Blueprint
T

специальный проект

12 октября 2025

Фермерство

как тренд

Что делают и о чем мечтают овощеводы

Как часто вам хочется променять стул в душном офисе на дачный стульчик? Так, чтобы вместо таблиц, совещаний и дедлайнов — звуки шмелей, аромат свежих овощей и медитации на грядках. Для героинь нашего материала эти атрибуты вечного лета — часть профессии. Пока Дэвид Бекхэм выкладывает рилсы о своем огороде, они делают карьеру в агропрофессиях, которые становятся трендом в России и мире. Вместе с компанией «ЭКО-культура» посмотрели на агропром свежим взглядом и узнали, чем фермерство может влюбить в себя современных женщин.

текст: Татьяна Бростовская  

фото: Мария Самарина

реклама • ООО «АПХ ЭКО-культура»

Как устроен рабочий день

в теплице

Полина Пикулицкая

овощевод


26 лет

Сейчас сотрудники агропрофессий сильно отличаются от стереотипных фермеров, перепачканных землей и живущих в деревнях. Полине Пикулицкой 26 лет, она работает овощеводом в агрохолдинге «ЭКО-культура». Каждое утро в восемь часов Полина заходит в теплицу в Подмосковье, переодевается в темно-синюю рабочую форму и резиновые сабо. Здесь, среди ровных рядов хрустящих салатов, начинается ее рабочий день. Полина — фея салатных листьев. Ее дело — аккуратно оборвать пожелтевшие края, проверить каждое растение, взвесить готовый урожай и отправить его дальше по цепочке.

«Чтобы салат оказался у вас на тарелке, с ним поработали как минимум пятнадцать человек. Примерно столько же — с каждым шейкером черри, который стоит в вашем холодильнике»

В промышленном растениеводстве почти нет случайных движений. Управляющая теплицей ставит задачи технологу, тот передает их бригадиру. Агрономы отвечают за здоровье растений: контролируют посадку, сбор урожая, состав удобрений и дают команды на обработку от вредителей. Бригадир распределяет задачи между овощеводами. «Верховые» следят за верхушками растений, чтобы те росли ровно и не ломались. «Низовые» проверяют нижнюю часть — ищут вредителей и признаки болезни. Они же срезают урожай и передают его водителю электрокара. Тот отвозит продукцию на взвешивание и упаковку. В отделе контроля качества овощи проверяют на свежесть и внешний вид. После — сортировка, паллетирование, отгрузка. И финал — грузовик увозит готовый товар на склад магазина.

Как овощеводы находят

смысл в своей работе

Вера Усачева

овощевод


29 лет

Вера Усачева выращивает помидоры «ЭКО-культуры». В теплицах несколько климатических зон: у салатов — прохлада и свежесть, как в Москве в апреле, у томатов — июльский зной. Вера не любит жару, поэтому приезжает в теплицу раньше всех, чтобы успеть собрать урожай, пока зал еще прохладный. «Я пою песни росткам. Саундтреки из китайских дорам. Совпадение или нет, но после этого помидорки хорошо растут. Отношусь к ним как к детям. Если растение заболевает — у меня душа не на месте. Чувствую огромную ответственность за эту работу», — рассказывает Вера.

«Я пою песни росткам. Саундтреки из китайских дорам. Совпадение или нет, но после этого помидорки хорошо растут...»

Помидоры сортируют по степени зрелости. В один флоупак — так называется коробочка для овощей — попадают и рыжие, и красные плоды. Главное, чтобы они не были зелеными и соответствовали норме по сахарам — ее измеряют в бриксах. После обеда, если есть время, Вера обрезает листья. Это нужно, чтобы растения лучше проветривались и реже болели. Вера срезает лишнюю листву, открывая кисти, чтобы томаты получали больше света. В среднем один овощевод собирает 240 килограммов помидоров в день — это как три полные тележки в супермаркете. После сбора Вера делает обрезку — от трех до пяти рядов, в зависимости от объема урожая. Философия «ЭКО-культуры» строится на трех точках опоры — «земля, вода и любовь». То, что выращивают овощеводы, попадает на тарелки миллионов. По словам сотрудников, это их вдохновляет.

Мифы и реальность

агропрома

Юлия Мясовская

овощевод


30 лет

Есть миф о том, что сельское хозяйство — тяжелый, низкооплачиваемый и не женский труд. Но овощевод Юлия Мясовская считает иначе: «Люди представляют, что мы с утра до ночи пашем на полях, это не так. Может быть, раньше у овощеводов был ненормированный график. Но сейчас все строго по часам. Рутинные задачи, которые раньше отнимали много времени, теперь вместо нас делают маленькие помощники — каждая теплица оборудована тележками, капельным поливом, сортировочным центром, который все делает сам. Я отдыхаю на своей работе». Почувствовать себя будто в отпуске помогает жужжание шмелей. Насекомых запускают в теплицы для опыления томатов.

