Blueprint
T

Объективный взгляд

ФОТО:
ИРИНА КУДРЯВЦЕВА, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Профессия модного фотографа вот уже век не теряет привлекательности, однако скептики думают, что нынешние начинающие мастера могут оказаться последними продолжателями дела Сесила Битона и Ирвина Пенна. Чтобы не допустить такого трагического развития событий, фонд Still Art Foundation создал программу грантов для молодых модных фотографов. Накануне открытия выставки лауреатов в ММОМА Ира Завьялова поговорила с тремя из них о терниях на пути к звездам.


Алексей Дунаев

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":350,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Алексей Дунаев, «Без названия». Из проекта TUNA. 2023

«Я начал заниматься фотографией в 2017 году. Сразу понял, что хочу быть именно фэшн-фотографом. Но на первой съемке был в роли стилиста, а фотографом была моя знакомая. Сразу понял, что таскать вещи не хочу, но интерес к созданию образов у меня остался до сих пор — и это то, на чем я стараюсь делать больший акцент, нежели на фотографических приемах. Я нигде не учился, сам постепенно погружался в процесс. Обучался, работая ассистентом, либо практиковался самостоятельно в фотостудии».

Про первые шаги в фотографии:

Алексей Дунаев

«Самым сложным был, конечно, поиск команды. Когда ты только набираешь портфолио, профессионалам из других сфер не так интересно с тобой работать: ведь гарантий классного результата нет. Поэтому первое время я и красил, и стилизовал сам, сет-дизайн тоже делал самостоятельно. И еще одна большая сложность нашей индустрии — люди в целом не очень открыты к коммуникации, к преподаванию, не многие хотят брать ассистентами начинающих фотографов. У нас закрытая тусовка, в которую сложно пробраться, для этого нужно очень много работать. Наверное, опыт в ассистировании классному фотографу помог бы мне. Но в целом я ни о чем не жалею. Ничего не хотел бы менять».


Про трудности в начале пути:

«Сейчас я задумываюсь о смене вида деятельности. Возможно пойду в сторону мультидисциплинарных форм в искусстве: арт-объекты, скульптура, картины, что-то более широкого спектра. Фотография как прием не всегда может дать те возможности, формы, с которыми мне бы хотелось работать. Ну и в целом есть, конечно, небольшое разочарование в индустрии, потому что в нынешних реалиях из фэшн-фотографии слово “фэшн” можно вычеркнуть. Все-таки мода для меня — это искусство, а не только массмаркет-бренды, которые занимаются пошивом обычных вещей. Вещи должны заключать в себе необычную красивую историю».


Про точку сейчас:

«Платформ для творческой реализации фэшн-фотографа на коммерческой основе сейчас практически нет — единичные возможности заняты мастодонтами, которые также находятся в этом кризисе и чувствуют большую потребность в работе. Начинающим авторам я бы, наверное, рекомендовал не концентрироваться только на фотографии, потому что как самостоятельное направление это, мне кажется, уже уходящая история. С появлением нейросетей, с появлением классных камер в айфонах уже нет сложности (а часто и необходимости) в том, чтобы получить чистую картинку. Нужно смотреть шире и учиться разным приемам, а фотографию оставить как один из медиумов, которым можно донести то, что ты хочешь. Но как профессия фэшн-фотография, я думаю, умирает».


Про состоянии индустрии и совет
начинающим фотографам:

Егор Шабанов

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":350,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Егор Шабанов. LA FEMME. 2022 (с) Егор Шабанов

«Я прошел весь путь самоучкой: от начального интереса “что за кнопочки такие” до продюсирования полномасштабных творческих проектов с большой командой. Маршрут проходил через свадьбы, “мыльные” лица, съемки хлеба (не того, что музыкальная группа), в общем, сквозь все многообразие съемок.


А началось все 13 лет назад в городе-герое Волгограде (где я родился и вырос), когда родители подарили моей сестре фотоаппарат. В тот период она занималась скрапбукингом и ей нужно было фотографировать свои работы. Мне же хотелось просто попробовать, возникли любопытство и интерес. Помню одну из первых съемок: снежная зима, девушка в розовом мини-платье с длинным отрезом шифона на шее в виде импровизированного шарфа. 20 минут на лютом морозе запомнились мне на всю жизнь.


Изначально у меня не было мысли или яркого осознания, что фотография станет моей профессией или делом жизни, я не изучал других авторов, не стремился к мастерству, скорее, живое любопытство и интуиция вели меня. Фотография стала моим микромиром, где я чувствовал себя органично».


Про первые шаги в фотографии:

«Поиск направления в фотографии, своего почерка, первое соприкосновение со студийным светом, первые коммерческие съемки, ценообразование, множество саморефлексии и прочее — казалось бы, эти моменты можно назвать “трудностями”, но для меня это путь и опыт. Воспринимал их как дорожный знак, информирующий о необходимости снизить скорость перед сложным маневром.


Настоящие трудности для меня носили, скорее, бытовой характер — поломки техники. Для моей семьи фотоаппарат — покупка дорогая, и каждый раз, когда техника выходила из строя, приходилось принимать важные и не всегда простые решения. Я очень благодарен своим родителям за поддержку и веру в меня и мои интересы».


