Как я стала: Полина Шабельникова
фото:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Переехать в Дубай и начать карьеру стилиста почти с чистого листа — на такой поворот отважилась бывший редактор моды Glamour Полина Шабельникова. И теперь, спустя два года, в ее портфолио съемки для Vogue Arabia, Kylie Cosmetics, adidas и Mall of Emirates. Ира Завьялова поговорила с Полиной об арабской картинке, «харам-стайлинге», пользе бесплатных съемок и преимуществах re-see перед показом на неделе моды, а комфортной атмосферы на площадке — над всем остальным.
Место рождения: Москва, Россия, 1990
Образование: Московский Государственный Университет имени Косыгина, факультет Прикладных Искусств, 2007-2012
2011-2012
Распорядок в день небольшой съемки на локации half day:
4:45 — встаю, делаю с собой горячую или холодную матчу в термосе и выезжаю на съемку.
5:30-10:30 — съемка.
11:30 — завтрак дома.
12:00-14.00 — отдых и дневной сон: в случае раннего утреннего подъема, что бывает очень часто из-за жаркой погоды, всегда стараюсь поспать по возможности после съемки.
14:00-18:00 — возвраты или новая закупка, подготовка презентаций и мудбордов к следующим проектам.
18:00-19:00 — вечером люблю спуститься в бассейн в нашем здании.
20:00-22:00 — ужин дома с бойфрендом и друзьями. Очень люблю собирать у нас друзей и подруг в гостях
23:00 — отбой: я жаворонок, идеально если уже сплю в это время.
Телеканал MTV, ассистент стилиста на шоу «Сделай мне звезду»
О нетворкинге и поиске клиентов в чужой стране
«Когда я только переехала в Дубай, мне очень помог Instagram. Я делала много бесплатных, так называемых творческих съемок. В России, когда ты достигаешь определенного уровня, брать такие проекты уже как-то не по статусу. Например, если мне предлагали сделать модельные тесты (а они часто не оплачиваются), я часто даже не читала сообщение. Переехав в Дубай, я начала смотреть на это иначе, здесь все постоянно снимают творческие проекты. Это важно для того, чтобы не застрять на уровне коммерческих заказов. И для того, чтобы развиваться в них тоже. Творческие съемки развивают вкус, расширяют твою сеть контактов и помогают найти клиентов.
Часто происходит так, что мы подписываемся друг на друга с фотографами, начинаем комментировать работы, а потом тебя зовут к себе в проект. Так ко мне пришла съемка для Mall of Emirates. Сперва мне написала знакомая девушка-визажист и предложила снять тесты. Я была достаточно свободна, да еще и остались неиспользованные луки с другой съемки — я легко согласилась. Она сделала чат, где был еще фотограф. И после обсуждения съемки он написал мне в личку, сказал, что, судя по всему, я классный стилист, и посоветовал меня клиенту. Или еще отличным бустером стал репост моей работы в аккаунт агентства Fashion League — это часть российского модельного агентства Avant. На него подписаны многие фотографы, которые перешли ко мне по отметкам в соцсетях, а потом начали звать на кофе и приглашать в свои команды, советовать клиентам (здесь, кстати, часто клиенты обращаются в первую очередь к фотографам, а те уже потом собирают команды).
А в самом начале, после переезда, я писала своим российским коллегам в PR, запрашивала контакты, многие были очень рады помочь. Девушки из местного офиса Prada тоже позвали меня на кофе. Это было неожиданно, потому что я написала простое письмо-приветствие из серии: «Привет! Я Полина, раньше работала с вашими коллегами из России, теперь я в Дубае. Буду рада попасть в рассылку». И мне почти сразу предложили встретиться. Встреча на самом деле в тот момент ничего не дала, но это очень меня поддержало».
