное, о чем думали создатели пространства. Много внимания уделено эргономике и функциональности помещения. К примеру, ширина антресоли была рассчитана так, чтобы было достаточно места наверху для комфортной посадки, внизу — для размещения корнеров, а также чтобы остался удобный проход между торговыми точками и колоннами основного зала.
Предусмотрели создатели рынка и пандусы для мам с колясками и маломобильных слоев населения. А еще столы, за которыми будет удобно сидеть людям в коляске, — высокая посадка, популярная в фуд-холлах, подходит не всем.
Комфортно будет тут и людям разного вероисповедания: в ассортименте есть халяльная и кошерная еда. Кстати, в здании предусмотрели и специальное место для совершения намаза.
Сами корнеры, расположены так, чтобы по пути от фуд-корнера до столика, они могли бы прихватить лимонад или бокал вина. А точки, торгующие фермерскими продуктами (это 30% против 70% с готовой едой) расположены максимально близко к парковке — чтобы донести покупки до машины было проще.
К слову, о продуктах! Несмотря на гигантскую работу, проделанную в области архитектуры, Московский рынок — это проект в первую очередь про еду и именно про еду. Создатели решили не усложнять концепцию воркшопами, лекция, спортивными трансляциями и дискотеками. «Для того чтобы проект оставался десятилетия актуальным, его нужно сделать простым и понятным. Рынок — это очень важный объект для города именно в сегменте еды. И я бы хотел его именно таким и сохранять, не испортить, — рассказывает Александр. — Это не просто бизнес. Этот объект существовал до нашего рождения. И, надеюсь, будут работать и когда нас уже не будет. Это социально интегрированный в город объект: его изначально так строили, а мы с тем же прицелом восстанавливали».
Что можно попробовать на Московском? Вариантов больше, чем места у вас в желудке: умудренная опытом команда Василеостровского собрала и на Московском все кухни мира. По большому счету тут открылись многие арендаторы, уже стоящие на Василеостровском рынке, — просто потому, что Шавлиашвили сразу выбирал лучшие проекты в своем сегменте.
И первый, к кому они пришли, были ребята из Bo, готовившие легендарный вьетнамский суп, за которым стояли очереди еще на Даниловском рынке в Москве. «Представьте, они уже давно успешные в Москве, им поступает звонок из Петербурга: „Здравствуйте, у нас тут тоже рынок“. Я в принципе понимал, что мы сотые, кто звонит им с предложениями из регионов. Но каким-то образом мы вытащили их в Питер на выходные — посмотреть не только рынок, но и город, — вспоминает Александр. — Сперва на их лицах было выражение „скорее бы все это закончилось“... Не сразу мы пришли к соглашению — это вообще отдельная история, сколько мы договаривались, но в итоге договорились. Мы понимали, что они нужны, — если бы не было Bo, не было бы других арендаторов, потому что люди не верили в локацию. Даже мои друзья крутили у виска, когда мы открывали первый рынок. А когда мы подписались с Bo, то рестораны пошли пачками. Они думали, если уж эти из Москвы вписались, то они-то должны что-то знать. В итоге мы открылись с лучшим составом арендаторов». С момента открытия Василеостровского рынка ротации почти не было — сменилось всего 10% арендаторов. С ними команда Шавлиашвили пошла и на Московский.
Критериев в отборе фуд-проектов было много. Первый — актуальная концепция, сопоставимая с сегментом. Второй — желание арендаторов отдать часть себя, вкладываться в проект не только финансово, но и ментально. «Самые успешные проекты — это те, от которых зависит жизнь и состояние его собственника. А отделы, принадлежащие большим компаниям, которые сколько угодно могут дотировать, платить аренду, — это такие провальные истории, потому что они не переживают за качество, а на рынке это очень чувствуется», — объясняет Александр. Большим сетевым проектам Александр отказывал еще на этапе работы над Василеостровским: так от ворот поворот получил, к, примеру «Макдоналдс». «Я летел в самолете, приземлился и получил предложение от „Макдоналдса“. Самооценка выросла сразу, — улыбается Шавлиашвили. — Но мы им отказали».
Поэтому бургерами на Василеостровском и Московском кормит питерское заведение «Бюро». За японскую кухню отвечает Subzero, за вьетнамскую — уже вышеупомянутый Bo, за итальянскую PioNero. «Их пицца сильно отличается от классической — при ее приготовлении не используется открытый огонь. Но за PioNero голосуют люди, постоянно их покупая, — обороты колоссальные. Проект делает команда из пяти друзей: просто пять топ-менеджеров, которые очень любят пиццу, скинулись и сделали заведение, — рассказывает Александр. — Кавказская кухня представлена заведениями „Дагестанская лавка“ и „Армянский домик“. Последнее держит армянская семья — мама, папа, две дочери и сын. Они готовят безумно вкусный шашлык. Знаете, тот самый, словно с пластиковой тарелки с кетчупом. Такие проекты перечислять можно долго — все надо пробовать».
Булки для московского печет «Слой», в Bao Mochi можно попробовать рисовые булочки и фирменный японский десерт. Кофе к ним наливают Mad Espresso Team и давние резиденты Даниловского рынка «Человек и пароход».
Еще на Московском можно выпить пива и вина, а совсем скоро на втором этаже начнет работу бар. Кто им займется, Александр пока рассказать не готов. Но это точно будут профи в своем деле. «Мы и сами делаем только то, в чем хорошо разбираемся. У меня неплохой опыт работы с морепродуктами, поэтому на рынке есть одна наша собственная концепция — FISHA. Мы, кстати, продаем больше всего морского ежа в Санкт-Петербурге — около 100 килограммов в неделю, — хвастается Шавлиашвили. — Очень приятно быть профессионалом и очень неприятно, осознавать, общаясь с кем-то, что ты дилетант, который профессионалом притворяется. А нам хочется именно быть, а не казаться».