Про трудности в начале пути:

Егор Шабанов

«Сейчас я создаю творческие проекты с прекрасной командой единомышленников. Каждый раз стараюсь развить и усложнить концепцию, найти интересные способы выразить свои мысли. Продолжаю поиск сфер для сотрудничества, где мой взгляд и подход станут визуальным и смысловым усилителем: например, работа с музыкантами, актерами, дизайнерами, различными брендами.


Совершенно новый этап начался после участия в грантовой программе фонда Still Art Foundation: для меня открылась удивительная возможность погрузиться в выставочную деятельность, узнать, что такое фотоотпечаток, авторское право, работа с фотолабораторией и еще много интересного. Это еще один доступный вектор реализации для творческих самостоятельных авторов, чему я очень рад».


Про точку сейчас:

«Мир не стоит на месте, как и индустрия. Закрытие печатных и онлайн-изданий или развитие “быстрого” контента в соцсетях — абсолютно точно не повод отказываться от своего дела. Новые возможности обязательно появятся. Тем более что мы и есть наша индустрия — мы являемся ее движущей силой.


Для меня никогда не существовало вопроса “Стоит ли становиться фотографом?” Ответ уже находится внутри каждого: либо у твоей души есть такая потребность, либо ты занимаешься чем-то другим. Не стоит начинать “фотографировать” (но здесь можно поставить любое слово на самом деле) с мыслью о больших деньгах и быстрой популярности. Сконцентрируйтесь на своем творчестве, мечтайте, учитесь, пробуйте и реализовывайте свои идеи. Не сравнивайте себя с другими — это короткий путь в никуда».


Про состоянии индустрии и совет
начинающим фотографам:

Дмитрий Булин


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":350,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Дмитрий Булин. Без названия. Из серии «Точка покоя». 2022-2024 

«Я учился во ВГИКе — режиссер по образованию, — и фотография случайно пришла в мою жизнь. Я собирался снимать как режиссер, и фотоаппарат был неким спутником. Хотя, справедливости ради, мой отец занимался фотографией, и мои первые кадры были сделаны на его «Зенит», но это было просто баловство. Когда я выпустился из ВГИКа, родители подарили первый фотоаппарат, и я начал фотографировать всех вокруг. Медленно, но верно это переросло во вторую полноценную профессию».


Про первые шаги в фотографии:

«Фотография — это история про коммуникацию. В начале всегда очень трудно перейти из состояния человека, который фотографирует друзей, и написать профессиональной модели или стилисту, визажисту. Всегда есть внутренний барьер. Бесконечные отказы первое время тебя расстраивают, но постепенно ты привыкаешь к ним как к факту. И очень сложно сформировать команду, с этим сталкиваются абсолютно все: найти людей, которые творчески с тобой резонируют, с кем вы смотрите в одну сторону. Благо сейчас такие люди у меня есть, могу рекомендовать с закрытыми глазами и брать с собой на съемки».


Про трудности в начале пути:

Дмитрий Булин

«С одной стороны, сейчас у меня есть наработанные приемы (может, даже штампы), а с другой стороны, ощущение, что все только начинается. Если еще 10 лет назад определенный рост заказов, их сложность, нестандартность вызовов вызывали у меня страх, то сейчас уже такого нет, и для меня это о говорит о том, что накоплено достаточно опыта. Сейчас меня волнуют смыслы в изображении, неинтересно просто снимать красивую картинку. Концентрируюсь на более тонких настройках. Для вдохновения постоянно хожу по музеям, смотрю бесконечное количество фотографий — все новое, что выходит. Вот была недавно в МАММ выставка Мухина, я перефотографировал там половину его работ. Потому что он умеет компоновать так, как я не умею. Вот, думаю, поучусь».

Про точку сейчас:

«Не нужно смотреть на какие-либо субъективные обстоятельства. Если вам действительно нравится фотография, то конечно, стоит себя попробовать. Я уверен, что успеха можно добиться только в том деле, которое любишь искренне. Больше снимайте, смотрите на других авторов, учитесь свету, композиции, техническим аспектам. Учитесь общаться с людьми, это очень важно. Перед вами всегда будет живой человек, живая команда. Если нет этого умения, будет в профессии очень тяжело.


Сейчас фотография демократизировалась. При помощи соцсетей каждый может заявить о себе. Плюс запустилось огромное количество брендов, появился разгон для коммерческой фотографии. Ну а если вы хотите проявлять себя как художник, для этого тоже есть все возможности: колоссальная волна арт-резиденций, выставок, ярмарок, опен-колов. Еще 10 лет назад ничего такого не было.


Сейчас при достаточно скромных затратах можно получить большое количество информации и, наоборот, показать свои работы. Всегда ищи моменты, где можешь подрастать, отслеживай тенденции. На каждый ветерок нос поворачивать не стоит, но и игнорировать то, что происходит вокруг, невозможно. Нужно смотреть, что выставляется в России, в мире. Что печатают журналы. Это большая аналитическая работа, и ей тоже нужно постоянно заниматься».


Про состояние индустрии и совет начинающим фотографам:

{"width":1200,"column_width":50,"columns_n":24,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}