T

доктор что

Мало кто любит ходить к врачам, мало кто любит вызывать их на дом. А значит, много кто оценит возможность проконсультироваться с терапевтом, отоларингологом и дерматологом дистанционно, с помощью новейших технических устройств. Устройства мы уже изучили.

Я вижу на экране темную пещеру. Свет фонарика выхватывает из темноты то серо-розовые стены тоннеля, то желтоватые наросты на них... В тишине словно гром звучит голос из динамика: «Все в порядке, следующее ухо». Я вспоминаю, что не смотрю триллер про спелеологов, а прохожу осмотр у врача-терапевта. Он находится в клинике, а я у себя дома — на диване.

ВСЕ НА СВОИХ МЕСТАХ

В России спрос на услуги телемедицины возрос на 177% за первые шесть месяцев 2020 года , и это при том, что пандемия добралась до нас только в марте. Показатели отдельных клиник впечатляют еще больше — так, например в ЕMC количество онлайн-консультаций выросло больше чем в десять раз. Телемедицина просочилась в государственные больницы (в Татарстане, Нижегородской, Ивановской, Ульяновской и Сахалинской областях) и даже на Почту России! В прошлом же сентябре в почтовых отделениях Свердловской области появились терминалы для дистанционной консультации с врачом — на глазах у всей очереди за посылками. Впрочем, почтовые медуслуги, очевидно, рассчитаны на не самые технологически передовые слои населения. Молодые жители мегаполисов давно подозревали, что поговорить с терапевтом или дерматологом можно с помощью Zoom или Skype.


«Мы начали вести консультации по скайпу еще до пандемии, — рассказывает Елена Клюзко, врач-косметолог, к. м. н., заместитель главного врача центра медицинской и эстетической косметологии Remedy Lab. — Если, к примеру, у кого-то из моих пациентов случалось обострение хронических состояний, а он был в это время в другом городе, я могла дать рекомендации по купированию острых состояний, посоветовать эффективное аптечное средство и скорректировать домашний уход». С Еленой согласны и коллеги по цеху из-за океана. «Дерматология — это во многом визуальная специальность», — говорит Мелисса Канчанапуми Левин, дерматолог из Нью-Йорка. Ей вторит Лоретта Чиральдо, дерматолог из Флориды и основательница марки по уходу за кожей Dr. Loretta: «В большинстве случаев, связанных с акне или сыпью, я могу регулировать частоту или дозировку приема лекарств на основе моей визуальной оценки, а также выписывать новые рецепты при необходимости».


Однако далеко не все симптомы можно распознать по фотографии, и тут на помощь приходят специализированные гаджеты.

ЩУПАЛЬЦА ПРОГРЕССА

И один из таких чудо-приборов как раз передо мной. Это чехол размером с полулитровый термос — в него помещается все необходимое, чтобы пройти полноценный прием у терапевта, не выходя из дома: небольшой, словно кукольный телевизор (он не плоский, а в форме усеченной трапеции) и набор насадок к нему: широкий увесистый колпачок, узкий носик и плоский язычок. Все это и размером, и видом больше напоминает набор для игры в доктора, но на самом деле все серьезно. На экране моего телефона — Анна Кулинкович, врач клиники EMC (интерфейс приложения в режиме приема очень похож на фейстайм) — это она отдает команды.


Чтобы попасть на виртуальный сеанс, достаточно иметь при себе прибор и скачать приложение на телефон, а потом синхронизировать с ним девайс, отсканировав штрихкод на его экране. Дальше можно записываться на прием и ждать видеозвонка от врача. А на случай, если состыковаться со специалистом нет возможности, есть и офлайн-тестирование: TytoCare запишет для специалиста видеопослание из вашей носоглотки или фотокарточку сыпи (или что вы там решите проверить). Проблем с использованием, скорее всего, не возникнет: в оперативной памяти прибора есть обучающая программа с описанием всех опций и режимов, плюс непосредственно перед началом того или иного исследования TytoCare дает подробные видеоинструкции о том, как и какую насадку прикрепить к прибору и к какому месту ее приложить.


Прибор для своих размеров крайне многофункционален, пусть в самих функциях никакой фантастики нет. Измерить температуру — для этого достаточно повернуть прибор узкой стороной ко лбу — он работает в разы быстрее ртутного градусника, но и цифру показывает на несколько делений меньше него. Чтобы прослушать сердечный ритм, понадобится насадка-стетоскоп и тишина (прибор подскажет, если вокруг слишком громко), а в случае с анализом легких — еще и ассистент, чтобы приложить Tyto к спине. Для детального анализа нужна прослушка с четырех разных точек (нужные точки тоже появляются на интерфейсе мини-телевизора) — все как в кабинете терапевта. Хотите показать доктору горло? Крепите TytoCare «язычок» и открывайте рот пошире (если запишете видео, короткометражка получится в жанре хоррор). Для диагностики носа и ушей в комплекс вложили насадку-носик — она тоже дает врачу полное понимает о том, что творится у вас в голове, и, к слову, не вызвает никакого дискомфорта при использовании. А еще с помощью TytoCare можно сделать довольно четкое фото сомнительной родинки. Всего этого для базового терапевтического чекапа достаточно.

