Как я стала:
Олеся Васильева
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В рубрике «Как строить карьеру» профессионалы рассказывают, как искали себя, с какими трудностями сталкивались и как пришли к позиции, которую занимают сегодня. В новом выпуске Олеся Васильева вспоминает, как однажды променяла журналистику на пилон, чтобы попасть в цирк, а в итоге стала экспертом по вину.






Томск, Россия, 1992
Томск, Россия, 1992
место рождения
место рождения
ТГУ, факультет журналистики, 2012-2015
ТГУ, факультет журналистики, 2012-2015
образование
образование
дополнительное
образование
дополнительное
образование
Винная школа «Энотрия», полный курс, 2021
Онлайн-курс винного французского, 2022
Онлайн-курсы от Bonnie&Slide, 2024-2025
Онлайн-курс по копирайтингу, 2024
«Нетология», онлайн-курсы по SMM, 2024-2025
Винная школа «Энотрия», полный курс, 2021
Онлайн-курс винного французского, 2022
Онлайн-курсы от Bonnie&Slide, 2024-2025
Онлайн-курс по копирайтингу, 2024
«Нетология», онлайн-курсы по SMM, 2024-2025


РАСПОРЯДОК ДНЯ
06:00 — Подъем. Как типичная котомать, первым делом кормлю двух своих малышей, а потом собираюсь на работу. Обычно я завтракаю аскетично, но в последнее время подсела на овсянку с луком, томатами и сыром.
8:00-9:00 — «42 минуты под землей» до работы, как пел Валерий Сюткин. В дороге обычно слушаю подкасты: либо true crime, либо что-то обучающее по английскому языку.
9:00-11:00 — Работа: заполнение и корректировка информации на сайте.
11:00-12:00 — Вебинар по продукту с региональными винотеками.
12:00 и 13:00 — Кофе-брейк с моими коллегами-котиками.
14:00-17:00 — Дегустация-тендер с выездом в офис к клиенту.
18:00-19:00 — Деловая переписка и звонки.
19:00-22:00 — Дважды в неделю танцую, дважды работаю в спортзале с железом, один раз преподаю пилонную акробатику, а по вторникам играю в го. Еще стараюсь уделить время себе и почитать.
23:00 — Отбой. За исключением тех дней, когда тренировки начинаются в 22:30.

