Искусство ответственного потребления
текст: Мария Оленева
иллюстратор: Ася Лисина
Древние египтяне, средневековые монахи, художники-импрессионисты — всем им нравилось проводить время в компании друзей за кружкой пива. Вместе с развитием цивилизации трансформировалась и культура ответственного потребления. Все эти процессы находили отражение в искусстве каждой эпохи. Вместе с пивоваренной компанией составили ретроспективу того, как развивались отношения пива и художественного творчества со времен древнейших цивилизаций до наших дней.
Древний мир
В эпоху первых цивилизаций пиво пили все — от рабов до фараонов. Впрочем, в древние времена и последующие века пить его было зачастую надежнее, чем воду: о бактериях и пользе кипячения люди узнали гораздо позже.
Пиво тогда изготавливали методом верхового брожения, поэтому все древнее пиво можно отнести к классу элей, и было оно в основном слабоалкогольным. До наших дней сохранились статуэтки, которые позволяют посмотреть на процесс пивоварения сквозь века.
В Саккаре, в мастабе фараона Ти (древнеегипетского богача и смотрителя пирамид и солнечных храмов Абусира во времена V династии — ок. 2504–2347 гг.) сохранилась фреска, изображающая производство пива.
(до V века н.э)
Как и большинством ремесел, не требующих грубой физической силы, изначально пивоварением занимались женщины — и это тоже показано на фресках.
В то время пиво было настолько распространено, что ему посвятили целый фестиваль, на который его поставляло государство. Успех фестиваля напрямую определялся количеством выпитого — конечно, о культуре потребления тогда еще не слышали. Кстати, египтяне отразили свое отношение к пиву не только в настенной живописи и статуэтках, но и в литературном памятнике эпохи — папирусе Эберса (XVI век до н.э.).
Средние
Века
(V — XVI в)
Возникновение и распространение ислама, запрещающего употребление алкоголя, повлияло на смещение центра пивоварения в Европу. Пиво было жидким хлебом — продуктом, который можно было употреблять даже во время поста. Основателями традиции поститься пивом считаются монахи нищенствующего ордена минимов из монастыря Нойдек-об-дер-Ау под Мюнхеном.
До средневековья все производившееся пиво относилось к классу элей. Лагер — пиво низового брожения — был изобретен в баварских монастырях уже в XV веке. Кстати, с тех пор Бавария остается регионом, который знаменит именно пивом.
Увидеть монаха-пивовара из Баварии на гравюре было не редкостью. Например, в Нюрнбергских домовых книгах — сборниках портретов обитателей двух нюрнбергских богаделен, которые еще называли Домами 12 братьев. Жителей изобразили с их типичными рабочими инструментами и снабдили кратким описанием — имя брата и должность. Как, например, на гравюре 1437 года «Пивовар XV века из Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung». Пиво было не чуждо и высоким чинам — в церкви Святых Иоганна и Мартина в Швабахе можно найти изображение самого папы Урбана I с хмелем в руке.
Новое время
(XVI – конец XVIII века)
Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией и Контрреформацией. Культурная эпоха того времени — это в первую очередь возвращение интереса к искусству Древней Греции и Рима, но не только. Пока художники из южных винно-оливковых стран писали античные сюжеты (например, изображали на картинах Бахуса — бога, который чаще ассоциируется с вином, но на самом деле пиво тоже входит в его зону ответственности), Северное Возрождение показывало на полотнах реальную жизнь эпохи. На картинах голландцев появлялось все больше обычных людей. Например, солдат в кирасе и с пивом авторства Яна ван Бейлерта.
Изображение бельгийского пива как неизменного атрибута сельской жизни и крестьянских праздников, можно найти в творчестве Питера Брейгеля-старшего. Например, на его картине «Крестьянская свадьба» пустых кувшинов набралось достаточно — культура потребления тогда только начинала зарождаться. На картине «Крестьянский танец» пива изображено уже меньше: настало время размяться и подвигаться после трапезы.