О соцсетях и агентствах
«На самом деле не обязательно стремиться класть в портфолио только съемки с крупными брендами. Нужно делать модные свежие картинки и, конечно, уделять особое внимание своему профилю в Instagram, он должен стать вашей визитной карточкой. Не могу сказать, что здесь у меня сложился позитивный опыт работы с талант-агентствами для стилистов. Для фотографов это работает лучше, насколько я знаю, так как агентство забирает на себя всю мороку с оплатой оборудования. Но здесь не особо активно занимаются продвижением стилистов, потому в агентстве не так много смысла. Оно больше про аккаунтинг и работу с документами, что ты и сам можешь делать. Но при этом, если ты подписан с агентством, оно делает тебе визу, это плюс. Здесь еще есть такая история, что даже если ты подписан с агентством, они в первую очередь будут советовать клиентам своих близких или друзей — это чисто про менталитет тоже».
2012-2013
ИД Condé Nast, журнал Glamour, интерн, затем ассистент
Фотограф Юлия Майорова
Фотограф Арсений Джабиев
Фотограф Ольга-Тупоногова Волкова
О стажировке в Glamour
«Я еще в детстве решила связать жизнь с модой и в школе отправилась на подготовительные курсы по дизайну, а затем на то же направление в университет. За эти восемь лет учебы поняла, что не вижу себя основателем бренда одежды. А стилизовать съемки я начала еще на третьем курсе, для коллекций одногруппников. Мне нравилось получать быстрый дофамин от съемочного процесса, видеть результат. Помню как сейчас, что написала на тот момент редактору Glamour Оксане Он на сервисе Ask.fm. Я не знала, где она конкретно работает, но видела ее на звездных стрит-стайлах с недель моды и хотела работать конкретно с ней, набраться опыта в съемках и их организации. Спросила, ищет ли она стажеров или ассистентов — так меня и позвали на стажировку в Condé Nast. Нас было человек пять, все как-то быстро отсеялись. А я была не против таскать пакеты. Дико благодарна Маше Федоровой: в момент, когда в Glamour запускалась iPad-версия, она спросила, нет ли у кого толковых стажеров. Все тогда указали на меня. Этот опыт стал моим первым опытом редакторской работы: тогда я успела попробовать сделать небольшие лукбуки в качестве стилиста. iPad-версия просуществовала совсем недолго, но для меня стали билетом в жизнь».
О неизбежности таскания пакетов
«У многих моих коллег-стажеров очень быстро потухли глаза — ровно после недели таскания пакетов. У меня же всегда была четкая картинка будущего: хотелось снимать (придумывать идею съемки, стилизацию, собирать команду), и именно в принт, чтобы видеть свое имя на страницах. До сих пор результат мне доставляет очень большое удовольствие. И честно говоря, период таскания пакетов для стилиста неизбежен. Я до сих пор иногда этим занимаюсь, это часть работы. У любой профессии есть своя непривлекательная изнанка».
2013-2014
Freelance-стилист
Re see Jil Sander в Милане
Фотограф Maria Kordzadze
О коммерческих съемках
«Моей сильной стороной всегда были именно коммерческие съемки, им я научилась на своем первом месте работы — в Glamour. Vogue в этом смысле более artsy, и, надо заметить, что в то время, когда я стажировалась, стать там даже ассистентом было практически нереально. Знаю, что девочки ждали повышения по несколько лет. Glamour был не таким желанным брендом, потому двигаться по карьерной лестнице было чуть проще. Долгое время я переживала, что умею делать только коммерцию, а сумасшедшие арт-проекты не мое. Но сейчас понимаю, что это классно, — мало кто умеет снимать хорошую модную коммерцию».
О сложных героях
«Конечно, часто попадаются люди со сложным характером. Но я никогда не ставлю ни на ком крест: сегодня человек может вести себя так, а через год совершенно по-другому, и у меня такие случаи были. Помню, был случай со Светланой Лободой: продюсер чихнула в студии. Светлана сказала, что ни в коем случае не может заболеть из-за плотного графика концертов, и выставила девушку за дверь. Всю съемку она сидела там на стульчике. Я осталась в студии одна с огромной командой Светы, которая практически полностью перекрыла мне доступ к ней. Но такое случается, когда изданию звезда нужна больше, чем звезде издание, приходится идти на уступки. Я в этом смысле никогда не спорю, особенно с селебрити и инфлюенсерами. Бывает такое, что ты не можешь повлиять на процесс, ведь в таком случае герой никогда не утвердит съемку. Очень спокойно к этому отношусь, мы же не в скорой работаем. Иногда важно отпустить. В конце концов, это просто картинка».