2012-2013
О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ В ТОМСКЕ
администратор агентства гражданской журналистики «Ридус»
Я выросла в Томске, который называют «сибирскими Афинами» из-за того, что там восемь университетов. Классный студенческий город, я его очень люблю: он заряжает и помогает выбрать вектор жизненного пути. Я с детства была словоохотливой, постоянно лазала по заброшкам, а в моей семье всегда с большим уважением относились к хорошему вину. Можно сказать, все зачатки моих будущих карьер появились в Томске. Если бы мне в детстве сказали, чему я посвящу свою жизнь, я была бы в шоке и восхищении. Точнее, сначала меня бы сняли с дерева, потом я бы восхитилась и залезла обратно.
После школы я поступила в ТГУ на факультет филологии — не из соображений будущего заработка, а просто потому, что мне нравилось читать. Но в один момент осознала, что если я хочу строить свою жизнь более продуктивно, то мне надо сменить профессию и уехать из Томска. После второго курса решила перевестись на первый курс заочки журфака ТГУ и переехать в Москву. Я дала себе возможность развиваться плавно, и благодаря тому, что дисциплины на журфаке и филфаке пересекаются, многие предметы у меня шли перезачетом. Так что в первые два года учебы было много свободного времени. Прилетала в Томск только на сессии, сдавала один-два экзамена и улетала обратно.
О РАБОТЕ В АГЕНТСТВЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Я искала работу в Москве через интернет и наткнулась на вакансию администратора в интернет-газету «Ридус» — устроилась к ним. Я была девочкой из не особо большого города, которая вдруг приехала в офис в пяти минутах от Красной площади, где все сотрудники с огромным опытом. Безусловно, хотелось быть умницей и делать свою работу хорошо.
Вскоре в агентстве узнали, что я учусь на журфаке, и предложили написать репортаж про «Гонку героев». Редакторам понравилась статья, и мне дали больше полномочий: я начала координировать журналистов, самостоятельно выезжала на мероприятия и писала о них. Я даже не могу сказать, какая именно у меня была должность, я была как Люцифер с тысячью имен. Подбирала актуальные мероприятия на ближайшие неделю-месяц, составляла контент-план, аккредитовывала наших корреспондентов и фотографов на мероприятия...
У меня были перспективы дорасти до редактора, но я не смогла глубже погрузиться в профессию, потому что в моей жизни произошел драматичный поворот — меня отправили с журналистским заданием на шоу Cirque du Soleil.
О ТОМ, КАК ВЛЮБИЛАСЬ В ЦИРК
конец 2013 — 2017
В Cirque du Soleil я была в качестве корреспондента. Я пообщалась с артистами, побывала за кулисами. Всем понравился материал, и цирк в качестве благодарности подарил мне билеты на то же шоу, но уже в зрительный зал.
Я таких мурашек никогда раньше не испытывала. Мне сложно назвать то, что происходило на манеже, просто «шоу». Это завораживающий процесс, не имеющий начала и конца, — будто совершенно другая жизнь, сказка, что-то на пике человеческих возможностей. Так хотелось к этому прикоснуться.
Тогда я даже написала ребятам из пресс-службы Cirque du Soleil: «Дайте мне время, и я буду не в зале, а на манеже». Буквально через месяц я уволилась с работы и ушла преподавать пилонную акробатику в никому не известную студию, которая только-только открылась рядом с моим домом.
преподавательница пилонной акробатики
О ПИЛОННОЙ АКРОБАТИКЕ И РИСКАХ
Пилонным спортом я начала заниматься еще в Томске, когда мне было 18−19 лет. Раньше увлекалась только танцами живота. Ходила на тренировки по пилону девять месяцев, заняла второе место на городских соревнованиях и уехала в Москву, думая, что к пилону больше не вернусь, потому что особого желания продолжать не было, да и мне надо было время на адаптацию в новом городе.
Вскоре моя новая знакомая увидела мою фотографию на снаряде и попросила ее научить. Я была в шоке: во-первых, я никогда не преподавала, во-вторых, я всего девять месяцев занималась. Был большой соблазн отказать, но она меня уговорила, сказав: «Все риски мы делим пополам». Мы арендовали зал и стали тренироваться: у нее отлично получалось, а у меня появились интерес и мотивация. По сарафанному радио обо мне узнали ее подруги, и вот я даже не заметила, как стабильно три раза в неделю у меня полная группа учеников. Возможно, я нашла свое жизненное предназначение на тот период. Все очень органично складывалось. Пока я работала в «Ридусе», мы с группой арендовали залы, а как только я полностью ушла в тренерство, начала преподавать в разных студиях Москвы и Зеленограда.
Когда я стала тренером, то глубже погружалась в тему пилона, потому что теперь несла ответственность не только за свое тело. Проходила всевозможные мастер-классы и курсы, был дикий азарт. В 2013-2014 годах тренеры для того, чтобы выучить какой-то новый трюк, искали фотографии в интернете и по ним пытались понять, как в этот трюк зайти. Сейчас все намного проще: популярен видеоформат, есть много подробных тьюториалов по всем техникам.
Я не призываю никого после девяти месяцев идти преподавать — это очень плохая идея, мне просто повезло. Мне кажется, мой ангел-хранитель получает самые большие квартальные премии. Он весь седой и с дергающимся глазом, потому что у меня не было ни одной травмы, ни одного перелома.
Мои ученики получали золотые медали на московских соревнованиях в любительской категории. Некоторые в итоге сами стали педагогами и открыли собственные студии. Я горжусь ими, мне приятно смотреть на плоды своей работы.

