Blueprint
T

Вы это показываете? Нет, продаем!

ФОТО:
 АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

С 28 июня по 2 июля в Красноярске прошла первая сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair. Она попала в плотную конкурентную среду — от пока небольших ярмарок вроде нижегородского «Контура» до гигантов рынка вроде Cosmoscow. Разбираемся, кто, где, почем и кому продает сегодня в России современное искусство.

Олег Кулик, Девочка в синем болоте

COSMOSCOW

Олег Кулик, «Девочка в синем болоте»

Две с лишним тысячи посетителей, более 3 млн руб. выручки, больше 100 проданных работ и 350 000 руб. за самую дорогую картину (Disco красноярца Игоря Тишина) — таковы основные итоги первой сибирской ярмарки современного искусства Scan Fair. Для дебюта вдалеке от столиц показатели вполне оптимистичны — и выглядят примером правильно выбранных стратегии и формата.


%u0412%u0430%u0441%u0438%u043B%u0438%u0439%20%u0413%u0430%u043B%u0430%u043A%u0442%u0438%u043E%u043D%u043E%u0432%2C%20%AB%u0424%u0438%u043E%u043B%u0435%u0442%u043E%u0432%u044B%u0435%BB%20%u0414%u043C%u0438%u0442%u0440%u0438%u0439%20%u041B%u0443%u0447%u0438%u043D%u0438%u043D%2C%20%AB%u041E%u043A%u043D%u043E%BB%u0410%u043D%u0430%u0441%u0442%u0430%u0441%u0438%u044F%20%20%u0411%u0435%u0437%u0432%u0435%u0440%u0448%u0443%u043A%2C%20%AB%u0422%u0435%u043B%u043E%BB%u0418%u0433%u043E%u0440%u044C%20%u0422%u0438%u0448%u0438%u043D%2C%20%ABDisco%BB

Существует несколько основных способов покупки contemporary art — непосредственно у авторов, у галерей, на аукционах и на ярмарках, которых у нас становится все больше, причем не только в Москве. Профессионалам и коллекционерам, как правило, знакомы все названия галерей и имена галеристов, но любое крупное и объединяющее событие сильно встряхивает рынок. Ярмарка привлекает большое количество посетителей, заставляет галеристов соперничать и становиться лучше, это прекрасный способ сбора контактов внутри индустрии и просто знакомств. Небольшие локальные ярмарки переняли именно эту стратегию — но действуют с учетом децентрализации, локальных рынков и вкладываются в образовательные программы для заинтересованных. Собственно, так оказалась устроена и новая Scan Fair.


Scan Fair

«Коллекционерами не обязательно должны быть сверхбогатые люди»

Прошедшую в красноярском креативном кластере «Квадрат» ярмарку Scan Fair организовала ресторанная группа Berrywood Family совместно с Сибирским институтом развития креативных индустрий. На стендах были представлены работы более сорока художников — от небольших тиражных вещей до крупноформатной живописи. Ни стилистически, ни форматно новая ярмарка ограничивать себя на стала. Единственной объединяющей чертой оказалась региональная: целью Scan Fair заявлена поддержка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока. По мнению организаторов, до сих пор они были не слишком заметны и замечены прежде всего по географическим причинам. В ярмарке приняли участие не только художники со всей азиатской части страны, но и региональные галереи: ЦСИ Огонь (Иркутск), Art Objects Gallery (Владивосток), AXA Gallery (Владивосток), Miras Art Gallery (Уфа), Larisa Deperscmidt Gallery (Челябинск). И как считает основатель Scan Fair Дмитрий Журкин, это влияет на общую специфику представленных художников: им ближе Азия, а не Европа. «Это касается и рынка, и тематики работ», — поясняет Журкин. Рынок — это прежде всего местная аудитория, которую ярмарка намерена развивать и расширять, создав рабочую площадку для взаимодействия художников, галеристов и частных покупателей. «Не так давно в Красноярске сформировался “Клуб коллекционеров”, которые уже познакомились с проектом, и такая взаимная поддержка очень важна», — рассказывает основатель Scan Fair, признавая, однако, что на следующие смотры хотелось бы привлечь больше коллекционеров федерального уровня.


