специальный проект
Команда
Музея транспорта — о новой жизни и любимых экспонатах
Автор: Даша Горшкова
Автобусы, троллейбусы и автомобили как часть культурного ландшафта города. О персонажах столичных дорог рассказали сотрудники Музея транспорта Москвы
Автобусы, троллейбусы и автомобили как часть культурного ландшафта города. Команда Музея транспорта Москвы — о персонажах столичных дорог
наведите, чтобы узнать об экспонате
Общий кадр команды музея. «ЦАРМ-Рица», 1959 год (1954–1957)
Мы все обожаем музеи, но часто люди, которые делают их доступными и интересными, остаются в тени. Знакомим вас с частью команды Музея транспорта, который в 2023 году откроется на новом месте — в здании «Гаража» Мельникова на Новорязанской улице, — и с значительными переменами.
В новом векторе развития — больше чем история транспорта. Это экология и коммуникации, изменения в городе и, конечно же, сами люди. А еще сотрудничество с художниками, музыкантами и режиссерами. Рассказываем, что уже сейчас происходит в музее, как распределяются обязанности в команде и какие экспонаты особенно вдохновляют самих сотрудников.
О Музее транспорта, основанном в 2003 году, активно заговорили после его перезапуска в 2020 году. До переезда в свой новый дом команда музея начала работу сразу на трех площадках: в историческом павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ, на Северном речном вокзале (который выступает как место временных выставок и стал визитной карточкой музея), а еще есть особый маршрут с троллейбусами-экспонатами.
В прошлом году музей выпустил несколько заметных проектов. Так, по вышеупомянутому «Музейному маршруту» запустили два единственных в городе троллейбуса, которые выполняют функцию экспоната на колесах. Сначала на маршрут выходил «рогатенький» (именно так ласково называют москвичи троллейбус), расписанный художником Александром Виноградовым, а сейчас по нему курсирует троллейбус «кисти» Ирины Кориной. Кроме того, «Музейный маршрут» был частью Московской Международной биеннале молодого искусства: свои паблик-арт-объекты здесь представили художники Игорь Самолет, Алина Глазун, Алиса Омельянцева и Рома Богданов. А в здании Северного речного вокзала открылось поп-ап-пространство музея с временными инсталляциями: у посетителей уже была возможность посмотреть на копию знаменитого самолета-амфибии Сикорского, полноразмерный надувной «москвич» Саши Фроловой и видеоинсталляцию «Легенды СРВ» с участием актеров «Седьмой студии» и музыкантов. А сейчас здесь выставлена инсталляция «Природа на остановке», посвященная теме экологии транспорта.
Вместе с этим Музей транспорта объявил, что теперь станет другим. Как отмечает его команда, новый заданный курс — не просто изучать и сохранять прошлое, но создавать будущее, вести диалог об устойчивом развитии, отвечая на вопрос: что движет Москвой? Команда уделяет большое внимание реставрации экспонатов и постоянно работает над их презентацией как полноценных городских персонажей с собственной историей и культурным значением. Сейчас в музейных фондах находится более 250 единиц пассажирской техники: это троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые автомобили и такси.
Оксана Бондаренко
директор музея
Любимый экспонат: ГАЗ АА (1932–1950)*
Особый герой: собака Люся, талисман музея
Машина с крыльями, или ГАЗ АА
Машина с крыльями — элегантная «полуторка» — корнями восходит к самому Генри Форду. Сюрреализм: именно с ним родившийся в Америке Марк Сахаров, будучи главой «Автотреста», договорился о сотрудничестве. Меня вообще поразила крайне насыщенная жизнь этого новгородского (или горьковского, шел 1932 год) американца.
Как раз в 1932 году в Горьком сошел с конвейера первый ГАЗ АА. Судьба его оказалась фантастической. Эта машина, очень легкая в эксплуатации, стала героиней первых пятилеток и позже войны — сыграв важнейшую роль на «дороге жизни» и в обслуживании фронта, после она помогла в восстановлении страны. Увидев наш музейный ГАЗ АА, я подумала: «иностранец с покладистым характером». После обнаружила, что это машина из числа довоенных, еще со штампованными крыльями. Звучит — «машина с крыльями». Послевоенным полуторкам их уже не вернули.