О РАБОТЕ В ЦИРКЕ И АДРЕНАЛИНЕ
2017 — 2019
Благодаря тому, что я занималась пилонной акробатикой, у меня в окружении появлялось все больше людей из цирковой среды. Однажды знакомый позвал меня в питерскую труппу Air Trio — коллектив из трех девушек, которые «продают» свой номер в разные цирки по всему миру и выступают там с ним. Я, недолго думая, нашла своим ученикам тренера на замену и прилетела на кастинг — я же изначально ушла из журналистики в пилонную акробатику для того, чтобы прийти в нужную физическую форму и попасть в цирк, даже самостоятельно освоила воздушное кольцо.
Кастинг проходил в три этапа: классическая хореография у станка, запоминание хореографии на полу и непосредственно трюки на хексагоне (снаряд для воздушной гимнастики. — Прим. The Blueprint). Снаряд поднимали в воздух, а я впервые была так высоко и всеми силами старалась не выдать, что мне страшно. Меня приняли в Air Trio сразу после кастинга.
Оказывается, к высоте быстро привыкаешь, и страх превращается в адреналин, на который подсаживаешься. Скучаю по ощущению полета. И скучаю по зрителю — причем именно по взрослому зрителю. Когда я смотрела в зал, то видела уставших взрослых с кучей жизненных проблем. Вот мы поднимались под купол — и в их глазах загорался детский огонек. Мне нравилось своей работой пробуждать этого внутреннего ребенка.
артистка цирковой труппы Air Trio
О ТОМ, КАК ЦИРК МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ
До цирка я четко знала, что со мной будет завтра, через неделю, через месяц. А в цирке никогда не понимаешь, где будешь находиться завтра. Меня поначалу от этого ломало. Как-то я сидела с девочками в гримерке, плакала и говорила: «Хотя бы я на сто процентов уверена, что послезавтра мы улетаем домой!» В это же мгновение к нам зашел менеджер и сказал, что шоу продлевают на месяц.
Мы тренировались почти каждый день. Самый тяжелый период был в Египте, когда работать приходилось четыре месяца без выходных. Днем температура достигала 40 градусов, а в шапито из-за резинового купола все прямо раскалялось. Порой сталкивались и с буквально опасными ситуациями: в Ливан мы приехали в разгар политических волнений и тренировались под звуки шумящей толпы и даже выстрелов.
За три года с цирком я посетила шесть стран, включая Францию, Германию, Румынию. Где-то была в одном-двух городах, а некоторые страны — например, Малайзию — исколесила целиком. Путешествия подарили мне потрясающую стрессоустойчивость, эмоциональную гибкость, умение быстро ориентироваться и принимать решения в незнакомой обстановке — без этого никак, если ты «заперт» на чужбине.

О ПАНДЕМИИ И НОВОМ НАЧАЛЕ
Когда я поняла, что Air Trio дал мне все возможное, я захотела двигаться дальше навстречу мечте — Cirque du Soleil. Я ушла из коллектива и осталась в Москве, купила реквизит, готовилась репетировать самостоятельно. И тут случилась пандемия. У меня не было собственной площадки, лебедки и ассистента, никуда не разрешали выходить. В первые дни локдауна вернулась к преподаванию и вела онлайн-тренировки.
Я не знала, когда это закончится, но знала, что мне негде репетировать, а форма теряется очень быстро. Решила переключиться и заняться тем, чем давно хотела. Начала с того, что возобновила занятия французским языком, который учила с детского сада до конца университета. Моя преподавательница по французскому оказалась сомелье — сама она из России, но живет во Франции и занимается энологическим туризмом, возит людей по винодельням. Я попросила ее больше рассказывать мне о вине, а она, видя мой интерес, посоветовала пойти в Simple, отучиться на кависта, закончить «Энотрию» и приезжать во Францию, чтобы она нашла мне там работу.
июль 2020 — май 2022
кавист SimpleWine
О ЛЮБВИ К ВИНУ И КАРЬЕРЕ В SIMPLE
Меня давно привлекал алкогольный бизнес, особенно вино. Для меня вино — это что-то элегантное, элитарное. Оно всегда ассоциировалось с романтичным миром старых фильмов, где женщины носят «маленькие черные платья», а мужчины — строгие костюмы. Я и раньше посматривала на курсы сомелье, но не получалось на них пойти из-за разъездной работы. При этом цирк интерес к вину только усиливал — каждая страна старалась удивить артистов и похвастаться местными винами.
По совету преподавательницы я пошла в SimpleWine, как только сняли пандемийные ограничения. Туда можно прийти без опыта и в процессе обучаться на кависта (специалист по продаже вин, работающий в магазинах). Ко мне как к стажеру прикрепили наставника, который передавал мне знания о виноделии, регионах, сортах, производителях. Параллельно с этим я работала на кассе в винотеке SimpleWine и помогала коллегам.
За два месяца я аттестовалась как кавист, в ускоренном режиме заучив всю необходимую базу. На экзамене территориальный директор проходил со мной по винотеке и, будто гость, задавал самые разные вопросы: просил рассказать про конкретную бутылку, про регион или про производителя. К тому же он проверял, чтобы я грамотно продала вино. Сразу после аттестации я пошла учиться в винную школу «Энотрия». В Simple мне дали базовые знания с фокусом на продуктах их винотеки, научили работать с кассой. А «Энотрия» — это фундаментальное винное образование и широкий дегустационный опыт. Утро проводила в школе, а вечером работала в винотеке. Четыре месяца полной социальной депривации с одним выходным в неделю, который занимали домашние дела. Не хочу повторять такой накал страстей, но тогда это было нужно.
Спустя полтора года, в 2022 году, я стала менеджером винотеки: мои задачи свелись к регулированию внутренних процессов, составлению графиков, работе с договорами. Много административной деятельности и мало контакта с вином. В 2023-м меня назначили винным экспертом (сотрудник офиса) — я совершила переход из SimpleWine в Simple Group (компания SimpleWine — это сеть винотек, входит в Simple Group). И эта должность уже непосредственно связана с продуктом. Когда к нам приезжают какие-то новинки, мне нужно грамотно составить их карточки для сайта и описать все детали: дегустационные характеристики, пейринг, на каких почвах растет виноград, методы производства, сорта винограда. Также я провожу обучения персонала и дегустации, сопровождаю гостей на ужинах.

