Как цвета влияют на нашу жизнь
Вокруг цветов много стереотипов. Красный бодрит и символизирует любовь, желтый — цвет измены (а может быть, позитива и лидерства), оранжевый любят общительные люди, фиолетовый нравится тем, кто в депрессии, зеленый полезен для глаз и так далее — вы наверняка сможете продолжить этот ряд самостоятельно. Есть ли во всем этом хоть капля здравого смысла и что, в конце концов, думает по поводу цвета наука?
Как цвет влияет на наше психологическое
состояние?
Этот вопрос занимает ученых и мыслителей не одно столетие. Первая теория принадлежит немецкому писателю и философу Иоганну Гёте. В 1810 году он выпустил труд под названием «К теории цвета», где помимо прочего разделил оттенки на положительные и отрицательные и описал эмоции, которые, по его мнению, вызывают разные цвета. Например, желтый, желто-красный и красно-желтый — положительные, они дают радость и ощущение тепла. Синий «стоит на отрицательной стороне» и «вызывает неспокойное, вялое и тоскливое настроение», а красный приносит успокоение и «идеальное удовлетворение».
В 1942 году свой вариант представил соотечественник Гёте — невролог и психиатр Курт Гольдштейн (к тому моменту, правда, уже бежавший из Германии в США). Он предположил, что некоторые цвета вызывают системную физиологическую реакцию и таким образом влияют на эмоции и поведение. Например, красный стимулирует желание действовать, а зеленый успокаивает и помогает осуществлять задуманное. Однако в более поздних экспериментах эта гипотеза не подтвердилась.
Таких абстрактных теорий, не основанных по большому счету ни на чем, кроме интуитивных соображений самих авторов, было много. Версии современных исследователей выглядят более логичными. Например, в 1988 году американские психологи предположили, что влияние цвета зависит от ассоциаций, которые он вызывает. Гипотезу проверили на черном, который, по мнению исследователей, ассоциируется прежде всего с агрессией и соответствующим поведением.
Исследователи проанализировали количество назначенных арбитрами пенальти в американских национальных футбольной и хоккейной лигах во всех матчах за 16 лет (с 1970 по 1986 год). И бинго! Именно команды, которые играли в черном, в обеих лигах оказались лидерами по числу нарушений. Правда, что именно повлияло на результат — ощущения самих игроков, которые почувствовали себя плохими парнями, или предвзятое отношение судей к «бандам в черном», неизвестно.
Похожие эксперименты проделывали и с красным цветом. Но здесь за основу брали не теорию ассоциаций, а биологию. Известно, что в животном мире красный сигнализирует о доминировании: в моменты агрессии кровь, насыщенная кислородом, приливает к коже, ее видимые участки (например, у приматов) краснеют, и для сородичей это знак, что самец готов постоять за себя. Люди в этом смысле не сильно отличаются: когда мы злимся, лицо краснеет (за этот эффект отвечает всплеск тестостерона), а когда боимся — наоборот, бледнеем.
Самый нужный цвет
Группа американских антропологов предположила, что искусственные стимулы вроде красной спортивной формы могут обеспечить доминирование не хуже покрасневшего лица. И эта теория снова подтвердилась. Во время Олимпиады 2004 года представителей разных единоборств (бокс, тхэквондо, греко-римская и вольная борьба) случайным образом одели в красную и синюю формы, а затем проанализировали результаты поединков. Спортсмены в красном действительно выигрывали у игроков в синем заметно чаще.
Ну и наконец, еще один психологический эффект, который обнаружили сразу в нескольких экспериментах: люди, одетые в красное, кажутся более сексуально привлекательными.
Вот как проводилось одно из таких исследований: 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 18–22 лет сфотографировали в футболках разного цвета — черной, белой, голубой, зеленой, желтой и красной (по шесть футболок на каждого). Все изображения были абсолютно идентичными, нейтральными и больше всего напоминали фото на документы — никакого намека на эротику. Получившиеся фотографии в случайном порядке показали представителям противоположного пола — тридцати мужчинам и тридцати женщинам 18–23 лет и попросили оценить людей на фото по шкале от 1 (не очень привлекательная/ый) до 10 (очень привлекательная/ый). В обеих группах самые высокие оценки достались добровольцам в красном и черном, причем с заметным отрывом. Кстати, сами исследователи признали, что целью изучения был именно красный цвет — от черного такой «прыти» никто не ожидал.
Интересно, что во второй части эксперимента, когда мужчины оценивали мужчин, красный и черный тоже заняли первые места. А вот женщин, которые давали оценку женщинам, «провести» не удалось: здесь цвет никак не повлиял на итог.