участники Scan Fair

Соня Чудомище

Степан Шоболов,«Свет в твоем окне» 

Анастасия Рыбакова, «Клубничковые метаморфозы»

Многие участники рынка уверены, что, чем больше проектов появляется — как низовых, так и корпоративных, тем лучше. Со временем выживут сильнейшие, а кто-то задумается о новой стратегии, но рынок живет, когда есть продукты для разных аудиторий.

«Как раз региональные проекты решают задачи воспитания своего зрителя, они подращивают будущих коллекционеров, — считает CEO компании “Культура потребления” и независимый продюсер Дария Женихова. — Но тут нужно понимать, что это длительный, сложный и не прямолинейный процесс. Пока пул коллекционеров действительно узок». Тем не менее, замечает эксперт, начинают появляться совсем нишевые галереи, которые обращаются к очень узкой аудитории, начинают возникать новые художественные объединения, нацеленные на молодых интеллектуалов — потенциальных покупателей искусства. «Коллекционерами совсем не обязательно должны становиться сверхбогатые люди, — убеждена Женихова. — Мы можем стать коллекционерами совершенно легко, но для этого сначала должна появиться привычка, а затем и необходимость жить в искусстве».


Участники рынка разделяют мнение эксперта. «Децентрализация культурных событий, в том числе ярмарок современного искусства — показатель развития культурной среды, — отмечает арт-директор и сооснователь галереи Sample и ярмарки Blazar Анна Наумова. — Это не только расширяет доступ жителей регионов к современному искусству, но и повышает осведомленность арт-сообщества о том, что происходит с искусством по всей стране».


blazar

Сама ярмарка Blazar, проходящая в Музее Москвы, несмотря на столичный статус и поддержку одной из крупнейших рыночных институций Cosmoscow, принципиально демократична как по составу участников, так и по ценам. Сюда подают заявки не только галереи, но и начинающие независимые художники. Причем самых разных направлений — выпускники Школы Родченко и Института современного искусства имени Бакштейна встречаются с художниками академической выучки, например, из Суриковского института. «Для меня основной критерий — оригинальное стилистическое решение, — говорит Наумова. — Разумеется, портфолио молодых художников полны заимствований, но за этим иногда скрывается единство темы, мотивов, подходов». Для Blazar важен свежий взгляд на знакомые сюжеты, эксперименты с техниками и мастерство исполнения. «Ну и правильно составленная заявка от художника — залог хорошего первого впечатления», — напоминает Наумова. Что касается цен, то они не поднимаются выше 300 000 руб., а стартуют с 3000 руб. — за мерч, созданный в коллаборации с участниками Blazar, и c 10 000 руб. за тиражную графику от партнеров мастерской Room34. На последней, четвертой по счету ярмарке было продано 875 работ на общую сумму более 46 000 000 руб.


catalog

Еще один демократичный проект — ярмарка Catalog, созданная Ассоциацией галерей и проходящая в московской типографии Сытина. Тут одинаковые условия для всех, размеры стенда не зависят от толщины кошелька и определяются жеребьевкой. Из требований организаторов — наличие на стенде работ хотя бы одного молодого и малоизвестного автора. Ярмарка сама выбирает и приглашает галереи: именно на Catalog громко заявила о себе новая галерея Jessica, среди самых ярких участников — петербургские галереи Marina Gisich и Anna Nova, кураторский стенд представлял московский аукционный дом Vladey. Ярмарка появилась недавно (первая прошла в декабре 2023 года) и сразу стала событием — на открытие набиваются такие толпы, что трудно передвигаться. Два длинных этажа, слева и справа — стенды галерей, между ними небольшой коридор — не развернешься. Главный центр притяжения, бар, собирает самые большие очереди. На последней ярмарке соседствующей с баром галерее даже пришлось снимать картину со стены — очередь норовила потереться о работу верхней одеждой. Для Catalog важно привести новую аудиторию на площадку. По данным соучредительницы ярмарки и участницы Ассоциации галерей Алины Крюковой, основанным на опросах покупателей, больше половины продаж на ярмарке приходится на новых клиентов.