Европейский медицинский центр использует TytoCare с 2020-го. К тому моменту американо-израильский стартап уже успел войти в список 100 лучших инноваций 2019 года журнала Time. По словам представителей клиник, за прошлый год врачами EMC было проведено 10 000 удаленных консультаций. Прибор не продается, а предоставляется в рамках программы дистанционного мониторинга здоровья (ее можно купить в клинике отдельно или в дополнение к очной), однако стоимость программы без прибора ниже на 670 у. е. А в клинике Hadassah, которая тоже использует TytoCare в своей практике, прибор можно приобрести: отдельно или вместе с пакетом консультаций. Придется переплатить вдвое от цены на официальном сайте производителя, но официально в Россию TytoCare не доставляют. Но даже с чудо-прибором полноценным приемом эту консультацию не назовешь. Хотя бы потому, что отечественное законодательство не позволяет врачу даже выписать вам рецепт.

«Инновации идут вперед, но мы не всегда успеваем за ними с точки зрения законодательного регулирования, — считает Егор Сафрыгин, директор по цифровой трансформации бизнеса ЕМС. — Современные приборы уже могут снимать и передавать в медучреждения достаточно информации для мониторинга и принятия врачебного решения, удаленно, не прибегая к визиту в клинику. Здесь вопрос стоит не в том, что могут делать эти приборы, а насколько эти данные соответствуют методологии доказательной медицины и могут применяться в медучреждениях. В каждой стране регуляторы по-разному относятся к инновациям, и поэтому очень часто наличие FDA и CE (признание американского и европейского регуляторов) не означает автоматическое признание в том числе в России».


Так, в США, Великобритании и Китае врачи могут удаленно выдавать назначения, прописывать лечение и даже выписывать электронные рецепты. В России все это невозможно — хотя в конце марта 2020 года был внесен законопроект, в рамках которого предлагается разрешить дистанционно проводить первичный осмотр, ставить диагноз и назначать лечение.


Но и в этих условиях телемедицина становится все нужнее и актуальнее. «Это еще раз доказал ковид. На первых этапах мы осматривали пациентов, проводили компьютерную томографию и выставляли диагноз (COVID-19 или подозрение на него), а далее посредством телемедицинских консультаций вели пациента, оценивали его состояние. Если понимали, что есть ухудшение, то выезжали на дом, — рассказывает Родион Сигал, заместитель медицинского директора „Хадасса Москва“. — И технологичные гаджеты, такие как TytoCare, облегчают ведение пациентов и оценку их состояния. Благодаря аппарату мы можем объективно оценить состояние кожных покровов (аппарат снабжен отличным дерматоскопом), состояние слизистых горла, носа и ушей (для этого в наборе есть качественный ларингоскоп), а при помощи высокочувствительного электродного стетоскопа можем послушать шумы легких и сердца. Это очень хорошо помогает оценить состояние пациента в динамике». По словам Сигала, TytoCare достаточно успешный продукт: маленький гаджет, который позволяет провести объективную оценку состояния пациента дистанционно и быть уверенным, что полученные данные фото- и видеофиксации будут достоверными. Успешный, но не единственный — профильных гаджетов становится все больше.


Собственно у TytoCare, вероятно, появится серьезный конкурент в лице гаджета MedWand. Прибор размером чуть больше компьютерной мыши обладает примерно тем же, что и TytoCare, функционалом, но все еще ждет одобрения от американского агентства FDA.

На сайте американской компании ButterFly Network можно приобрести прибор с мобильным УЗИ — сейчас он доступен в 20 странах, среди которых России, увы, пока нет (но сервисы доставки вроде «Бандерольки» работали бесперебойно даже во время локдауна). Обойдется девайс в $1999, еще $68 стоит провод, который соединит его с мобильным телефоном (вы будете видеть все на экране своего смартфона), плюс $420 — годовая подписка на телемедицинское приложение.


Еще одна технология, которая делает будущее телемедицины еще более радужным, — носимые биосенсоры. В Калифорнийском университете в Сан-Диего разработали гибкие датчики, которые крепятся на кожу и отслеживают уровень витамина С в поту. Оптимальное его содержание важно для здоровья иммунной системы, а контролировать этот показатель может быть особенно полезно для тех, кто столкнулся с разного рода инфекциями: борется или находится в состоянии ремиссии.


Еще в конце 1987 года американская компания MedPhone Corporation зарегистрировала прибор размером с портфель, который позволял не только вести консультацию пациентов с сердечными заболеваниями дистанционно, но и отслеживать электрокардиограмму, а при необходимости и отправить с другого конца провода спасительный разряд электричества. Акции компании в итоге практически обнулились к 1993 году, и проект, прямо скажем, не взлетел. Почти тридцать лет спустя становится очевидно — создатели теледефибриллятора просто поторопились. По прогнозам Global Market Insights, к 2026 году мировой рынок телемедицины вырастет до $175 млрд. И наверняка часть этих денег потратим мы с вами.




Текст был обновлен 08.04.2021

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}