![](/upload/31172/vms/67d34e94f309e692b2860b0442099561.gif)
Сны наяву
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Смешение сна и реальности, парадоксальное и фантасмагорическое: сюрреалисты всегда искали и изобретали визуальный язык, который позволит выразить предмет их исследования в пространстве материального. А что может лучше служить этим целям, чем движущиеся картинки и технологии киноиндустрии? По просьбе The Blueprint Мария Кувшинова вспомнила несколько сюрреалистичных сюжетов и образов из истории кинематографа, которые врезались в память зрителей с первого взгляда.
![](/upload/31172/vms/21e72f6f84d4968997623e87238c1dc0.png)
В начале XX века Александр Блок назвал кинематограф «электрическим сном наяву», а в наши дни художник и режиссер Апичатпонг Вирасетакул указал на глубокую связь хронометража фильма с фазами человеческого сна. Понимание кинематографа как коллективного сновидения сближает его с поэтикой сюрреализма — хотя непосредственное вовлечение художников-сюрреалистов в киноиндустрию исчерпывается всего несколькими примерами. В их числе — «Андалузский пес» Луиса Бунюэля и «Завороженный» Альфреда Хичкока, в создании которых принимал участие Сальвадор Дали. Но свойственные сюрреалистам смешение реального и ирреального, исследование человеческого подсознания, шокирующие образы и разрушение линейной логики стали источником вдохновения для куда более длинного списка кинематографистов, от Федерико Феллини и Алехандро Ходоровского до Терри Гиллиама и Ари Астера.
Возможно, в грядущую эпоху совершенных ИИ-изображений кинематограф прошлого будет казаться лишь кустарной практикой, благодаря которой нескольким счастливцам удалось заставить миллионы смотреть их сны. Но некоторые примеры чужих сюрреалистических фантазий, помещенных в рамку привычной повседневности наших дней, врезаются в нашу память и остаются с нами навсегда — как самые яркие эпизоды из собственных снов.
Джон Малкович
попадает в голову
Джона Малковича
«БЫТЬ ДЖОНОМ МАЛКОВИЧЕМ», 1999
![](/upload/31172/vms/af0a090d4b1c8b4cd45f33d68304ca69_small.png)
![](/upload/31172/vms/2f7561a0cd685bd5cbe5162f6739d62f.gif)
![](/upload/31172/vms/2f7561a0cd685bd5cbe5162f6739d62f.gif)
![](/upload/31172/vms/2f7561a0cd685bd5cbe5162f6739d62f.gif)
![](/upload/31172/vms/a5f3a404b6d7f7ed2c0eba9bc6b1140d.gif)
![](/upload/31172/vms/2f7561a0cd685bd5cbe5162f6739d62f.gif)
![](/upload/31172/vms/2f7561a0cd685bd5cbe5162f6739d62f.gif)
Представьте себе: 1999 год («лучший год в истории кино!»), в этом мире не существует фильма «Быть Джоном Малковичем» — и вот он выходит на экраны, а вы впервые наблюдаете за историей кукольника-неудачника, который в одном из помещений на своей странноватой новой работе обнаруживает дверь в голову Джона Малковича. История про портал, благодаря которому любой, открывший потайную дверцу, может на пятнадцать минут завладеть сознанием знаменитого американского актера, кажется достаточно безумной. Но в начале второго часа в голову Джона Малковича попадает реальный Джон Малкович в исполнении Джона Малковича и — тут неподготовленного зрителя ждет по-настоящему внезапный поворот — видит мир, населенный существами с его лицом и наполненный звуками его имени.
![](/upload/31172/vms/9e92247092c678f4850aed4e365d5573.jpg)
![](/upload/31172/vms/8276caab64d86e9b26d4b713c5a79425_small.jpg)
«БЫТЬ ДЖОНОМ МАЛКОВИЧЕМ», 1999
В своем полнометражном дебюте режиссер-клипмейкер Спайк Джонс экранизирует фантазию сценариста Чарли Кауфмана о калитке, ведущей в чужое подсознание, что, вероятно, понравилось бы ранним сюрреалистам. В своих музыкальных видео Джонс часто экспериментировал с сырой гиперреалистической эстетикой, но при этом добивался ощущения легкой абсурдности происходящего. Например, знаменитый клип Praise You, который он снял для Fatboy Slim, — стилизация под любительское видео, документирующее танцевальный флешмоб. Кауфман же, и сам впоследствии ставший режиссером, на рубеже веков прославился как главный голливудский сюрреалист, всегда умеющий удивлять абсурдными деталями, смешением реального и невероятного. Их первый совместный фильм, запущенный благодаря Фрэнсису Форду Копполе (Джонс тогда встречался с его дочерью Софией), положил начало целой линейке снов-мороков, созданных этим дуэтом вместе и по отдельности: «Звериная натура», «Адаптация», «Аномализа», «Вечное сияние чистого разума», «Синекдоха, Нью-Йорк».
