Blueprint
культурный центр AZ/ART
T

«Азарт»

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

20 июня команда Музея AZ, который весной закрылся на реставрацию, открывает новый культурный центр — AZ/ART. В палатах XVII века будут показывать работы советских нонконформистов и современных художников, а еще давать концерты, проводить кинопоказы и лекции. Здесь же, в двух минутах от метро «Китай-город», будет книжный магазин и кафе.

культурный центр AZ/ART

Здание по адресу Маросейка, 11/4, стр. 1, досталось AZ полуразрушенном состоянии. «Перекрытия и крыша держались чуть ли не на честном слове, окна забиты, комнаты завалены строительным мусором, — вспоминает архитектор Александра Сорокина. — Помещением интересовались адвокатская фирма и рестораторы, но что-то не складывалось. За почти триста лет истории здания первоначальные белокаменные палаты достраивались и перестраивались, менялся контур кровли, появлялись новые этажи, пристройки. Здесь на разных этапах располагались школа, богадельня, дом для воспитания сирот с гимназией. На момент начала нашего проектирования дом был нарезан под коммунальные квартиры: буквально клетушки по 2×8 метров. На первом этаже находились кафе, службы быта и магазины. Мы хотели найти баланс исторического и современного: сохранить атмосферу исторического здания с его структурой, сводами, белокаменными фрагментами, древней кладкой, элементами декора». Элементов декора, к слову, оказалось достаточно. В процессе работы команда архитектурного бюро office 1234, которая среди прочего отвечала за оформление выставок в суздальском центре «Мира» и нижегородском Арсенале, обнаружила в здании ниши, арки, наличники и изображения святых.

культурный центр AZ/ART
культурный центр AZ/ART
культурный центр AZ/ART
культурный центр AZ/ART

Теперь под кирпичными сводами — три выставочных зала, а еще кофейня Smart Coffee Lab и книжный магазин, где среди прочего можно будет купить работы художников из галереи Sample и лаборатории экспериментальной печати «Пиранези LAB».


«На первой выставке мне хотелось максимально раскрыть и показать красоту этого места, — говорит генеральный директор и один из кураторов проекта Наталия Опалева. — Пустить в него музыку и свет. А кроме того — подчеркнуть материнскую связь AZ/ART с Музеем AZ. Так появилась идея музыкального проекта, посвященного неофициальному искусству эпохи оттепели: художникам и композиторам-нонконформистам».


культурный центр AZ/ART

На дебютную выставку — с говорящим названием «Неочевидные пересечения» — в ЦСИ привезли работы звездных представителей советского неофициального искусства из коллекции Музея AZ: от советского «Поллока» Юрия Злотникова до амазонки второго авангарда Лидии Мастерковой. Чтобы показать неочевидные пересечения в работах художников и композиторов-шестидесятников, AZ/ART организовали концертную программу. Произведения Андрея Волконского, Софии Губайдулиной и Николая Каретникова будут исполнять в музыкальном зале, рядом с работами художников-нонконформистов. «Было интересно выявить такие неожиданные и неочевидные пересечения, которые методологически ранее не рассматривались и о которых не публиковалось никаких искусствоведческих текстов. Например, “графические серии” Евгения Михнова-Войтенко (1932–1988) и опыты в области серийной додекафонии Николая Каретникова (1930–1994). Или абстрактные композиции Лидии Мастерковой (1927–2008) и “Композиции” Галины Уствольской (1919–2006) для разных инструментальных составов», — объясняет Сергей Терентьев, музыковед и куратор концертных программ.


культурный центр AZ/ART
культурный центр AZ/ART
культурный центр AZ/ART
культурный центр AZ/ART

Выставку «Неочевидные пересечения» разделили на два зала. Слева от входа — основная экспозиция. Справа — музыкальный зал, где работы будут меняться каждую неделю до конца лета. Там же будут показывать кино. За выбор фильмов отвечает Максим Павлов, который раньше курировал кинопрограмму Третьяковской галереи: «Кинематограф сыграл особую роль в судьбе тех композиторов оттепельного поколения, чья музыка с трудом пробивала себе дорогу на концертные площадки. Работа в кино для многих из них стала и экспериментальной площадкой, и часто единственной возможностью быть исполненным и услышанным, и (что немаловажно) источником средств для существования. Именно так образовывались ставшие уже легендарными киносоюзы: Каретников — Алов и Наумов, Волконский — Туров, Кнайфель — Аранович, Тищенко — Шустер; и особые, беспрецедентные в своем роде многочисленные тандемы Альфреда Гарриевича: Шнитке — Таланкин, Шнитке — Климов, Шнитке — Шепитько, Шнитке — Смирнов, Шнитке — Митта, Шнитке — Хржановский».


В планах на осень — еще один проект про неочевидные пересечения. Между работами современных художников и музыкантов.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}