Blueprint
T

специальный проект

Команда

Музея транспорта — о новой жизни и любимых экспонатах

Автор: Даша Горшкова

Автобусы, троллейбусы и автомобили как часть культурного ландшафта города. О персонажах столичных дорог рассказали сотрудники Музея транспорта Москвы 

Автобусы, троллейбусы и автомобили как часть культурного ландшафта города. Команда Музея транспорта Москвы — о персонажах столичных дорог

наведите, чтобы узнать об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Общий кадр команды музея. «ЦАРМ-Рица», 1959 год (1954–1957)




Мы все обожаем музеи, но часто люди, которые делают их доступными и интересными, остаются в тени. Знакомим вас с частью команды Музея транспорта, который в 2023 году откроется на новом месте — в здании «Гаража» Мельникова на Новорязанской улице, — и с значительными переменами.

В новом векторе развития — больше чем история транспорта. Это экология и коммуникации, изменения в городе и, конечно же, сами люди. А еще сотрудничество с художниками, музыкантами и режиссерами. Рассказываем, что уже сейчас происходит в музее, как распределяются обязанности в команде и какие экспонаты особенно вдохновляют самих сотрудников.


О Музее транспорта, основанном в 2003 году, активно заговорили после его перезапуска в 2020 году. До переезда в свой новый дом команда музея начала работу сразу на трех площадках: в историческом павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ, на Северном речном вокзале (который выступает как место временных выставок и стал визитной карточкой музея), а еще есть особый маршрут с троллейбусами-экспонатами. 


В прошлом году музей выпустил несколько заметных проектов. Так, по вышеупомянутому «Музейному маршруту» запустили два единственных в городе троллейбуса, которые выполняют функцию экспоната на колесах. Сначала на маршрут выходил «рогатенький» (именно так ласково называют москвичи троллейбус), расписанный художником Александром Виноградовым, а сейчас по нему курсирует троллейбус «кисти» Ирины Кориной. Кроме того, «Музейный маршрут» был частью Московской Международной биеннале молодого искусства: свои паблик-арт-объекты здесь представили художники Игорь Самолет, Алина Глазун, Алиса Омельянцева и Рома Богданов. А в здании Северного речного вокзала открылось поп-ап-пространство музея с временными инсталляциями: у посетителей уже была возможность посмотреть на копию знаменитого самолета-амфибии Сикорского, полноразмерный надувной «москвич» Саши Фроловой и видеоинсталляцию «Легенды СРВ» с участием актеров «Седьмой студии» и музыкантов. А сейчас здесь выставлена инсталляция «Природа на остановке», посвященная теме экологии транспорта.


Вместе с этим Музей транспорта объявил, что теперь станет другим. Как отмечает его команда, новый заданный курс — не просто изучать и сохранять прошлое, но создавать будущее, вести диалог об устойчивом развитии, отвечая на вопрос: что движет Москвой? Команда уделяет большое внимание реставрации экспонатов и постоянно работает над их презентацией как полноценных городских персонажей с собственной историей и культурным значением. Сейчас в музейных фондах находится более 250 единиц пассажирской техники: это троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые автомобили и такси.




Оксана Бондаренко

директор музея






Любимый экспонат: ГАЗ АА (1932–1950)*

Особый герой: собака Люся, талисман музея





Машина с крыльями, или ГАЗ АА






Машина с крыльями — элегантная «полуторка» — корнями восходит к самому Генри Форду. Сюрреализм: именно с ним родившийся в Америке Марк Сахаров, будучи главой «Автотреста», договорился о сотрудничестве. Меня вообще поразила крайне насыщенная жизнь этого новгородского (или горьковского, шел 1932 год) американца.


Как раз в 1932 году в Горьком сошел с конвейера первый ГАЗ АА. Судьба его оказалась фантастической. Эта машина, очень легкая в эксплуатации, стала героиней первых пятилеток и позже войны — сыграв важнейшую роль на «дороге жизни» и в обслуживании фронта, после она помогла в восстановлении страны. Увидев наш музейный ГАЗ АА, я подумала: «иностранец с покладистым характером». После обнаружила, что это машина из числа довоенных, еще со штампованными крыльями. Звучит — «машина с крыльями». Послевоенным полуторкам их уже не вернули.