«После 2022 года в России оказалось очень много денег. Арт-рынок к этому был не готов»

«Мы не отстраивались от конкурентов, потому что остальные профессиональные ярмарки воспринимаем не как конкурентов, а как партнеров, — объясняет Крюкова политику Catalog. — Мы не встаем в даты наших коллег, мы только усиливаем рынок постоянным качественным предложением». Борьба за каждого клиента, по мнению галеристки, сегодня уже не работает. «После 2022 года в России оказалось очень много денег, и арт-рынок был к этому немного не готов», — делится Крюкова парадоксальным наблюдением. То есть бегать за коллекционерами необходимости нет. Важнее повышать прозрачность рынка, устанавливать понятные всем правила игры, разъяснять принципы коллекционирования и логику ценообразования. «Ярмарка — дело не особо прибыльное, — признается Крюкова, — а труд, энергия и финансовые затраты очень большие. Галереи живут чаще всего за счет продаж, за счет денег, которые они получают во время ярмарок. И мы даем возможность профессиональным галереям, собственно, эти продажи совершать, расширяя список своих коллекционеров».


catalog

То, что денег много, а в ряды покупателей вливаются целые новые категории, подтверждает куратор нижегородской ярмарки «Контур» Майя Ковальски. По ее словам, раньше основными клиентами были крупные столичные и местные коллекционеры, но сейчас искусством активно заинтересовалось молодое городское чиновничество. «Контур» расположился в очень не типичном для современного искусства месте — на парковке отеля Sheraton Kremlin у стен Нижегородского кремля. Тематика тут тоже специфическая — ярмарка занимается только продажей графики, зато во всем ее многообразии. «Например, тиражная графика — это доступный и демократичный вариант, — объясняет Ковальски. — Но существуют уникальные графические листы, цена которых может превышать стоимость работ в других “дорогих” жанрах». Разброс художников — от не так давно громко заявившей о себе арт-группы «Малышки 18:22» до классиков современного искусства Павла Пепперштейна и Игоря Макаревича. Соответственно широк и диапазон цен — от 2500 руб. за постерную тиражную графику до 1 млн руб. и больше за работы именитых авторов. «У ярмарки есть небольшая социальная миссия, — дополняет продюсер “Контура” Леся Гудыма, — меценаты выкупают часть работ в пользу Нижегородского государственного художественного музея. В общей сложности в этом году было выкуплено 9 ценных работ». На вопрос, каково было проводить ярмарку посреди обысков у нижегородских художников, куратор отвечает аккуратно, но уверенно: «В 2020-2021 годах, в период пандемии коронавируса, мы проводили крупные международные проекты. Тогда проекты реализовывались вопреки событиям, с которыми мы столкнулись. Это был колоссальный опыт, который помогает нам работать и сегодня».


контур

Главная ярмарка, нацеленная на чиновников и представителей госкорпораций, — сегодня, пожалуй, петербургская «1703», проект «Газпрома» и городского Комитета по культуре. Ярмарка входит в официальную культурную программу Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) — его гости и составляют целевую аудиторию. «1703» включает все форматы актуального искусства — от живописи до инсталляции и цифровых произведений. Одна из особенностей мероприятия — бесплатные стенды на конкурсной основе. Еще один бонус — образовательная программа, которую ярмарка проводит совместно со школой Masters. Она состоит из двух основных блоков: годовая программа лектория, в которой эксперты объясняют различные аспекты индустрии современного искусства, а также лекции, дискуссии и медиации в дни проведения ярмарки.


1703

Исполнительный директор «1703» Ангелина Карпухина говорит, что «время проведения ярмарки в дни ПМЭФ лишь дает возможность представителям большого бизнеса обратить внимание на мир современной культуры и искусства, и не только поговорить об этом на профильных дискуссиях на форуме, но и самостоятельно пройти этот пользовательский опыт, погрузиться в мир современного искусства и, возможно, приобрести вещи в личную или корпоративную коллекцию». Ценовой диапазон достаточно широк. На последней, третьей по счету ярмарке тиражные графические работы и авторские ручные фотоотпечатки можно было приобрести от 10 000 руб., а самой дорогой стала картина Woman for All (2022) художника из Кот-д’Ивуара Эссо Сесса на стенде Triumph Gallery. Ее цена — 4 600 000 руб. Но продажи на «1703» — не самоцель, важно поддержать имидж ПМЭФ как респектабельного и культурного мероприятия. «Есть проекты дотационные, они могут себе позволить существовать без жесткой стратегии или без какой-то ориентации и привязки на рынке просто потому, что у них нет в ДНК задач выживать финансово», — комментирует независимый продюсер Дария Женихова.