наведите, чтобы узнать
об экспонате
Сергей Рыков
руководитель научно-исследовательского отдела
наведите, чтобы узнать
об экспонате
Любимый экспонат: «Икарус 55» (1955–1973)*
О работе
Я отвечаю за научную и исследовательскую деятельность музея. Ищу и нахожу новые объекты и артефакты для коллекции, разбираюсь с технической документацией, разрабатываю реставрационные проекты. И в то же время занимаюсь интерпретацией, чтобы рассказывать историю людям с разной подготовкой.
Суть моей работы не в том, чтобы набить экспозицию автомобилями и автобусами под завязку, создать гараж. Важно оперировать смыслами и сутью, очаровывать и увлекать зрителя, так представить коллекцию, рассказать такие истории, чтобы люди уходили из музея как после хорошего фильма — и возвращались обратно, за новыми впечатлениями.
«Икарус 55»*
Квинтэссенция транспортного дизайна середины XX века для стран восточного блока. Невиданный для советского человека комфорт и космический образ. Хотелось бы рассказать захватывающую историю, как я в одна тыща девятьсот... году на таком же «Икарусе» гнался за украденной красавицей по кавказским горам, но, увы... просто нравится мне. Очень красивая «щука».
наведите, чтобы узнать
об экспонате
Софья Симакова
куратор спецпроектов
Любимый экспонат: «Москвич 407» (1958–1963)*
О работе
В музее я занимаюсь организацией выставок и курированием специальных проектов, связанных с необходимой для полноценной жизни музея кросс-культурной направленностью. Концерты, кинопоказы, коллаборации с художниками — это все ко мне.
«Москвич» и юмор в повседневности
Салатовый «Москвич» — тачка мечты. Всегда любила строго одеваться и разбавлять образ смешными аксессуарами вроде колье из детских бусинок, солнечных очков в форме сердец или конфетно-розовой сумочки. Нельзя относиться к себе слишком серьезно. Вот и машина такого цвета — юмор в повседневности. Хотелось бы так подкатить на важную встречу на Северном речном вокзале, например. Вообще, в музейной коллекции много удивительных машин. Каждый раз, приходя в гараж, я влюбляюсь в новую — то в строгую черную «Волгу», то в голубенький автобус-кабриолет. Мне нравится думать о них как об одушевленных предметах, у каждой действительно свой уникальный характер.
наведите, чтобы узнать
об экспонате
Александра Кузнецова
руководитель digital-департамента
Дарья Волкова
PR-директор
Любимый экспонат: ЗИС-8 (1934–1936)*
Любимый экспонат: ЗИС-8 (1934–1936)*
О работе
О работе
Я отвечаю за музейные коммуникации и интеграции в онлайн-пространстве. Почему именно ЗИС-8? Для меня ответ очевиден — это же первый городской автобус, настоящая легенда и первопроходец. Я вообще адепт городского транспорта: назову миллион причин и оснований, чтобы отказаться от личного автомобиля в пользу метро/автобусов/велосипедов/такси. Заходя в массивный деревянный салон ЗИС-8, ты будто совершаешь прыжок во времени: представляешь, свидетелем скольких исторических событий он был, сколько пассажиров перевез, какое интересное и одновременно непростое время застал. Да еще и в легендарной кинокартине успел сняться.
Моя миссия — рассказывать про музей, его коллекцию и ценности самой разной аудитории, показывать транспорт по-новому и влюблять в его историю множество людей. А еще ежедневно вдохновлять москвичей и гостей столицы проектами на стыке транспорта и искусства.
ЗИС-8 и медитация
Я за рулем с 18 лет, и вождение стало моим методом медитации. Кто-то слушает подкасты или ходит на йогу, а я нахожу спокойствие в движении. «Фердинанд» с эффектным деревянным кузовом выглядит очень ретро. Впервые я его увидела, придя работать в музей. С удовольствием бы прокатилась за рулем такого красавца, но говорят, это очень тяжело и в целом не каждый справится с такой суровой машиной.
Диана Ковригина
редактор музея
Любимый экспонат: «Урал-355М» (1957–1965)*
О работе
Коллеги часто представляют меня как «голос музея», только я мало разговариваю и много пишу: перевожу с бизнес-научного на человеческий русский. Еще я веду неофициальный телеграм-канал музея «Люся в автобУсе» (собачка Люся — это тотемный зверь музея). Иногда на наш канал обижаются за несерьезность и шутки про всякое, но на деле мы там просто веселимся и всем того желаем.