О комфорте на площадке
«Мое умение находить компромисс всегда помогало мне найти клиентов. Многие идут ко мне, потому что знают, что на площадке будет спокойно, никакого давления. Атмосфера иногда даже важнее результата. Все-таки это наша повседневность, мы в ней живем, а жить в состоянии постоянного стресса невозможно. Когда у меня была возможность как у редактора отбирать команду для съемок, я всегда обращала внимание на то, как человек общается. Это очень важно».
О росте через увольнение
«После стажировки в Glamour меня повысили до ассистента. Потом я выгорела и ушла на фриланс, работала так примерно год, а дальше попала в Cosmopolitan на позицию редактора моды. Там я работала года три с половиной. В это время начала снимать для разных журналов в нашем издательском доме: Cosmopolitan Shopping, Cosmopolitan Beauty, “Домашний очаг”. Через какое-то время меня уволили — отчасти, наверное, именно из-за того, что я начала распространять свое влияние в соседние журналы. В итоге я благодарна этому увольнению, потому что оно привело к росту. Сначала я вновь ушла на фриланс и начала наконец зарабатывать нормальные деньги. Потом был год путешествий: я месяц работала в Москве, месяц путешествовала, пожила на Бали, в Таиланде, в Штатах. А потом мне предложили позицию старшего редактора моды и ювелирных украшений в Glamour. Помню, переживала из-за того, что Маша Федорова очень любила самостоятельно стилизовать съемки, хотя была главным редактором. Думала, что у меня не будет возможности ими заниматься, но все отлично сложилось, потому что Маша уже знала, что уходит в Vogue, и доверила мне все лучшие съемки моды и обложки. Как только я вышла в редакцию, мы сразу полетели всей командой на неделю моды в Милан, потом буквально через три-четыре недели я поехала на первую съемку в Париж, потом мы снимали “Женщину года”, все очень классно закрутилось».
2014-2017
Sanoma Independent Media, журнал Cosmopolitan,
редактор отдела моды
Слева направо:
Фотограф Ольга Тупоногова-Волкова
Фотограф Натали Арефьева
Фотограф Ольга Тупоногова-Волкова
Фотограф Игорь Павлов
О пользе недель моды:
«Только что я вернулась из Милана, куда первый раз ездила самостоятельно, не от какой-то редакции. Целью этой поездки было обновить контакты, потому что сейчас я отношусь к рынку Middle East, а еще познакомиться с пиарщиками. Налаживать контакты лицом к лицу очень важно, потому что общаемся мы только по почте. Приглашения на показы я запрашивала так же: писала пиарщикам, с брендами которых мы успели поснимать в ОАЭ. В Fendi, например, мне ответили, что были бы рады пригласить меня, но написала я поздно: у каждого бренда ограниченное количество мест на каждый рынок, для Middle East все были отданы. А у Missoni, например, для моего рынка вообще всего два места, и они были заняты двумя главными редакторами соответственно. Но в целом все бренды очень дружелюбны и были рады пригласить к себе, я даже пожалела, что не начала запрашивать пригласительные раньше. У меня было всего три-четыре показа, все остальное re-see и презентации. И на самом деле, по моему опыту, эти мероприятия гораздо важнее для профессиональных контактов. Показ — это, конечно, красиво, но, по сути, ты приходишь, садишься, смотришь и уходишь. Редко выпадает возможность с кем-то пообщаться, а в этом была моя главная цель. На презентациях и re-see эта возможность есть. Плюс можно ближе рассмотреть вещи, что очень важно для стилиста».