Главная точка притяжения для коллекционеров и одновременно модное место для обязательного посещения селебрити — ярмарка Cosmoscow. Даже переехав из Гостиного Двора в «Экспоцентр», она осталась центральным событием сезона. Cosmoscow — ежегодный традиционный смотр галерей, некогда реально, теперь скорее номинально международный. В 2024 году «зарубежных» участников представляют галерея «Алиса» (локация значится как Москва/Дубай) и галерея NFT в Decentraland — одна из крупнейших платформ виртуальной реальности на блокчейне Ethereum. Но Cosmoscow, что называется, «держит фасон» — шампанское тут по 1200 руб. за бокал. Ежегодно на ярмарке выбирают лучший стенд галереи — в следующем году тем, кто больше всех заморочился с развеской, дизайном, красотой и подборкой работ, место достается бесплатно. А еще здесь назначают художника, музей и культурную институцию года — в общем, диктуют правила игры. Ценники — от 35 000 руб. за тиражную графику до 2 000 000 евро (правда, это было давно, в 2014 году, за эту сумму продали «Вешалку» Марселя Бротарса). От комментариев для The Blueprint представители ярмарки отказались.


Cosmoscow

Cosmoscow

«На рынке салона продажи совсем не хуже, чем у современного искусства»

Ярмарки с приставкой «арт» не обязательно заняты современным искусством, во всяком случае, в том его понимании, которого придерживается большая часть профессионального сообщества. Вот, скажем, Art Russia — ярмарка корпорации «Синергия» с декоративным подбором галерей (крупных участников рынка с именами в списке галерей 2024 года не замечено, хотя они появлялись на ярмарке в предыдущие годы). Организаторы считают своей миссией открытие новых имен в российском искусстве и просветительскую деятельность, а также поиск в искусстве национальной идентичности и уникального культурного кода. «Российская идентичность в творчестве русских современных художников отражается в важных экзистенциальных вопросах, таких как “В чем смысл бытия?”, и в переосмыслении культурных исторических символов», — формулирует программный директор и куратор Art Russia Лариса Удовиченко в подкасте телеграм-канала ярмарки. Но если подходить к вопросу не идеологически, а чисто практически, то на Art Russia можно приобрести простенькие работы, которые впишутся в интерьер. Среди галерей есть, например, Buro Rebrova — это производство авторской мебели на заказ. Другой участник — «Русский мир медиа» с крайне туманным описанием продукта: «Художник-график (включая digital), основатель ювелирного бренда REM SULTANOV, коллекционер, писатель. Философия мастера сложна и красива — как математическая формула. Легендарные существа и космогонические мифы древних цивилизаций проявляются в реальность через точные жесты, сдержанные образы, приглушенный монохром цвета». У ярмарки Art Russia хорошие маркетинг и пиар, привлекающие селебритиз. Вопрос в том, что выборка, которая там представлена, нерелевантна тем процессам арт-рынка, который формируется профессиональным сообществом. Иначе говоря, в нынешнем виде это скорее салон, чем ярмарка современного искусства.


artrussia

Арт-москва

Арт-Москва

Еще одна институция, выбравшая тот же путь, — проходящая в Гостином Дворе «Арт-Москва», старейшая ярмарка современного искусства из существующих сегодня в России. Она закрывалась, в 2022 году возродилась, расширив круг интересов до антикварных и ювелирных изделий. Здесь все еще можно увидеть имена серьезных художников и названия уважаемых галерей, но целевая аудитория сейчас скорее покупатели антиквариата. Современное искусство кажется необязательным приложением. Впрочем, это не обязательно путь по наклонной вниз. «Если посмотреть на мировой рынок, то там будет очень много разных продуктов. От элитарных до низовых, от припанкованных до салонных, — резюмирует генеральный директор компании “Культура потребления” и независимый продюсер Дария Женихова. — Если это продается, если это приносит доход, то почему не может быть продукта, который работает именно таким образом? На рынке салона, так скажем, продажи совсем не хуже, если не лучше, чем у современного искусства, которое принято называть качественным. Это разница между высоким и конъюнктурным жанрами».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}