Blueprint
T

Плавучий док

текст: полина садовникова

Фото: Леонид Сорокин 

Креативный директор и стиль: Игорь Андреев 


Алена Бочарова и Кирилл Сорокин задумывали Beat Film Festival как камерный смотр документального кино про музыкантов «для себя и друзей». А в итоге получился крупнейший фестиваль документального кино о современной культуре — с кинопремьерами, дискуссиями, вечеринками и своим комьюнити. Готовимся танцевать в честь 15-летия Beat Film Festival — и знакомимся с его основателями поближе.

Алена Бочарова 

На первую взрослую работу в штате я устроилась в 18 лет — PR-директором фестиваля Stereoleto в Петербурге, который тогда, в 2001 году, только появился. До этого занималась журналистикой: в 16 поступила на журфак СПбГУ, сразу попросилась фрилансером в газету The St. Petersburg Times и ко второму курсу стала уже каким-то ключевым автором. Мои тексты выходили на первой полосе, а писала я в основном про искусство: не про блокбастеры в Эрмитаже, а про выставки в небольших галереях. Мне нравилось открывать новые имена — и то же самое я хотела делать в ивент-индустрии.

С Кириллом мы познакомились по электронной почте. Он работал в музыкальном журнале Rolling Stone, я — в музыкальном агентстве Underground Ministry of Culture, которое базировалось в модном московском клубе «16 тонн» и продвигало молодых, не попсовых артистов. Работа пиарщика тогда выглядела иначе: сейчас можно просто зайти в «Википедию», а в то время я писала музыкантам, запрашивала тексты про них, переводила и отправляла в рассылку по журналистам. Кирилл был в их числе. Лично мы познакомились спустя пару лет — в 2008-м, у общих знакомых, и потом начали встречаться.

В моей профессиональной жизни было три столпа — музыка, маркетинг и нон-фикшн. Я переводила с английского околоакадемическую литературу — так что в книжных есть издания, в которых я значусь переводчиком (не особо ими горжусь). В целом же тексты, которые осмысляют мир вокруг, мне всегда нравились. Документальное кино я люблю примерно по той же причине.

Когда мне было 26 лет, мой близкий друг Даня Горошко позвонил с предложением: «Слушай, Александр Мамут собирается реанимировать кинотеатр “Пионер”, наша команда A-One будет заниматься там прокатными фильмами и репертуаром, и нам нужен человек, который ориентируется в московской культурной жизни». Я тогда работала в холдинге — в отделе маркетинга и пиара издательского дома «Парлан», который выпускал L’Officiel и «Мезонин», — и мне не все там нравилось. Мы с Мамутом друг другу понравились, и я стала арт-директором «Пионера»: организовывала показы, лекции, встречи, дискуссии. До этого я в кино не работала, зато дружила с новой волной российского кино — Колей Хомерики, Борей Хлебниковым — и знала всех, кого обычно зовут на открытия. Я быстро погрузилась в новую среду, стала ездить на фестивали. Кирилл все это время смотрел на меня с завистью и все повторял, какая у меня классная работа. А потом взял и придумал сделать свой кинофестиваль. Классных проектов, с которыми хотелось бы себя ассоциировать, мало: они были либо государственные, либо маргинальные, либо очень нишевые, совсем не модные.

На Алене:

Куртка и платье, все Lime

На Кирилле:

Куртка, джинсы и сорочка, все Lime

Галстук собственность стилиста

Мы придумали Beat Film Festival для себя и друзей. Без киноманства, без амбиции сделать высоколобый киносмотр и без придыхания перед авторами, с которым мне приходилось сталкиваться в «Пионере»: «Мы хотим сделать ретроспективу фильмов этого великого режиссера! (Но у нас нет денег)». В твоей голове это, может, и великий режиссер, потому что ты в контексте, но зритель может его не знать. Поэтому нужно придумать, каким языком про него рассказать.