О ТОМ, КАК СТАТЬ КЛАССНЫМ ВИННЫМ ЭКСПЕРТОМ
июнь 2022 — июнь 2023
Нужна усидчивость, потому что объем информации колоссальный. Я, когда пришла учиться, совсем не ожидала, что придется погружаться в географию, геологию, историю. А последнее, оказывается, огромная и важная тема.
Еще нужны коммуникабельность и умение слушать. Что сомелье, что кависту надо правильно понять запрос человека и подобрать именно то, что он хочет. Пусть это и вино, к которому сам эксперт относится не с самым большим воодушевлением.
менеджер винотеки SimpleWine

О МИФАХ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЯХ
Главный миф — мы каждый день пьем. Мы правда часто попробуем вино, чтобы в нем разобраться: например, минеральность вина можно почувствовать только на практике. Или невозможно понять, что такое болезнь пробки, если не знать, как она пахнет и как ощущается во рту. Как-то я за неделю попробовала 100 образцов — это была выдающаяся неделя, очень сложная.
Но дело в том, что во время рабочих дегустаций не надо пить — в желудке нет рецепторов, все органолептические свойства продукта мы воспринимаем через нос и рот. Дегустация и выпивание — абсолютно разные вещи.
Во внерабочее время я практически не пью, хотя дома у меня есть ящиков пять с вином, которые тянут на небольшое состояние. Иногда представляю друзьям какую-нибудь интересную бутылку. Тогда весь наш вечер крутится вокруг этого вина: мы пробуем его чистым и сочетаем с различными закусками. Еще я коллекционирую красивые бутылки и превращаю их в подсвечники — они у меня стоят везде. Эстетично, но проблематично при переезде.
Второй миф — мы закоренелые снобы. Я бы сказала, что это правда процентов на 70. Например, я перестала поправлять людей, если они называют все игристое вино шампанским, — решила, что, если человеку интересно, я расскажу, в чем разница. А если нет — не буду занудствовать.
О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ
В ноябре пойду на новый углубленный курс от «Энотрии» с большим акцентом на производителей, а в следующем году надеюсь сдать экзамен WSET (Wine & Spirit Education Trust), чтобы получить сертификат винного эксперта, который котируется по всему миру, в отличие от дипломов российских школ. Сейчас усиленно учу для WSET английский язык, который я до этого, к сожалению, всю жизнь избегала.
Мне в жизни безумно везло с работами — каждая была моей страстью. Порой заходила в метро и видела: у многих на лицах написано, что они едут тяжело проживать этот день на нелюбимой должности среди неприятных людей. Я же, наоборот, бежала туда, где каждый раз получала огромный заряд энергии.
Я пыталась себя проанализировать и понять, что может стать моей новой страстью. Но поняла, что винное поле еще не до конца вспахано и здесь есть то, что меня продолжает подпитывать. Это касается не только знаний и самой работы, но и коллектива, который я безумно люблю.
ноябрь 2023
винный эксперт Simple Group