![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/badb5eaea5b4389ae3ebdcc4917f4f4e.jpg)
«Азарт»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
20 июня команда Музея AZ, который весной закрылся на реставрацию, открывает новый культурный центр — AZ/ART. В палатах XVII века будут показывать работы советских нонконформистов и современных художников, а еще давать концерты, проводить кинопоказы и лекции. Здесь же, в двух минутах от метро «Китай-город», будет книжный магазин и кафе.
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/00d883897d1508eae1a92e2c66cfeac6_small.jpg)
Здание по адресу Маросейка, 11/4, стр. 1, досталось AZ полуразрушенном состоянии. «Перекрытия и крыша держались чуть ли не на честном слове, окна забиты, комнаты завалены строительным мусором, — вспоминает архитектор Александра Сорокина. — Помещением интересовались адвокатская фирма и рестораторы, но что-то не складывалось. За почти триста лет истории здания первоначальные белокаменные палаты достраивались и перестраивались, менялся контур кровли, появлялись новые этажи, пристройки. Здесь на разных этапах располагались школа, богадельня, дом для воспитания сирот с гимназией. На момент начала нашего проектирования дом был нарезан под коммунальные квартиры: буквально клетушки по 2×8 метров. На первом этаже находились кафе, службы быта и магазины. Мы хотели найти баланс исторического и современного: сохранить атмосферу исторического здания с его структурой, сводами, белокаменными фрагментами, древней кладкой, элементами декора». Элементов декора, к слову, оказалось достаточно. В процессе работы команда архитектурного бюро office 1234, которая среди прочего отвечала за оформление выставок в суздальском центре «Мира» и нижегородском Арсенале, обнаружила в здании ниши, арки, наличники и изображения святых.
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/7f54a6f95b3f5e5807ec300bd66a16ed_small.jpg)
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/534230fdfd70b2aa7074b6dbef4fc0c2_small.jpg)
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/67a8df546437c1b62d4cd0c1f45ad5ec_small.jpg)
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/3f95309038b888853a24f4963126e2ee_small.jpg)
Теперь под кирпичными сводами — три выставочных зала, а еще кофейня Smart Coffee Lab и книжный магазин, где среди прочего можно будет купить работы художников из галереи Sample и лаборатории экспериментальной печати «Пиранези LAB».
«На первой выставке мне хотелось максимально раскрыть и показать красоту этого места, — говорит генеральный директор и один из кураторов проекта Наталия Опалева. — Пустить в него музыку и свет. А кроме того — подчеркнуть материнскую связь AZ/ART с Музеем AZ. Так появилась идея музыкального проекта, посвященного неофициальному искусству эпохи оттепели: художникам и композиторам-нонконформистам».
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/578a5506541d9533abd81c327ce5df85_small.jpg)
На дебютную выставку — с говорящим названием «Неочевидные пересечения» — в ЦСИ привезли работы звездных представителей советского неофициального искусства из коллекции Музея AZ: от советского «Поллока» Юрия Злотникова до амазонки второго авангарда Лидии Мастерковой. Чтобы показать неочевидные пересечения в работах художников и композиторов-шестидесятников, AZ/ART организовали концертную программу. Произведения Андрея Волконского, Софии Губайдулиной и Николая Каретникова будут исполнять в музыкальном зале, рядом с работами художников-нонконформистов. «Было интересно выявить такие неожиданные и неочевидные пересечения, которые методологически ранее не рассматривались и о которых не публиковалось никаких искусствоведческих текстов. Например, “графические серии” Евгения Михнова-Войтенко (1932–1988) и опыты в области серийной додекафонии Николая Каретникова (1930–1994). Или абстрактные композиции Лидии Мастерковой (1927–2008) и “Композиции” Галины Уствольской (1919–2006) для разных инструментальных составов», — объясняет Сергей Терентьев, музыковед и куратор концертных программ.
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/3bc52d1162a8f962a1af7fb03463dcfc_small.jpg)
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/8a93ccf2e2fef6260ce028fe8857d797_small.jpg)
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/91c8a851ec6f86668ee268e11d39632a_small.jpg)
![культурный центр AZ/ART](/upload/31412/vms/bb83c6e0db5e47062088969487fcf8a7.jpg)
Выставку «Неочевидные пересечения» разделили на два зала. Слева от входа — основная экспозиция. Справа — музыкальный зал, где работы будут меняться каждую неделю до конца лета. Там же будут показывать кино. За выбор фильмов отвечает Максим Павлов, который раньше курировал кинопрограмму Третьяковской галереи: «Кинематограф сыграл особую роль в судьбе тех композиторов оттепельного поколения, чья музыка с трудом пробивала себе дорогу на концертные площадки. Работа в кино для многих из них стала и экспериментальной площадкой, и часто единственной возможностью быть исполненным и услышанным, и (что немаловажно) источником средств для существования. Именно так образовывались ставшие уже легендарными киносоюзы: Каретников — Алов и Наумов, Волконский — Туров, Кнайфель — Аранович, Тищенко — Шустер; и особые, беспрецедентные в своем роде многочисленные тандемы Альфреда Гарриевича: Шнитке — Таланкин, Шнитке — Климов, Шнитке — Шепитько, Шнитке — Смирнов, Шнитке — Митта, Шнитке — Хржановский».
В планах на осень — еще один проект про неочевидные пересечения. Между работами современных художников и музыкантов.
18 ИЮНЯ 2024
0