T

Как цвета влияют на нашу жизнь

Компания Pantone объявила цветом 2020 года классический синий, потому что этот оттенок «приносит спокойствие, уверенность и единение, которые необходимы всем нам в начале нового десятилетия». Вокруг других оттенков стереотипов не меньше. Красный бодрит и символизирует любовь, желтый — цвет измены (а может быть, позитива и лидерства), оранжевый любят общительные люди, фиолетовый нравится тем, кто в депрессии, зеленый полезен для глаз и так далее — вы наверняка сможете продолжить этот ряд самостоятельно. Есть ли во всем этом хоть капля здравого смысла и что, в конце концов, думает по поводу цвета наука?

Как цвет влияет на наше психологическое

состояние?

Этот вопрос занимает ученых и мыслителей не одно столетие. Первая теория принадлежит немецкому писателю и философу Иоганну Гёте. В 1810 году он выпустил труд под названием «К теории цвета», где помимо прочего разделил оттенки на положительные и отрицательные и описал эмоции, которые, по его мнению, вызывают разные цвета. Например, желтый, желто-красный и красно-желтый — положительные, они дают радость и ощущение тепла. Синий «стоит на отрицательной стороне» и «вызывает неспокойное, вялое и тоскливое настроение», а красный приносит успокоение и «идеальное удовлетворение».


В 1942 году свой вариант представил соотечественник Гёте — невролог и психиатр Курт Гольдштейн (к тому моменту, правда, уже бежавший из Германии в США). Он предположил, что некоторые цвета вызывают системную физиологическую реакцию и таким образом влияют на эмоции и поведение. Например, красный стимулирует желание действовать, а зеленый успокаивает и помогает осуществлять задуманное. Однако в более поздних экспериментах эта гипотеза не подтвердилась.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":527,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":527,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Таких абстрактных теорий, не основанных по большому счету ни на чем, кроме интуитивных соображений самих авторов, было много. Версии современных исследователей выглядят более логичными. Например, в 1988 году американские психологи предположили, что влияние цвета зависит от ассоциаций, которые он вызывает. Гипотезу проверили на черном, который, по мнению исследователей, ассоциируется прежде всего с агрессией и соответствующим поведением.


Исследователи проанализировали количество назначенных арбитрами пенальти в американских национальных футбольной и хоккейной лигах во всех матчах за 16 лет (с 1970 по 1986 год). И бинго! Именно команды, которые играли в черном, в обеих лигах оказались лидерами по числу нарушений. Правда, что именно повлияло на результат — ощущения самих игроков, которые почувствовали себя плохими парнями, или предвзятое отношение судей к «бандам в черном», неизвестно.


Похожие эксперименты проделывали и с красным цветом. Но здесь за основу брали не теорию ассоциаций, а биологию. Известно, что в животном мире красный сигнализирует о доминировании: в моменты агрессии кровь, насыщенная кислородом, приливает к коже, ее видимые участки (например, у приматов) краснеют, и для сородичей это знак, что самец готов постоять за себя. Люди в этом смысле не сильно отличаются: когда мы злимся, лицо краснеет (за этот эффект отвечает всплеск тестостерона), а когда боимся — наоборот, бледнеем.

Самый нужный цвет

Группа американских антропологов предположила, что искусственные стимулы вроде красной спортивной формы могут обеспечить доминирование не хуже покрасневшего лица. И эта теория снова подтвердилась. Во время Олимпиады 2004 года представителей разных единоборств (бокс, тхэквондо, греко-римская и вольная борьба) случайным образом одели в красную и синюю формы, а затем проанализировали результаты поединков. Спортсмены в красном действительно выигрывали у игроков в синем заметно чаще.


Ну и наконец, еще один психологический эффект, который обнаружили сразу в нескольких экспериментах: люди, одетые в красное, кажутся более сексуально привлекательными.



Вот как проводилось одно из таких исследований: 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 18–22 лет сфотографировали в футболках разного цвета — черной, белой, голубой, зеленой, желтой и красной (по шесть футболок на каждого). Все изображения были абсолютно идентичными, нейтральными и больше всего напоминали фото на документы — никакого намека на эротику. Получившиеся фотографии в случайном порядке показали представителям противоположного пола — тридцати мужчинам и тридцати женщинам 18–23 лет и попросили оценить людей на фото по шкале от 1 (не очень привлекательная/ый) до 10 (очень привлекательная/ый). В обеих группах самые высокие оценки достались добровольцам в красном и черном, причем с заметным отрывом. Кстати, сами исследователи признали, что целью изучения был именно красный цвет — от черного такой «прыти» никто не ожидал.


Интересно, что во второй части эксперимента, когда мужчины оценивали мужчин, красный и черный тоже заняли первые места. А вот женщин, которые давали оценку женщинам, «провести» не удалось: здесь цвет никак не повлиял на итог.