На мой взгляд, хороший культурный фестиваль — это всегда ликбез. Ты знакомишь людей с новыми героями, погружаешь в контекст, создаешь хайп. Коммерческим партнерам мы продаем не места в зрительных залах, а события вокруг кинопоказов: дискуссии, лекции, вечеринки. Наша финансовая модель держится на этой надстройке над темным экраном. А какой смысл продавать количество зрителей? Если партнерам важно охватить как можно больше людей, им выгоднее заключить контракт с большой сетью и купить рекламу
перед сеансом.

Многие фильмы на Beat Film представляли сами режиссеры: кто-то сразу соглашался приехать в Россию, а кого-то, как Адама Кертиса, удавалось выцепить случайно. Было как: я приехала в Лейпциг на программу для фестивальных менеджеров и кураторов Dok Leipzig. Параллельно в городе шли показы фильмов Адама Кертиса в рамкаж другого фестиваля, я пришла смотреть The Century of the Self, а после подошла к нему и сказала: «Вы же любите “Гражданскую оборону”? Мы недавно показывали фильм про Егора Летова, хотите, я вам его скину?». Он очень впечатлился, написал мне после просмотра, а я в ответ позвала его в Москву. Мы встречались в храме Христа Спасителя, ходили пить водку и есть хинкали в грузинский ресторан. После показа Паша Карыхалин из Stereotactic подарил Адаму пластинку «Гражданской обороны». Адам был в восторге.

На мой взгляд, хороший культурный фестиваль — это всегда ликбез. Ты знакомишь людей с новыми героями, погружаешь в контекст, создаешь хайп

В 2022-м у нас были большие планы на будущее: мы мечтали о собственной площадке, думали, соглашаться ли делать совместный кинотеатр с «Москино». Договаривались с зарубежными платформами о том, чтобы они показывали кино российских авторов. Консультировали бренды по созданию документального контента. Делали классный образовательный курс для режиссеров и продюсеров, на который позвали преподавать молодых европейцев и американцев. Мы провели его в тестовом режиме в начале 2022 года — и поставили на паузу. Сейчас сложно думать на несколько лет вперед, но пока я сконцентрировалась на консультировании и помощи в развитии креативного бизнеса. Из этой роли я придумала несколько лет назад конференцию для предпринимателей «ТОК». Международные проекты тоже в планах: в прошлом году мы запустили международное подразделение Beat Ageny и вместе с компанией InDrive как заказчиком провели Alternativa Film Awards в Казахстане, в этом году церемония состоится уже в Индонезии. Кирилл же открыл себя в кинопроизводстве, так что мы себя немного перепридумываем.


На Алене:

Жилет и платье Lime

Перчатки Dzhav

Туфли Premiata, No One


На Кирилле:

Жилет, сорочка и шорты Lime

Галстук собственность стилиста

Ботинки Principe di Bologna,

No One

КИРИЛЛ СОРОКИН

Я учился на факультете социологии, экономики и права в МГПУ, но хотел работать журналистом и со второго курса начал зарабатывать текстами. Правда, не про кино и музыку, как хотелось бы. Я сотрудничал с компьютерными журналами: писал, например, обзор на новую модель трекпада Logitech и сочинял фразы вроде «вследствие отсутствия необходимости перемещения». Вот такой там был синтаксис. Зато журналистские гонорары были приближены к прожиточному минимуму: я получал $500-700 в месяц и снимал квартиру на «Речном вокзале» за $400.

После веселой работы в журнале Rolling Stone Russia, который в то время публиковал большие репортажи и пьяные интервью с персонажами вроде Баскова и Киркорова, меня взяли в «Афишу» отвечать за рубрику «Концерты». До этого я пробивался туда на редактора: Ценципер [основатель «Афиши»] тогда спросил, кого бы я поставил на обложку нового номера, я ответил: «Михаила Ефремова и Егора Летова», и на этом собеседование было окончено.