наведите, чтобы узнать

об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Сергей Рыков 

руководитель научно-исследовательского отдела 






наведите, чтобы узнать

об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Любимый экспонат: «Икарус 55» (1955–1973)*





О работе






Я отвечаю за научную и исследовательскую деятельность музея. Ищу и нахожу новые объекты и артефакты для коллекции, разбираюсь с технической документацией, разрабатываю реставрационные проекты. И в то же время занимаюсь интерпретацией, чтобы рассказывать историю людям с разной подготовкой. 


Суть моей работы не в том, чтобы набить экспозицию автомобилями и автобусами под завязку, создать гараж. Важно оперировать смыслами и сутью, очаровывать и увлекать зрителя, так представить коллекцию, рассказать такие истории, чтобы люди уходили из музея как после хорошего фильма — и возвращались обратно, за новыми впечатлениями.







«Икарус 55»*






Квинтэссенция транспортного дизайна середины XX века для стран восточного блока. Невиданный для советского человека комфорт и космический образ. Хотелось бы рассказать захватывающую историю, как я в одна тыща девятьсот... году на таком же «Икарусе» гнался за украденной красавицей по кавказским горам, но, увы... просто нравится мне. Очень красивая «щука».








наведите, чтобы узнать

об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Софья Симакова

куратор спецпроектов






Любимый экспонат: «Москвич 407» (1958–1963)*





О работе






В музее я занимаюсь организацией выставок и курированием специальных проектов, связанных с необходимой для полноценной жизни музея кросс-культурной направленностью. Концерты, кинопоказы, коллаборации с художниками — это все ко мне. 







«Москвич» и юмор в повседневности






Салатовый «Москвич» — тачка мечты. Всегда любила строго одеваться и разбавлять образ смешными аксессуарами вроде колье из детских бусинок, солнечных очков в форме сердец или конфетно-розовой сумочки. Нельзя относиться к себе слишком серьезно. Вот и машина такого цвета — юмор в повседневности. Хотелось бы так подкатить на важную встречу на Северном речном вокзале, например. Вообще, в музейной коллекции много удивительных машин. Каждый раз, приходя в гараж, я влюбляюсь в новую — то в строгую черную «Волгу», то в голубенький автобус-кабриолет. Мне нравится думать о них как об одушевленных предметах, у каждой действительно свой уникальный характер.








наведите, чтобы узнать

об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Александра Кузнецова 

руководитель digital-департамента






Дарья Волкова

PR-директор






Любимый экспонат: ЗИС-8 (1934–1936)*





Любимый экспонат: ЗИС-8 (1934–1936)*





О работе






О работе






Я отвечаю за музейные коммуникации и интеграции в онлайн-пространстве. Почему именно ЗИС-8? Для меня ответ очевиден — это же первый городской автобус, настоящая легенда и первопроходец. Я вообще адепт городского транспорта: назову миллион причин и оснований, чтобы отказаться от личного автомобиля в пользу метро/автобусов/велосипедов/такси. Заходя в массивный деревянный салон ЗИС-8, ты будто совершаешь прыжок во времени: представляешь, свидетелем скольких исторических событий он был, сколько пассажиров перевез, какое интересное и одновременно непростое время застал. Да еще и в легендарной кинокартине успел сняться.







Моя миссия — рассказывать про музей, его коллекцию и ценности самой разной аудитории, показывать транспорт по-новому и влюблять в его историю множество людей. А еще ежедневно вдохновлять москвичей и гостей столицы проектами на стыке транспорта и искусства.







ЗИС-8 и медитация






Я за рулем с 18 лет, и вождение стало моим методом медитации. Кто-то слушает подкасты или ходит на йогу, а я нахожу спокойствие в движении. «Фердинанд» с эффектным деревянным кузовом выглядит очень ретро. Впервые я его увидела, придя работать в музей. С удовольствием бы прокатилась за рулем такого красавца, но говорят, это очень тяжело и в целом не каждый справится с такой суровой машиной.









Диана Ковригина  

редактор музея






Любимый экспонат: «Урал-355М» (1957–1965)*






О работе






Коллеги часто представляют меня как «голос музея», только я мало разговариваю и много пишу: перевожу с бизнес-научного на человеческий русский. Еще я веду неофициальный телеграм-канал музея «Люся в автобУсе» (собачка Люся — это тотемный зверь музея). Иногда на наш канал обижаются за несерьезность и шутки про всякое, но на деле мы там просто веселимся и всем того желаем.