Подобные примеры можно приводить долго, но, к сожалению, почти во всех значимых экспериментах исследуют только красный цвет. Почему? Цвет крови для нас самый важный. И в природе, в социальных взаимодействиях он играет самую заметную роль. Розовые щеки и яркие губы у женщин сигнализируют о здоровье и ассоциируются с сексуальной привлекательностью, по цвету лица мы различаем эмоции и определяем состояние человека: покрасневшая кожа может означать гнев, стыд или сексуальное возбуждение, а бледная или зеленоватая (то есть отсутствие красного оттенка) — признак болезни или общей физической слабости. По мнению ученых из Калифорнийского института биологии, даже наше зрение эволюционировало таким образом, чтобы замечать малейшие изменения в кровообращении по цвету кожи.
Что мы знаем о влиянии других цветов?
Прямо скажем, немногое. Доказано, например, что голубой свет бодрит — именно поэтому нам так настойчиво рекомендуют не использовать гаджеты перед сном. О противоположном — успокаивающем влиянии синего и голубого науке ничего толком неизвестно, но исследователи не сдаются.
Пожалуй, самый нашумевший эксперимент провели в Японии: в конце 2000-х в Токио на нескольких десятках станций метро установили синюю подсветку — в надежде на то, что с ее помощью удастся снизить количество самоубийств (по числу суицидов Япония опережает многие развитые страны, и броситься под поезд — один из самых популярных способов). Статистика оказалась впечатляющей: в пресс-релизе железнодорожная компания заявила, что печальный показатель снизился на целых 84%. Однако позже выяснилось, что подсчеты проводились некорректно, эффект синего света в этом эксперименте оценить практически невозможно, а если он и есть, то реальные цифры гораздо скромнее заявленных. Другие психологические эксперименты с синим светом тоже пока не убеждают в его успокоительных свойствах.
А вот в маркетинге у оттенков синего уже сложилась вполне определенная репутация: согласно результатам тестов, синий и голубой в оформлении интернет-магазинов и логотипов брендов ассоциируется с доверием и высоким качеством. В ресторанах эти оттенки используют, чтобы успокоить и расслабить посетителей — есть вероятность, что так люди проводят за столиком больше времени и, соответственно, больше заказывают. Но специалисты не рекомендуют перебарщивать с синим, поскольку он может подавлять аппетит.
Красный, наоборот, считается (ключевое слово) усилителем аппетита, поэтому сетевые фастфуды так охотно делают его фирменным цветом. Откуда взялся этот стереотип, остается только гадать: научные исследования показывают прямо противоположные результаты. Например, в одном из них испытуемые съедали с красной тарелки меньше шоколада, чем с тарелок другого цвета.
Цветотерапия правда работает?
Лечить цветом пытались еще в Древнем Египте. Сегодня цветотерапия (или хромотерапия) — одно из направлений нетрадиционной медицины, в котором цветам приписывают определенные целительные свойства, причем разные в зависимости от источника. Например, считается, что ярко-красный повышает давление, а фиолетовый — понижает (по другой версии — снимает воспаление), оранжевый благотворно воздействует на легкие, а желтый заряжает энергией пищеварительный тракт (а может быть, стимулирует работу лимфатической системы). Разумеется, никакой научной базы у цветотерапии нет. И хотя эффект плацебо и железобетонный аргумент «мне помогает» никто не отменял, настоящие болезни все же лучше лечить у настоящих врачей.
Впрочем, есть и перспективное направление — LED-терапия в дерматологии и косметологии. Во время процедур кожу подвергают воздействию световых лучей разного цвета. Собственно цвет в этой технологии вторичен, главное — определенная длина электромагнитных волн, которые способны оказывать разное воздействие на клетки кожи. Самые большие надежды подает красный свет (то есть излучение его видимого спектра) в сочетании с инфракрасными лучами, то есть теми, которые мы уже не видим. Исследования на людях показали многообещающие результаты: красный свет помогает бороться с акне, облегчает состояние при псориазе, ускоряет заживление ран и оказывает омолаживающий эффект. Синий свет тоже может помочь в борьбе с акне, но в сочетании с красным светом действует эффективнее.
Почему мы знаем о влиянии цвета так мало?
Выражаясь научным языком, в исследованиях с цветом очень трудно создать контролируемые условия. Количество оттенков бесконечно, и если эксперимент сработал с одним вариантом красного, не факт, что тот же результат получится с другим. Кроме того, в реальной жизни цвет не существует отдельно от объектов, а значит, говорить можно только о воздействии, например, красной тарелки (стены, предмета одежды и т. п.), но не о цвете вообще. Словом, все сложно.
Ученые признают, что находятся в самом начале пути, и ни из одного исследования пока нельзя сделать далекоидущие выводы. Но красного платья и помады в тон у нас уже не отнять.