Если ты работал в «Афише», то тусовался в «Солянке» и всех там знал. Интеллектуальную, так сказать, программу клуба мне предложил взять на себя Игорь Компаниец [арт-директор «Солянки»]. До этого он заказывал мне тексты про музыку в журнал Glamour (никогда не забуду, как он мне позвонил и сказал: «Кирилл, не хотите ли писать для сотен тысяч крошек?»). В общем, я с радостью согласился работать в «Солянке». Мне было 22 года, и тексты уже доставляли мне мучения. По вечерам я организовывал в «Солянке» кинопоказы, которые не особенно нравились управляющему ресторана: в клуб набивались люди, которые выпивали за вечер одну колу на двоих, прожигали бычками диван, а менеджеры потом подсчитывали урон вместо дохода. Зато для меня это был классный опыт: я показывал, например, документальный фильм Wild Combination про композитора Артура Расселла, который скачал с RuTracker. Зато когда появился Beat Film Festival, мы уже в 2015 году открывали фестиваль новым фильмом Teenage этого же режиссера Мэтта Вульфа, показывали
его уже 100% легально и даже привозили Мэтта в Москву.

Мы решили показывать на фестивале именно документальное кино, потому что сами его смотрели. В 2010-м на зарубежных стримингах было полно классных документалок, но российские зрители с ними были не особо знакомы. Мы увидели в этой нише потенциал — и наши предположения оправдались.

При этом нам потребовалось семь лет, чтобы перестать гнаться за солдаутами. Мы только году в 2017-м отпустили ситуацию и приняли, что это окей, когда зал заполнен только наполовину.
Зато на какие-то показы билетов нет — вот и получается баланс. Да и мы ведь привозим не только блокбастеры про известных героев. Мы кучу раз отказывались от фильмов звездных режиссеров, потому что считали, что они не вписываются в канву фестиваля. Нам куда интереснее показать фильм про датского рэпера, чем новую документалку Мартина Скорсезе.

Кстати, про датского рэпера и солдауты. На [Международном фестивале документальных фильмов в Копенгагене] CPH:DOX мы посмотрели отличный фильм «Жизнь Кидда» Андреаса Йонсена — про самого популярного рэпера в Дании, которого в России, разумеется, почти никто и не знал. После показа был Q&A с Андреасом, и он все переживал, раскуплены ли билеты, хотя зал был почти пустой. Мы подготовились, взяли с друзей и волонтеров клятвенные обещания прийти, а в итоге Андреас устроил такой крутой Q&A, что с него никто не хотел уходить: он очень настойчиво предлагал каждому, кто задавал вопрос, выпить с ним водки, и бутылка очень скоро опустела.

На Алене:

Рубашка и брюки,

Red September

На Кирилле:

Рубашка и джинсы,

Red September

Мы только году в 2017-м отпустили ситуацию и приняли, что это окей, когда зал заполнен только наполовину...Нам куда интереснее показать
фильм про датского рэпера
,
чем новую документалку Мартина Скорсезе

Я уже не успеваю смотреть все фильмы, которые мы показываем на Beat Film.
Это делает Наташа Пылаева, наш программный директор, но я могу подсказать, например, на какой фильм лучше купить права. Большую часть задач по Beat Film мы с Аленой делегировали. Я два года назад решил больше погрузиться в кинопроизводство: в прошлом году подключился к команде Stereotactic и впервые выпустил фильм в роли продюсера — «Время Спартака», который показывали на «Кинопоиске».

команда

текст: полина садовникова

Фото: Леонид Сорокин 

Креативный директор и стиль: Игорь Андреев 


Продюсер: Вика Слащук



Ассистент стилиста: Джава Айдиева 



ЗАХОДНОЕ ФОТО

На Кирилле:

Куртка, джинсы и сорочка, все Lime

Галстук собственность стилиста

На Алене:

Куртка и платье, все Lime

магазины

Lime

Москва, ул. Земляной Вал, 33

8 495 734 7274

NOB

Москва, ул. Казакова, 8с2

8 985 784 0402

No One

Москва, ул. Тверская ул, 12

8 495 6291718


{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}