Очумелые ручки
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Beat Film Festival 6 июня откроется фильмом «Мишель Гондри: DIY», посвященным истории французского режиссера, которого авторы документалки называют главным фантазером современного кино и мастером на все руки. Горячо поддерживаем эту характеристику и хотим добавить к ней еще одну грань: Гондри — главный сюрреалист в мире музыкальных видео. В доказательство Нелли Асриян вспоминает клип, снятый на песню группы The Chemical Brothers Let Forever Be.
The Chemical Brothers
Let Forever Be, 1999
В 1990-х британская группа The Chemical Brothers Тома Роулендса и Эда Саймонса старалась привлекать к съемкам своих музыкальных видео только самых актуальных режиссеров. Клип Elektrobank для них создали обладатели «Оскара» (и тогда еще супруги) Спайк Джонс и София Коппола, а клип Hey Boy Hey Girl — обладатели «Золотого льва» Ник Гоффи и Доминик Хоули. Правда, в 1999-м, когда судьба свела музыкантов с Мишелем Гондри, выпускником художественной школы, перепрофилировавшимся в режиссера-самоучку. До «Оскара» за «Вечное сияние чистого разума» оставалось еще 6 лет, зато в его портфолио уже были клипы для Бьорк и рекламные ролики для Smirnoff Vodka и Gap. Плюс стойкое желание придумать эффектное и виральное, хотя тогда так еще не говорили, музыкальное видео. На том они с The Chemical Brothers и сошлись — их первой совместной работой стал клип Let Forever Be: он попал в список 30 лучших музыкальных видео всех времен по версии Time, сделал Гондри одним из самых востребованных клипмейкеров и заодно положил начало долгой и плодотворной дружбы. В 2002-м Гондри снял для The Chemical Brothers клип Star Guitar, в 2015-м клип Go, а в 2019-м — Got To Keep On. «При этом Мишель всегда был на другом конце провода, мы никогда не встречались лично. Когда у нас появлялась идея, мы просто отправляли ему песню, он пропадал подумать и возвращался уже со своей идеей», — рассказал Том в новой документалке о Гондри.
Go, 2015
Got To Keep On, 2019
«Дамы», 1934
Let Forever Be, 1999
Let Forever Be, 1999
Первая сцена Let Forever Be — сразу сюр. Семь одинаковых девушек отключают семь одинаковых будильников и встают с семи одинаковых кроватей. Так зритель погружается то ли в страшный сон, то ли в «день сурка» продавщицы универмага в исполнении танцовщицы Стефани Ландвер. Снята сцена, как и все видео, без графики или зеленого экрана — момент принципиальный для Гондри, который во всех своих проектах предпочитает hand-made. «Мне веселее самому построить квартиру или китайский ресторан и снять их на пленку, чем перенести все это на хромакей. В общем, нравится пробовать то, что многие считают неэффективным — до того, как увидят результат». Причем вдохновил Гондри на такой подход пионер рукодельных спецэффектов французский режиссер и актер цирка Жорж Мельес: «Он был почти волшебником. И очень важной фигурой для меня. Все режиссеры согласятся, что он изобрел художественные эффекты в кино».
«Дамы», 1934
Главный и тоже созданный без высоких технологий эффект, который Гондри использовал в клипе Let Forever Be и который так полюбился зрителям, — эффект калейдоскопа. Его режиссер подсмотрел в мюзикле режиссера Рэя Энрайта «Дамы» (1934), в создании которого принимал участие Басби Беркли — американский хореограф, прославившийся в 1930-х постановками так называемых калейдоскопических танцевальных номеров. В них сотни девушек в одинаковых образах двигаются настолько синхронно, что а) синхронистки нервно курят в сторонке, б) зрителям кажется, будто они танцуют внутри калейдоскопа. У Мишеля в кадре, конечно, не сотня девушек, а всего семь, но впечатление они производят схожее.
«Дамы», 1934
Let Forever Be, 1999
Клип для The Chemical Brothers далеко не единственное упражнение Гондри в сюрреализме. Последователь Дали и Магритта, он практически каждое свое музыкальное видео превращает в сон или, как в случае Let Forever Be, в кошмар наяву. Делает он это как с помощью коллажирования, оптических иллюзий и неестественной цветокоррекции, так и создавая альтернативную реальность с помощью конструктора, картона или швейной фурнитуры. В кружок «Очумелые ручки» кроме дуэта Тома и Эда Гондри завербовал, например, Бьорк, Пола Маккартни и The White Stripes. Они получившимися поделками сновидческими клипами остались более чем довольны.