«Когда мы их впервые услышали, были в шоке. Вокруг техника, все работает по точным алгоритмам — и вдруг шмели. Это было самым удивительным»

По их словам, овощеводы зарабатывают больше, чем среднестатистический житель города в Подмосковье. Профессия требует внимательности, дисциплины и вовлеченности. Среди овощеводов есть и люди с двумя высшими образованиями. Они выбрали теплицу, потому что любят растения и находят красоту в процессе работы. Огромные салатовые поля, сияющие тепличным светом. Ароматные плоды, свисающие, словно на лианах. «Чувство, что ты в раю», — говорят героини материала.

Как быть стильной при

работе с растениями

В теплице не до моды — здесь все подчинено санитарным нормам и комфорту. Униформа овощеводов — плотная темно-синяя или зеленая футболка, штаны, кепка или шапочка, чтобы ни один волос не оказался рядом с растениями. Обязательны карманы — туда овощеводы кладут перчатки, крючки и маркеры. Украшения запрещены. Одежда быстро пачкается — сок помидоров почти не отстирывается, а ткань портится от постоянного контакта с зеленью. Компания следит, чтобы сотрудники работали в чистой новой одежде, и обновляет их униформу. 

«Самовыражение остается в деталях: в косичках с цветными прядями, разноцветных кроксах, блеске для губ или стильных солнцезащитных очках»

Самовыражение остается в деталях: в косичках с цветными прядями, разноцветных кроксах, блеске для губ или стильных солнцезащитных очках. Девушки-овощеводы практически не красятся на работу. По словам героинь, они ценят натуральную красоту. «Если бы я создавала коллекцию одежды для нашей профессии, то использовала мягкие дышащие ткани и светлые оттенки. Что-то льняное или хлопковое, с продуманным кроем и без глубоких вырезов. Компания уже разработала фартучек с удобными карманами под секаторы и готовит с институтами моды и дизайна одежду для овощевода, которая позволит самовыражаться и чувствовать себя комфортно», — делится Полина.

Почему фермерство 

стало трендом 

Сторис Бекхэма про куриц и лук так популярны у подписчиков, потому что вызывают чувство ностальгии. Все мы скучаем по детству и огороду бабушки с дедушкой. В период всеобщей тревоги, FOMO и потери смыслов особенно хочется заземлиться. У жителей мегаполисов не так много способов сделать это. Например, поливать микрозелень на подоконнике, носить удобные кантри-комбинезоны на работу, выходить на обед «трогать траву» в качестве терапии. В соцсетях набирает популярность «агротуризм» — отдых на фермах, где можно за деньги поработать на земле. По словам Полины Пикулицкой, большая часть ее города Воскресенска работает в теплице. Туда устраиваются не только молодые люди, но и бывшие учителя, воспитатели и представители других профессий, проработавшие на своих предыдущих местах по 20-30 лет.

«Люди хотят понимать, откуда берутся овощи в их тарелке. Я раньше не задумывалась, как вырастает, например, салат. А теперь понимаю, как это интересно»

«Наш мир нестабилен. В последние годы мы поняли, что все может измениться в один момент. В пандемию многие люди резко потеряли работу, магазины остались с пустыми полками. Тогда мы стали понимать, что важно выращивать свое и не зависеть от импорта и внешних факторов», — рассказывают девушки. Тренд на фермерство связан с желанием людей продлить свою жизнь, считает Юлия Мясовская. После пандемии ковида многие стали серьезнее относиться к своему здоровью. Пилатес, йога, свежая зелень и трекинг сна стали новой роскошью. «Люди хотят понимать, откуда берутся овощи в их тарелке. Я раньше не задумывалась, как вырастает, например, салат. А теперь понимаю, как это интересно. Мир может меняться как угодно, но без сельского хозяйства у него не будет будущего», — считает Юлия Мясовская.

команда

фотоМария Самарина 

продакшн-директор: Анастасия Терехова

стиль: Юлия Гриб 

дизайнВиолетта Чекан

креатор: лера захарова

макияж/Стилист по прическамОльга Чарандаева 

Свет: Даниил Мякотенко

Сет-дизайн: Анастасия Ким

Ретушь: Анастасия Уманец

менеджер проекта: Паша Прошин

Ассистент фотографа: Матвей Шичкин

арт-директор: николь антонян 

продюсер: Глеб Урусов

Ассистент стилиста: Маргарита Аралкина

РЕДАКТОР: ЛИЗА ЗОЛОТУХИНА

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}