наведите, чтобы узнать

об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Урал-355М»






Всегда любила огромные машины, а 3,5-тонный «Урал-355М» довольно-таки огромен. Я бы в таком возила что-нибудь хорошее — свежие булки или старенькие велосипеды.








Сергей Берсенев  

главный механик 






Любимый экспонат: СМЗ С-3А (1959)*






О работе






Я организую работу механиков и мойщиков, а еще на мне часть задач, связанных с реставрацией: изучаю новинки лакокрасочных материалов и внедряю их в процесс. И конечно, готовлю экспонаты к выставкам.







«Моргуновка»






наведите, чтобы узнать

об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Эйнштейн сказал, что все гениальное просто, и СМЗ С-3А — очень простой автомобиль, а значит, гениальный!









Анастасия Лапинь

продюсер спецпроектов 






Алина Крочева 

продюсер спецпроектов 






Любимый экспонат: «Москвич 400» (1946–1954)*






Любимый экспонат: «Москвич 400» (1946–1954)*







О работе






О себе






Я нежно рулю проектами музея на Северном речном вокзале, а еще отвечаю за обаятельный контент для телеграм-канала «Люся в автобУсе». У меня в семье был «Москвич», у дедушки. В детстве летом я засыпала у бабушки на диване, а просыпалась на заднем сиденье «Москвича» по дороге на дачу. Выезжали рано, и меня спящую перекладывали прямо из кровати в машину — чтобы я подольше поспала в пути. Так что, можно сказать, это и моя первая машина. И очень теплые детские воспоминания.








Я та девушка, которая строит. А если серьезно, продюсер спецпроектов Музея транспорта. Работаю с выставочной площадкой ВДНХ (павильон 26 «Транспорт СССР») и уникальным кейсом — «Музейныйм маршрутом Т» — единственным троллейбусным маршрутом города.







«Москвич 400»






Шикарный, цвета морской волны «Москвич 400» я помню с детства по фильму «Москва слезам не верит». До сих пор обожаю пересматривать это кино, и «Москвич» в одной из сцен буквально становится частью дачного интерьера. Чем-то родным, уютным, теплым. Он всегда вызывает ассоциацию с летом. Здорово, что и в XXI веке мы можем прикоснуться к этому красавчику.








наведите, чтобы узнать

об экспонате




{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":-1,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Музей транспорта и его будущее






В 2023 году Музей транспорта ждет новый дом в мельниковском «Гараже», интерактивный и динамичный, но уже сейчас происходит много интересного. В планах — новые инсталляции в поп-апе на Северном речном вокзале, запуск экскурсионной офлайн-программы на «Музейном маршруте» и СРВ и многое другое.


А уже сейчас музей открыл первую масштабную выставку в своем новом пространстве на ВДНХ. С экспозицией «Мечта москвича» обновленный исторический павильон «Транспорт СССР» начал работу 18 мая. Посетителей ждет показ коллекции серийных автомобилей «Москвич» (в том числе очень редких) и их прототипов в кинематографическом жанре байопик. Гости проследят весь путь героя от съемок в главных советских кинолентах и участия в международных ралли до закрытия завода.


Знакомство с историей автомобильной марки «Москвич» начинается со специально созданной инсталляции от художника Ирины Кориной «Рог изобилия» (авторское название работы), которая в качестве пролога к выставке символизирует расцвет эпохи индустриализации в СССР, подарившей стране в том числе и первый народный автомобиль.


Экспозиция «Мечта москвича» представит 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 артефактов. Среди них «Москвич 422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич 408» 1967 года, «Москвич 401» первого послевоенного поколения, а также двигатель ГД-1 — первый советский двигатель, который был создан для участия страны в «Формуле-1».

Фотограф: Анастасия Рябцова

Арт-директор:  Светлана Павлова 

Прически и макияж: Каирова Марина, Петрова Маргарита @mkrsagensy 

Продюсер и менеджер проекта: Настя Терехова 

Ассистент фотографа: Андрей Харыбин @BoldMoscow 






{"width":1200,"column_width":81,"columns_n":12,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}