наведите, чтобы узнать
об экспонате
«Урал-355М»
Всегда любила огромные машины, а 3,5-тонный «Урал-355М» довольно-таки огромен. Я бы в таком возила что-нибудь хорошее — свежие булки или старенькие велосипеды.
Сергей Берсенев
главный механик
Любимый экспонат: СМЗ С-3А (1959)*
О работе
Я организую работу механиков и мойщиков, а еще на мне часть задач, связанных с реставрацией: изучаю новинки лакокрасочных материалов и внедряю их в процесс. И конечно, готовлю экспонаты к выставкам.
«Моргуновка»
наведите, чтобы узнать
об экспонате
Эйнштейн сказал, что все гениальное просто, и СМЗ С-3А — очень простой автомобиль, а значит, гениальный!
Анастасия Лапинь
продюсер спецпроектов
Алина Крочева
продюсер спецпроектов
Любимый экспонат: «Москвич 400» (1946–1954)*
Любимый экспонат: «Москвич 400» (1946–1954)*
О работе
О себе
Я нежно рулю проектами музея на Северном речном вокзале, а еще отвечаю за обаятельный контент для телеграм-канала «Люся в автобУсе». У меня в семье был «Москвич», у дедушки. В детстве летом я засыпала у бабушки на диване, а просыпалась на заднем сиденье «Москвича» по дороге на дачу. Выезжали рано, и меня спящую перекладывали прямо из кровати в машину — чтобы я подольше поспала в пути. Так что, можно сказать, это и моя первая машина. И очень теплые детские воспоминания.
Я та девушка, которая строит. А если серьезно, продюсер спецпроектов Музея транспорта. Работаю с выставочной площадкой ВДНХ (павильон 26 «Транспорт СССР») и уникальным кейсом — «Музейныйм маршрутом Т» — единственным троллейбусным маршрутом города.
«Москвич 400»
Шикарный, цвета морской волны «Москвич 400» я помню с детства по фильму «Москва слезам не верит». До сих пор обожаю пересматривать это кино, и «Москвич» в одной из сцен буквально становится частью дачного интерьера. Чем-то родным, уютным, теплым. Он всегда вызывает ассоциацию с летом. Здорово, что и в XXI веке мы можем прикоснуться к этому красавчику.
наведите, чтобы узнать
об экспонате
Музей транспорта и его будущее
В 2023 году Музей транспорта ждет новый дом в мельниковском «Гараже», интерактивный и динамичный, но уже сейчас происходит много интересного. В планах — новые инсталляции в поп-апе на Северном речном вокзале, запуск экскурсионной офлайн-программы на «Музейном маршруте» и СРВ и многое другое.
А уже сейчас музей открыл первую масштабную выставку в своем новом пространстве на ВДНХ. С экспозицией «Мечта москвича» обновленный исторический павильон «Транспорт СССР» начал работу 18 мая. Посетителей ждет показ коллекции серийных автомобилей «Москвич» (в том числе очень редких) и их прототипов в кинематографическом жанре байопик. Гости проследят весь путь героя от съемок в главных советских кинолентах и участия в международных ралли до закрытия завода.
Знакомство с историей автомобильной марки «Москвич» начинается со специально созданной инсталляции от художника Ирины Кориной «Рог изобилия» (авторское название работы), которая в качестве пролога к выставке символизирует расцвет эпохи индустриализации в СССР, подарившей стране в том числе и первый народный автомобиль.
Экспозиция «Мечта москвича» представит 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 артефактов. Среди них «Москвич 422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич 408» 1967 года, «Москвич 401» первого послевоенного поколения, а также двигатель ГД-1 — первый советский двигатель, который был создан для участия страны в «Формуле-1».
Фотограф: Анастасия Рябцова
Арт-директор: Светлана Павлова
Прически и макияж: Каирова Марина, Петрова Маргарита @mkrsagensy
Продюсер и менеджер проекта: Настя Терехова
Ассистент фотографа: Андрей Харыбин @BoldMoscow
31 МАЯ 2021
0