Уменьшенный Джим
Керри в пижаме под столом
«Вечное сияние чистого разума», 2004
![](/upload/31172/vms/6f43a3154b618759783eaafb9d4d2295_small.jpg)
Мишель Гондри — еще один наследник сюрреалистов: к примеру, он экранизировал роман «Пена дней» французского писателя Бориса Виана, не имевшего прямого отношения к сюрреализму, но стилистически примыкавшего к этому движению. «Вечное сияние чистого разума» же — сверхромантический гимн бессмертной любви, самый известный фильм по сценарию Чарли Кауфмана (и один из ярких образцов порожденной фантазией авторов-мужчин manic pixie dream girl в качестве главной героини). В своих сценариях Кауфман часто говорит о сложности человеческого опыта, о природе памяти и творчества, рациональных и иррациональных аспектах реальности. Нелинейное повествование, логика сновидений, экзистенциальные вызовы — все это роднит его работы с произведениями сюрреалистов.
![](/upload/31172/vms/7948fead0385d47dbd357127108033f7.gif)
В одной из самых запоминающихся сцен герой Джима Керри пытается воскресить стертые им самим воспоминания о возлюбленной и проваливается в раннее детство, привычно занимая место под кухонным столом. Однако мы видим его отнюдь не ребенком, которым он сам себя ощущает: мы видим уменьшенного взрослого в детской пижаме — сильную и пронзительную метафору человеческой идентичности, попытки сознания охватить и описать границы собственного «я». Сновидческое ощущение от сцены усиливают искаженное освещение и нестандартный ракурс — мы как будто переносимся в подсознание героя. Удивительное совпадение: очень похожую сцену (взрослый, который вспоминает себя в детстве в виде уменьшено взрослого рядом с гигантским стулом) можно увидеть в ранней режиссерской работе будущего продюсера Сергея Сельянова «День ангела» (1980, совместно с Николаем Макаровым), полулюбительском гибриде «магического реализма» и «русской идеи».
«ВЕЧНОЕ СИЯНИЕ ЧИСТОГО РАЗУМА», 2004
![](/upload/31172/vms/c24afbce4765315554b81114b15a9c4e.jpg)
«Начало», 2010
Крутящийся волчок
![](/upload/31172/vms/3c4344596593037dbe8216b47edb60d0.gif)
Кристофера Нолана сложно назвать сюрреалистом. Его работы выглядят хорошо просчитанными, а его эксперименты с нелинейным нарративом и элементами жуткого, вплетенного в повествование, связаны скорее с конвенциями кинематографических жанров и управлением вниманием аудитории, чем с высвобождением иррациональных творческих импульсов. Но интерес Нолана к человеческому подсознанию, особенно отчетливо проявившийся в «Начале», герои которого внедряются в чужие сны, чтобы украсть необходимую информацию, сближает его с основными темами сюрреалистов.
![](/upload/31172/vms/88517c364c3890c424e7bf1487441f3d.gif)
«НАЧАЛО», 2010
![](/upload/31172/vms/add1a830afeefa35426f74220b7c33d1.jpg)
![](/upload/31172/vms/16900d856e7b88898e2f6600b01984a9.gif)
Не важно, насколько расчетлив режиссер, который управляет реальностью своих фильмов как осознанными сновидениями: зрители готовы годами интерпретировать увиденное в его лентах, как люди во все времена пытались толковать ночные видения. В интернете можно найти сотни статей и роликов о проблематике волчка, который герой Леонардо ДиКаприо раскручивал, чтобы понять, спит ли он или бодрствует (во сне волчок продолжал крутиться бесконечно, наяву — неизбежно падал). Вернулся ли он в финале домой, к детям, как мечтал на протяжении всего фильма, или остался в бесконечном мороке? Мы не узнаем, потому что нам об этом не сообщают: фильм завершается раньше, чем обрывается (или же не обрывается) вращение волчка. Позднее сам Нолан, отвечая на многочисленные вопросы, заметил, что абсолютно не существенно, проснулся герой или спит, и это ответ, вполне достойный сюрреалиста. Не исключено, что где-то в параллельной реальности, где астронавт из «Интерстеллара» общается с дочерью при помощи падающих книг, волчок из «Начала» крутится до сих пор.
Черное существо за дайнером
«Малхолланд Драйв», 2001
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/0a829b9364f924a068855fe967e7f29f_small.jpg)
Любой, кто смотрел «Малхолланд Драйв», согласится: те доли секунд, когда за дайнером в залитом солнцем Лос-Анджелесе возникает черная фигура (вероятно, воплощающая подсознание главной героини, мечтающей стать актрисой) — один из самых жутких кошмаров, который зрителю приходилось переживать как наяву, так и во сне. Связь Дэвида Линча, чей кинематограф похож на иррациональные сновидения, с движением сюрреалистов — очевидна. Еще в 1986 году кинокритик Полин Кейл назвала Линча «первым популярным сюрреалистом», а в 1987-м BBC пригласила его в качестве гостевого ведущего в выпуск программы «Арена», посвященной сюрреализму в кино. Там молодой режиссер показывал фрагменты из «Андалузского пса» Бунюэля и «Крови поэта» Жана Кокто и рассказывал про влияние этого художественного движения на его кино.