Подобные примеры можно приводить долго, но, к сожалению, почти во всех значимых экспериментах исследуют только красный цвет. Почему? Цвет крови для нас самый важный. И в природе, в социальных взаимодействиях он играет самую заметную роль. Розовые щеки и яркие губы у женщин сигнализируют о здоровье и ассоциируются с сексуальной привлекательностью, по цвету лица мы различаем эмоции и определяем состояние человека: покрасневшая кожа может означать гнев, стыд или сексуальное возбуждение, а бледная или зеленоватая (то есть отсутствие красного оттенка) — признак болезни или общей физической слабости. По мнению ученых из Калифорнийского института биологии, даже наше зрение эволюционировало таким образом, чтобы замечать малейшие изменения в кровообращении по цвету кожи.

Что мы знаем о влиянии других цветов?

Прямо скажем, немногое. Доказано, например, что голубой свет бодрит — именно поэтому нам так настойчиво рекомендуют не использовать гаджеты перед сном. О противоположном — успокаивающем влиянии синего и голубого науке ничего толком неизвестно, но исследователи не сдаются.


Пожалуй, самый нашумевший эксперимент провели в Японии: в конце 2000-х в Токио на нескольких десятках станций метро установили синюю подсветку — в надежде на то, что с ее помощью удастся снизить количество самоубийств (по числу суицидов Япония опережает многие развитые страны, и броситься под поезд — один из самых популярных способов). Статистика оказалась впечатляющей: в пресс-релизе железнодорожная компания заявила, что печальный показатель снизился на целых 84%. Однако позже выяснилось, что подсчеты проводились некорректно, эффект синего света в этом эксперименте оценить практически невозможно, а если он и есть, то реальные цифры гораздо скромнее заявленных. Другие психологические эксперименты с синим светом тоже пока не убеждают в его успокоительных свойствах.

А вот в маркетинге у оттенков синего уже сложилась вполне определенная репутация: согласно результатам тестов, синий и голубой в оформлении интернет-магазинов и логотипов брендов ассоциируется с доверием и высоким качеством. В ресторанах эти оттенки используют, чтобы успокоить и расслабить посетителей — есть вероятность, что так люди проводят за столиком больше времени и, соответственно, больше заказывают. Но специалисты не рекомендуют перебарщивать с синим, поскольку он может подавлять аппетит.

Красный, наоборот, считается (ключевое слово) усилителем аппетита, поэтому сетевые фастфуды так охотно делают его фирменным цветом. Откуда взялся этот стереотип, остается только гадать: научные исследования показывают прямо противоположные результаты. Например, в одном из них испытуемые съедали с красной тарелки меньше шоколада, чем с тарелок другого цвета.



Цветотерапия правда работает?

Лечить цветом пытались еще в Древнем Египте. Сегодня цветотерапия (или хромотерапия) — одно из направлений нетрадиционной медицины, в котором цветам приписывают определенные целительные свойства, причем разные в зависимости от источника. Например, считается, что ярко-красный повышает давление, а фиолетовый — понижает (по другой версии — снимает воспаление), оранжевый благотворно воздействует на легкие, а желтый заряжает энергией пищеварительный тракт (а может быть, стимулирует работу лимфатической системы). Разумеется, никакой научной базы у цветотерапии нет. И хотя эффект плацебо и железобетонный аргумент «мне помогает» никто не отменял, настоящие болезни все же лучше лечить у настоящих врачей.


Впрочем, есть и перспективное направление — LED-терапия в дерматологии и косметологии. Во время процедур кожу подвергают воздействию световых лучей разного цвета. Собственно цвет в этой технологии вторичен, главное — определенная длина электромагнитных волн, которые способны оказывать разное воздействие на клетки кожи. Самые большие надежды подает красный свет (то есть излучение его видимого спектра) в сочетании с инфракрасными лучами, то есть теми, которые мы уже не видим. Исследования на людях показали многообещающие результаты: красный свет помогает бороться с акне, облегчает состояние при псориазе, ускоряет заживление ран и оказывает омолаживающий эффект. Синий свет тоже может помочь в борьбе с акне, но в сочетании с красным светом действует эффективнее.




Почему мы знаем о влиянии цвета так мало?

Выражаясь научным языком, в исследованиях с цветом очень трудно создать контролируемые условия. Количество оттенков бесконечно, и если эксперимент сработал с одним вариантом красного, не факт, что тот же результат получится с другим. Кроме того, в реальной жизни цвет не существует отдельно от объектов, а значит, говорить можно только о воздействии, например, красной тарелки (стены, предмета одежды и т. п.), но не о цвете вообще. Словом, все сложно.


Ученые признают, что находятся в самом начале пути, и ни из одного исследования пока нельзя сделать далекоидущие выводы. Но красного платья и помады в тон у нас уже не отнять.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}