Взгляд «Изнутри»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
38-летняя уроженка провинции Цзянси, танцовщица и хореограф Си Син — сегодня главная в мире представительница китайского танца. Завершающийся сезон в Парижской опере был открыт ее постановкой Horizon, а в прошлом году на Венецианской танцевальной биеннале прошла премьера ее работы When I am facing U. В России ее гастроли, к счастью, тоже не редкость. Осенью на фестиваль «Дягилев P.S.» в Петербург привозили спектакль T.I.M.E, а сейчас в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля показали «Изнутри». — постановку 2015 года, положившую начало Театру танца Xie Xin (XDT). Параллельно она успела съездить в Москву, чтобы дать мастер-класс танцовщикам МАМТ. Александр Перепелкин поговорил с Си Син о танце в Китае, женщинах-хореографах и отношениях с модой.
Спектакль «Изнутри» на Платоновском фестивале искусств
про кухонные выступления
«Я очень любила танцевать сама с собой, почти как моя дочь сейчас, и я хотела посвятить свою жизнь танцу. Когда мне было лет 8, может, даже меньше, мама сочинила для меня небольшую постановку прямо у нас на кухне. И в этот момент я почувствовала, что во мне течет кровь танцовщицы. Я, конечно, хотела пойти в балетную школу, но мои родители не верили, что танец способен стать надежным источником заработка, и настаивали на “нормальном” образовании. В итоге мама предложила такой выход — я должна была целиком и полностью взять на себя ответственность за будущую карьеру, — говорит Си Син, которая в 2004 году окончила Гуандунскую школу танцев (в российском эквиваленте хореографический колледж). — Думаю, сейчас она испытывает гордость за пролетевшие с тех пор 20... даже 25 лет».
Си Син
про наследие и современность
«Я убеждена, что огромное влияние на современный танец оказывает китайский традиционный танец, то есть наше наследие. Поэтому, когда я только начинала путь в современном танце, — говорит Си Син, которая, прежде чем создать свой театр, успела потанцевать в крупнейших компаниях современного танца Китая — Guangdong Modern Dance Company (основанная в 1992 году первая в стране труппа современного танца), Jinxing Dance Theater (шанхайский театр “золотой звезды” китайского балета Син Цзы), Tao Dance Theater (его основал Тао Йе в 2008 году, труппа была первой из китайских, кого пригласили на подмостки нью-йоркского Линкольн-центра) и Beijing Dance (первая независимая от государства труппа современного танца). — Мне было сложно перенастроить сознание, движения и способ коммуникации с партнерами (и так происходит с каждым китайским танцовщиком). Необходимо было полностью пересобрать все, что я знала до этого. Но при этом я поняла, что современный танец дает более ясный взгляд на окружающий мир и меня саму».
Си Син
про самопознание
Си Син
«Через год [после начала учебы] я поняла, что нужно “копать” глубже, исследовать все до самых азов, ведь [художественный] язык рождается из постоянной мыслительной работы. Танец — это лишь метод. Когда я танцую, я чувствую, что все синхронизируется: мое тело, мой разум и мое дыхание. Один мой хороший друг-композитор сказал мне: “Ты отличаешься от других танцовщиков тем, что, когда ты начинаешь движение, твое сердце следует вместе с тобой”», — рассказывает Си Син, чья Body Connection technique сочетает в себе идеи раскрытия потенциала тела и поиск состояния потока, которое в свою очередь невозможно без глубокого самопознания.
[
]
Спектакль «Изнутри» на Платоновском фестивале искусств
про статуэтки и спонсоров
Спектакль T.I.M.E. в «Дягилев. P.S.»
«Я не ставила себе задачу сразу сделать проект-блокбастер, скорее, идея была найти тех, кто разделит со мной энергию, станет моим другом и партнером, — Театр танца Xie Xin Си Син основала в 2014 году и описывает свои художественные практики как изучение возможностей хореографии через эмоциональное вовлечение в каждое (даже самое минимальное) движение. — Мы много экспериментировали, [а такая горизонтальная структура] стала для меня как руководителя большим вызовом. Но все это было не просто: Covid, экономические проблемы (мы не собирались брать деньги у государства), поиск своего пути в современном танце в Китае вообще...В итоге мне повезло: я нашла спонсора в лице Китайской танцевальной ассоциации, а дальше случилась первая большая постановка [речь идет о спектакле “Изнутри”], с которой мы поехали в тур по Европе. Благодаря ей и международному воркшопу мы начали набирать обороты — танцовщики стали присоединяться».
После показа «Изнутри» директор финского Международного танцевального фестиваля Куопио так комментировал увиденное: «Я понял, что будущее, которое я не нашел в развитии европейского современного танца, я отыскал в работах Си Син, которые обладают чрезвычайной чувствительностью». Его эмоциональную реплику подтверждают и скупые факты: маленькая труппа, в которой всего 12 человек (13-я в ней сама Си Син, которая продолжает выступать), постоянно собирает награды. То получит золото на 14-м Итальянском международном танцевальном кубке в Риме, то серебро и приз за лучшее выступление на втором Международном балетном и хореографическом конкурсе в Пекине, очередное серебро на 29-м Ганноверском международном танцевальном фестивале и так далее. Наград у Си Син так много, что каждый куратор, рассказывающий о ее регалиях, приводит в пример разные статуэтки.