Новейшее время
В эпоху индустриализации города и заводы растут как на дрожжах, появляются автомобили, самолеты, бытовая техника. Крупные пивоварни почти полностью вытесняют с рынка небольших производителей. Развитие науки также идет на пользу пивоварам: Луи Пастер обнаруживает, что пивные дрожжи — живой организм, а ботаник Эмиль Христиан Хансен совершает настоящую революцию в пивоварении, выведя чистый штамм пивных дрожжей. Искусство за это же время проходит путь от реализма до современных жанров. Например, монахи Эдуарда фон Грютцнера, прославившегося изображением святых отцов за кружкой пива, написаны в предельно реалистической манере.
Художники-импрессионисты по-новому смотрели на реальность, при этом интерес к пиву не ослабевал. На полотнах Мане и других художников той эпохи пиво — не редкость для простого народа, который проводит свое время за столиками тенистых уличных кафе. Например, на картине Эдуарда Мане 1878 года мы видим двух женщин, в руках которых по одному небольшому бокалу.
(c XVIII века
по наши дни)
Искусство постимпрессионизма становится сложнее и абстрактнее, но тем не менее на картине Пикассо пиво ни с чем не перепутаешь. На полотне также изображены разнообразные закуски, эта картина — прекрасная иллюстрация культуры ответственного потребления.
Одни из самых ярких художественных образов пива появились в СССР — речь, конечно же, об агитплакатах. Некоторые из них принадлежат кисти крупнейших художников эпохи: например, «Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу, и самогон! Моссельпром» авторства Владимира Маяковского и Александра Родченко.
Агитплакаты часто поднимали проблему злоупотребления алкоголем. При этом несдержанное поведение связывается в основном с крепкими алкогольными напитками, а долива пива, как многие помнят, рабочий класс может требовать после отстоя пены, как на плакате неизвестного художника «Требуйте полного налива пива до черты».
В современном искусстве пиво встречается не только как объект для изображения, но иногда используется и как подручный материал. Например, художник Люсьен Шапиро делает свои работы из крышечек, Карен Эланд пишет пивом картины, Александр Кальяре и Николя Толлот-Арсак из Франции создают иллюстрации и муралы, используя вместо кистей пустые пивные бутылки.
В разные годы отношение к пиву было разным. В зависимости от эпохи менялась культура и паттерны потребления. А что происходит сейчас? Вместе с AB InBev Efes составили чек-лист — как в наши дни пить пиво, чтобы этот опыт был исключительно позитивным.
Знайте свою меру
Употребление алкоголя — вопрос, к которому нужно подходить ответственно и соблюдать в этом меру. Важно знать свою норму и ориентироваться на нее. Заранее решите, сколько вы планируете выпить, и не доливайте алкоголь в полупустой стакан — так легко сбиться со счета.
Совмещайте употребление алкоголя с едой
Алкоголь попадает в кровь через желудок и тонкий кишечник. Если желудок пуст, алкоголь быстрее попадает в кровоток. Поэтому куда лучше сочетать напитки с разнообразными закусками, которые к тому же (особенно если подобраны правильно) помогут раскрыть и подчеркнуть вкусовые характеристики каждого конкретного сорта пива.
Чередуйте алкогольные и безалкогольные напитки
Пейте воду и безалкогольные напитки между алкогольными. Это позволит не нагружать организм и избежать обезвоживания, а также остаться в хорошем расположении духа.
Пейте медленно
Количество алкоголя в крови влияет на то, как алкоголь влияет на вас. Чем быстрее вы пьете — тем выше будет концентрация алкоголя в крови, а значит — меньше самоконтроля.
Не ведитесь на уговоры
Не поддавайтесь на уговоры «выпить еще», если чувствуете, что не готовы продолжить, и сами не навязывайте алкоголь другим. Уважайте как свой, так и чужой выбор.
9 сентября AB InBev Efes запустила всероссийскую креативную кампанию ART OF DRINKING, приуроченную ко Дню ответственного потребления пива. Цель кампании — изменить социальные нормы и поведенческие установки, связанные со злоупотреблением алкоголем, используя для этого язык изобразительного искусства.
В проекте принял участие поп-арт-художник Александр Тито, который создал авторские иллюстрации, отражающие основные принципы ответственного потребления, — их разместят в супермаркетах, барах, на медиафасадах, билбордах и автозаправках в разных регионах страны. А на специальном лендинге акции компания запустила конкурсную активацию с возможностью выиграть мерч из эксклюзивной линейки ART OF DRINKING.
09 СЕНТЯБРЯ 2022
0