Поиск смысла в случайных вещах, сочетание несочетаемого, сновидческая последовательность, внезапно возникающее ощущение ужасного — вот основные приемы, сближающие Линча с сюрреалистами. В его фильмах и сериалах можно найти сотни примеров, иллюстрирующих сюрреалистические практики в кино, но липкий кошмар эпизода, вырванного из обычного хода вещей, в котором неопознанное темное существо (воплощение иррационального) за дайнером (воплощением нормальности) несколько секунд смотрит на зрителя, не получится забыть. Ни через уже прошедшие двадцать лет, ни, вероятно, через грядущие пятьдесят.
![](/upload/31172/vms/2f6e2a9cd1e171d4838b78eb4aca44cd.gif)
«МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ», 2001
Медленное приближение странных фигур в Оно
«Оно», 2014
![](/upload/31172/vms/fd289a2bd9fddae8967022b1a98f7037_small.jpg)
Не самый очевидный, но памятный для зрителя пример кошмарного сновидения в кино — малобюджетный хоррор Роберта Дэвида Митчелла (автора «Под Сильвер-Лейк» с Эндрю Гарфилдом, чей герой под раскаленным солнцем того же Лос-Анджелеса обнаруживает повсеместно раскиданные улики зловещего глобального заговора). Юных персонажей «Оно», обитающих в уютной субурбии, преследует и уничтожает сверхъестественная сила, а проклятие можно передать партнеру через сексуальный контакт. Как в плохом сне, нечто жуткое принимает форму обыденного: обычных людей, знакомых, незнакомых, живых и мертвых. Они медленно надвигаются на жертву, их приближение не всегда можно заметить, но неизбежность их появления погружает зрителя в состояние липкой паранойи.
![](/upload/31172/vms/8841a40814125cd53e4a7d11d49755e4.gif)
![](/upload/31172/vms/81bb09e261c9e5e3ff7d4c33341f2e18.jpg)
![](/upload/31172/vms/94938e005b4316cbd7e8c11b5e12174e.webp)
«ОНО», 2014
Сцена, в которой героиня, привязанная несостоявшимся бойфрендом к креслу, впервые видит медленно идущую на нее голую женщину, заставляет переживать состояние беспомощности, как в настоящем кошмаре, где не работают рациональные стратегии и традиционные способы побега. Летальное наказание за секс — штамп американских подростковых ужастиков (Митчелл вдохновлялся постмодернистской франшизой «Крик»). Но в контексте арт-хоррора связь Эроса и Танатоса становится еще более зловещей, а свобода интерпретации всего происходящего на экране напоминает о сюрреалистической практике самостоятельного взаимодействия с произведением — на символическом и подсознательном уровне.
«Корпорация “Святые моторы”», 2012
Танец с датчиками
![](/upload/31172/vms/7f63dfb403c999d228674141b167b51e.gif)
Уже в первые минуты фильма режиссер Леос Каракс, одетый в пижаму, приглашает нас в свой сон: он поднимается с кровати, и один из его пальцев превращается в ключ-шестигранник, открывающий дверь в иную реальность. Дальше нас ждет каскад перевоплощений: сквозной персонаж в исполнении Дени Лавана превращается из акулы-бизнесмена в нищенку с парижского моста, а потом — в обитателя канализации и пожирателя цветов Месье Дерьмо (персонажа из предыдущей работы Каракса, эпизода в режиссерском альманахе «Токио!»).
![](/upload/31172/vms/2d2ecfc324684a67f65956bb50c86938.gif)
![](/upload/31172/vms/7fd98c8ef070e2f4b21c89c8db30e748_small.jpg)
![](/upload/31172/vms/6b514c68efb593baac5889360ce7828b.webp)
«КОРПОРАЦИЯ “СВЯТЫЕ МОТОРЫ”», 2012
![](/upload/31172/vms/8a7d8ab4eb651fbab99a1e219777ebc2.webp)
При первом просмотре «Святые моторы» пугают и изумляют, но больше изумляют. Особенно в минуты, когда герой переодевается в облегающий костюм с датчиками для захвата движения, заходит в темное помещение и исполняет серию внезапных танцевальных перформансов, в числе которых — аллегорическая репрезентация сначала войны, а потом секса. Фильм о фрагментарности человеческого опыта, природе кинематографа, идентичности и самопрезентации посвящен погибшей спутнице режиссера, Кате Голубевой. И напоминает тот самый сон, в котором утраченное ненадолго возвращается — не в своем оригинальном облике, но как неожиданное, пронизывающее атмосферу видение и косвенный, но хорошо узнаваемый намек.
![](/upload/31172/vms/3f5c1d8a0fe1d23b99f4760c40a749a3.jpg)