6 июня в Москве стартует юбилейный, 15-й выпуск фестиваля документального кино BEAT Film Festival. Несмотря на то что массовый российский кинопрокат по понятным причинам радует нас новинками все реже и реже, организаторам «Бита» удалось собрать мощную международную программу премьер. В том числе — сразу несколько образцов «кино о кино». The Blueprint собрал их все вместе и представляет свой выбор «Широко известные в узких кругах» на фестивале: картины о том, что значит быть режиссером-автором (или, как принято говорить на французский манер, аутером) в мире киномейнстрима. Разберемся на примере Дэвида Линча, Жан-Люка Годара, Дарио Ардженто, Аньес Варда и героя фильма открытия, Мишеля Гондри.
В 2023 году у Гондри вышел первый за пятилетку новый фильм — хороший повод поаплодировать режиссеру и вспомнить все, за что мы его полюбили. А заодно разобрать, из чего состоят его полуигрушечные воображаемые миры, где есть место и Бьорк, и Джиму Керри.
В ожидании премьеры пристально рассматриваем и анализируем один из клипов режиссера — для The Chemical Brothers.
История кино знает режиссеров, которые обожают говорить загадками, — и Дэвид Линч, конечно, главный из них. Интернет полнится неожиданными трактовками, покадровыми разборами и конспирологическими теориями по поводу малейших деталей из его фильмов и, конечно, «Твин Пикса». «Линч/0З» — амбициозная затея собрать самые оригинальные и авторитетные мнения вместе: Линча тут расшифровывают ведущие кинокритики и коллеги по цеху.
Мы, кстати, тоже заступали на эту территорию — в «Киномудборде Дэвида Линча».
Годар — возможно, самый знаковый режиссер на свете, классик с фильмографией длиной в 70 лет, снимавший буквально до последнего дыхания: режиссер умер два года назад, в 91 год, а последний фильм у него вышел в 2018-м. Подступаться к нему как будто даже и не понятно как: он же памятник. Документалист Сирил Лейти находит этот подход: его Годар — конечно же, режиссер-новатор, кинокритик, левак, педант и брюзга, но в первую очередь — человек.
Судите сами — лучшие его высказывания мы собирали в нашем материале «10 цитат Жан-Люка Годара».
Классик джалло — итальянского хоррора, спектакулярного, вычурного и эстетского, как многое у итальянцев. Сложные, выпендрежные ракурсы, зловещие цветовые контрасты и определенная степень бесстыдства — Ардженто с наслаждением разламывал реальность и вытаскивал жуть со стилем. Об этом в фильме с благодарностью говорят его наследники: Гаспар Ноэ (даже снявший ремейк арджентовской «Суспирии»), Николас Виндинг Рефн и Гильермо дель Торо.
Перед просмотром советуем прочитать наши материалы «Убийство, гламур и Armani. Как Дарио Ардженто добавил моды в жанр хоррора и наоборот» и «Последний вздох “Техниколора”: игра цвета в “Суспирии” Дарио Ардженто», посвященный режиссеру
Аньес Варда называют матерью французской «новой волны» — как и в случае с прочими родоначальницами, она часто оказывается как будто сбоку припеку: положено уважать, но вникать как-то сложно. Фильм Симоне Скафиди — мягкая и нежная точка входа в фильмографию режиссерки и в оптику, с которой та смотрела на мир и людей. Умная, чуткая, наблюдательная и бесконечно любознательная Варда — в нашей подборке ее цитат о кино, жизни и вообще.