2017-2018
Freelance-стилист
Показ Genny в Милане
Презентация Aquazurra в Милане
О работе в Дубае
"Мы переехали вместе с бойфрендом. Он решил открыть шоурум дизайнерских ковров в Дубае примерно в марте 2022 года. В тот момент как раз закрылся Condé Nast, и в России мне фактически было нечего терять. Финально переезд случился в феврале 2023 года. Здесь у меня есть три кита, на которых держится доход. Первый — журналы (Vogue Arabia, Elle Kazakhstan, AD Middle East и др.) Конечно, как и в России, это больше имиджевая история, но все-таки здесь за съемки платят неплохие гонорары. В России они были совсем смешными. И надо заметить, что здесь намного комфортнее организован весь процесс подготовки: я запрашиваю по почте луки, вещи привозят курьеры домой или в редакцию, если съемку делает редактор. То есть я не езжу по магазинам и не собираю их сама. Единственный момент, когда я таскаю пакеты, — это когда переношу вещи из дома в машину. На все про все уходит один рабочий день. Второй кит — большая коммерция с хорошими гонорарами и более длительным процессом подготовки, с примеркой и созвонами для согласований. Например, в прошлом месяце у меня было три такие съемки: снимали бьюти-кампейн для Nakheel Mall (торговый центр на острове Пальма) с полным циклом (то есть подготовкой мудборда, согласованием его с несколькими агентствами, затем согласованием вещей), еще кампейн adidas, который должен на днях выйти, и еще один кампейн для ювелирного бренда из Бахрейна. Для него тоже было много дозакупок, презентаций, то есть длительная, большая и достаточно нервная подготовка, но хорошо оплачиваемая. Здесь вообще огромное количество ювелирных брендов. В арабских странах принято дарить золотые украшения как часть приданого, здесь это большущий бизнес. И конечно, все эти бренды снимают лукбуки и кампейны в большом количестве. И мой третий кит — это съемки небольших лукбуков, в основном для местных брендов. Например, сегодня у меня была съемка для бренда абай. Абайя — это женская накидка. Здесь опять же большое количество разных брендов, которые их выпускают. За такие съемки платят чаще всего сразу, но не так много. При этом и работа несложная и недолгая. Сегодня, например, у меня была съемка всего на четыре часа: с семи до двенадцати».
Рекламная компания для арабского парфюмерного бренда, фотограф Alexander Ermakov
О стайлинге в чужой культуре:
«На самом деле во все тонкости я въехала довольно быстро. Помню, вскоре после переезда уже обсуждала с визажисткой Юлей Радой, что подмышки показывать нельзя, стопы тоже. Она прозвала меня экспертом по “харам-стайлингу”. Но на самом деле все действительно не так сложно. Конечно, есть специфика в съемках для местных брендов с завязыванием шейлы, например. Шейла — это платок, который носят девушки, способов его завязывания существует примерно 40 в разных арабских странах. Кто-то носит его так, что волосы остаются чуть видны, кто-то закрывается полностью. На съемку с Mall of Emirates, например, я специально брала ассистентку-иранку, которая хорошо умеет работать с платками. Потому что, естественно, лучше человека, который повязывает его каждый день, ты никогда не сделаешь».
2018-2022
ИД Condé Nast, журнал Glamour, старший редактор отдела моды и ювелирных украшений
О фэшн-календаре арабских стран
«Здесь все подчинено священному месяцу Рамадан. В этом году он, кажется, пройдет в марте — так вот уже сейчас бренды начинают запрашивать доступность дат для съемок кампейнов к нему. Атмосфера накануне напоминает нашу перед Новым годом: все в огне пытаются завершить все дела. При этом сам Новый год особо людей не волнует, он тут что-то вроде Дня святого Валентина в России — можно сказать, игнорируется. Помню, что второго января журналы уже запрашивали меня на съемки».
О работе в Узбекистане:
«В июне меня позвали в Узбекистан на art week. И там мы оказались с моим другом-фотографом, который организовал завтрак с главным редактором узбекистанского Elle. Пока мы снимали там, я влюбилась в страну и ее культуру. Во-первых, от Дубая лететь всего два с половиной часа. Во-вторых, очень гостеприимные люди, безумно красивые девушки. В-третьих, ужасно вкусная еда. В-четвертых, локации для съемок стоят копейки».