[
]
Спектакль T.I.M.E. в «Дягилев. P.S.»
]
про нечто внутри нас
Спектакль «Изнутри» на Платоновском фестивале искусств
«Внешне мы очень разные, но одинаковые внутри. Поэтому я стараюсь делать что-то, что может затронуть это нечто внутри нас. Меня не интересуют истории, которые вертятся вокруг Китая, я бы хотела создавать работы универсальные и абстрактные. В моей труппе есть танцовщики с латинскими корнями, есть те, кто пришел из народного танца, а кто-то начал свой танцевальный путь уже во взрослом возрасте. Для меня такие вещи не принципиальны, главное — то, насколько у танцора расслабленное и “мягкое” тело, как он может им управлять. А управление, в свою очередь, идет от способности слушать свое тело — быть с ним в полном контакте. От этой честности и идет энергия. Вообще нравится работать с танцовщиками со всего мира. Крайне интересно наблюдать, как отличается западное образование и воспитание в широком смысле от того, как росла я. Я чувствую, что европейские танцовщики довольно открыты к экспериментам, в то же время они отдают себе полный отчет о своих отличительных чертах. Они готовы принять и полюбить мой язык и стиль, но их тела абсолютно другие — я наблюдаю за этим и понимаю, что даже я не могла бы сделать подобного».
[
]
про мировой рынок
Хореографию Си Син хвалят за тонкое сочетание классического и современного танца, а сама она комментирует это так: «Я думаю, что мои корни глубоко в Китае, но язык моего тела, восприятие мира сильно инспирировано западной культурой. Поэтому мне свойственна постоянная рефлексия на тему того, чем я хотела бы заниматься. Я стараюсь не придерживаться каких-то правил, больше склоняюсь к инстинктам. Мне кажется, я не совсем принадлежу именно к китайскому рынку — в предыдущие три года у меня состоялось пять международных проектов, а в грядущие два года должно запуститься еще пять новых. Многое, кстати, связано с классическим балетным искусством. Так что я вполне открыта будущему, за что я в том числе должна быть благодарна людям, с которыми все это строилось. Иногда я думаю, что даже не смогла бы вообразить такое в мечтах».
[
«Ripple»
]
«When I am facing U»
про коллаборацию с Bottega Veneta
Молодая постановщица заставила говорить о себе Европу после спектакля When I am facing U, который она поставила для Венецианской танцевальной биеннале 2023 года. За музыку отвечал Сильвиан Ванг, за костюмы — Матье Блази, креативный директор Bottega Veneta. «Я люблю устраивать себе челлендж, приглашая к сотрудничеству новых людей, — говорит Си Син. — Так, например, случилось в Венеции. Художник по костюмам сделал так, что казалось, будто джинса превращается в шелк. Меня это поразило». На деле «джинсовые» костюмы танцовщиков были шелковыми, но в духе Блази выглядели как плотный деним, благодаря чему представление напоминало сцену в ночном клубе.
[
]
про женщин-хореографов
Кристал Пайт
Айседора Дункан
Си Син называет своим главным источником вдохновения канадскую хореографа и танцовщицу Кристал Пайт. Впрочем, не забывает и о легендах: «В Европе (той же Парижской опере) я чувствую, что на повестке сейчас — желание сфокусироваться на женщинах-хореографах. Один арт-директор сказал мне, что женщинам всегда было сложнее довериться: они то рожают ребенка, то воспитывают его. Но все меняется, а если вспомнить таких глыб, как Айседора Дункан, становится понятно, что в женщинах достаточно силы для руководства танцовщиками. Я уважаю Пину Бауш, думаю, что чувствительность женщин награждает их большей внутренней силой в сравнении с мужчинами. В Китае много женщин-хореографов. И я бы не сказала, что они ждут чего-то от театра, они на 100% контролируют процессы работы».
[
Пина Бауш
]
про онлайн и офлайн
Кажется, главный современный источник идей Си Син комментирует так: «Социальные сети — это потрясающий инструмент для поиска того, о чем ты мог даже не предполагать. Но я приучила себя концентрироваться (особенно в театре) так, что это становится ненужным, слишком быстрым и необязательным. Зато я регулярно посещаю другие постановки и говорю своим танцовщикам, чтобы они занимались тем же самым. Ведь все окружающее нас — зеркало, которое дает нам возможность лучше разглядеть самих себя. Когда я вижу что-то действительно значительное, я чувствую своим телом и разумом, что танец — он не только про красоту, а еще про слияние энергий аудитории и того, что происходит на сцене».
[
]
Си Син