2022-настоящее время
2022-настоящее время
Freelance-стилист
Freelance-стилист
Фотограф Vladyslav Chabanenko
Об особенностях фэшн-рынка в Дубае
«Практически все, кто работает здесь, — это эмигранты. Потому что сами эмиратцы составляют чуть больше 10% населения. Практически все пиарщики здесь (Balenciaga, Chanel, Fendi) — ливанцы, которые переезжали в разные периоды бедствий в своей стране. Тут они считаются настоящей fashion-мафией, отчасти еще потому, что ливанцы — трилингвы и все говорят по-французски. Есть еще британцы, поляки, словаки, итальянцы, сербы, но рынок все равно требует арабскую картинку, потому что рассчитан на клиентов арабского происхождения. Например, модели всегда arabic looking, хотя по национальности могут быть бразильянками, армянками, абхазками, грузинками. Но это всегда темные волосы, темные брови, темные глаза. Все классные европейцы, а их много приезжает в последнее время, зарабатывают на арабской картинке, а творчество снимают европеизированное, потому что стараются держать марку, ориентированную на более западный рынок. Я иногда сравниваю местный фэшн-рынок с российским 20 лет назад: есть деньги, но пока нет четкого понимания картинки. При этом совершенно потрясающее ощущение, что происходит бурное развитие, и очень здорово быть к нему причастной. Даже за тот недолгий период, что я здесь, уже вижу подвижки в плане референсов, которые предлагают клиенты. Один знакомый фотограф-ливанец как-то сказал мне: “Когда вы, русские и украинцы, приехали, arabs start shaking, потому что вы, ребята, работаете совсем не так”. Мы действительно работаем по-другому. Арабский менталитет все-таки гораздо более расслабленный».
О культурных особенностях
«С ними сталкиваюсь постоянно и очень долго не могла привыкнуть. Чаще всего четко процесс идет только тогда, когда им занимаются русские или украинцы. С арабами же все постоянно переносится или отменяется. Например, на неделе перед Миланской неделей моды у меня была забронирована съемка для молла. Я держала эту дату, хотя ее запрашивали другие клиенты, пять раз спросила фотографа, точно ли все состоится. Он в итоге ответил: “Наверное, лучше уже бери другого клиента”. Та съемка действительно отменилась. Я подтвердила дату другому клиенту, сделала мудборд, а на следующее утро эта съемка тоже отменилась. Благо, наученная опытом, я успела взять третий журнал, который тоже хотел эту дату. Это стандартная история здесь, называется “А можешь завтра?”. Возможно, для визажиста и фотографа это еще комфортно, но для стилиста, конечно, нет, потому что всегда нужен день подготовки. Даже если это какая-то монобрендовая съемка, все равно нужен как минимум мудборд. А еще из существенных минусов — постоплаты. Все журналы и коммерческие клиенты присылают деньги примерно через три, а иногда шесть месяцев. Это тяжело, когда ты только приезжаешь, но потом встраиваешься в этот цикл, и он становится комфортным. Правда, иногда ты даже не можешь вспомнить, что это за деньги и от какого клиента пришли. Сейчас уже я ко всему спокойно отношусь — понимаю, что это часть менталитета и, наверное, теплой погоды».
2022-настоящее время
2022-настоящее время
Freelance-стилист
Freelance-стилист
Об усталости:
«В Москве в последние годы у меня было налажен work-life balance. Серфинг, танцы, вейкборд, теннис. Я успевала ходить на спорт утром и иногда еще и вечером. Здесь пока такого совсем нет, и я устаю намного сильнее. Связываю это с английским. Чувствую, что с утра мне легко говорить, а к вечеру начинаю путать слова, вставлять что-то на русском. То есть это двойная работа для моего мозга, которая пока его сильно утомляет. Помню, после первых съемок я приезжала, ложилась и просто смотрела в потолок. Так что наладить рутину — цель на ближайшее время. Пока расслабляю себя закатами на пляже: например, вчера я сделала закупку и возвраты, а вечером поехала к морю и просто час сидела на песке в тишине. Это очень приятно — просто посидеть на пляже и посмотреть на море».