Blueprint
T

«Ма»

ФОТО:
ВЛАДИМИР ДЫДЫКИН, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Новая премьера на нашей площадке для молодых кинематографистов и видеохудожников — трогательный 15-минутный фильм «Ма» про мать и дочь, переживающих потерю единственного брата и сына. The Blueprint поговорил с режиссером ленты, выпускницей МШК Валентиной Бесоловой про юность в Осетии и уход из медицины в кино, Александра Сокурова и съемки в селе Даргавс.

Валентина Бесолова

Мария Антонова

режиссер

29

Алагир

возраст

родной город

Северо-Осетинская государственная медицинская академия, лечебное дело (2020)  Московская школа кино, режиссура, курс Алексея Попогребского и Павла Бардина (2022) 

образование

Shnit, “Видение”, Tehran International Short Film Festival, New Wave International Documentary Short Film Festival, Ghent International Short Film Festival, Grenzland-Filmtage Selb International Film Festival


участие в фестивалях

«Унесенные призраками» Миядзаки, потому что нет фильма лучше на этой земле, он всегда придает сил, иногда мы крутим его дома по несколько дней подряд. «Трудности перевода», потому что про встречу и светлую грусть в конце. А еще люблю «Чудеса» и «Химеру» Аличе Рорвахер.

кино, которое вдохновляет

Я родилась и выросла в Северной Осетии, в городе Алагир с населением чуть больше 20 тысяч человек. Поступила в мединститут во Владике [Владикавказе], потому что этого очень хотел мой папа. Он чуть ли не с младенчества твердил мне, что я буду классным врачом. Я выросла с этой мыслью и другого пути для себя не рассматривала. По образованию я врач общей практики: после окончания лечебного факультета я не стала поступать в ординатуру. Я понимала, что медицина не мое, думала, чем буду заниматься в будущем, и сестра спросила, почему бы мне не попробовать снимать кино. Я пожила с этой мыслью и подала документы в Москву, в МШК. Конечно, думала и о курсе Сокурова, но Александр Николаевич тогда его не набирал, а оттягивать не хотелось, так что Московская школа кино была оптимальным вариантом.

Родителей об этом не предупредила — сказала им только когда узнала, что поступила, так что они были немного шокированы. Папа очень расстроился, но ему пришлось принять мой выбор. Мама, сестры и брат меня поддержали. Брат вообще снялся в этюде, который требовался на вступительных испытаниях. Не будь этой поддержки, я бы вряд ли решилась пойти учиться на режиссуру.


«Ма» — моя дипломная работа. Я сразу знала, что буду снимать фильм про дисконнект внутри семьи. На занятиях по драматургии мы расписывали свои боли и переживания — и превращали эти клубки рефлексии в синопсисы. Из этого упражнения выросла «Ма».

Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»

Про источники вдохновения 

Я, когда писала сценарий, читала книгу Шанталь Акерман «Моя мать смеется». Может, в моменте я и не отдавала себе в этом отчета, но сейчас понимаю: эта история про детство, семью, непростые отношения с матерью, конечно, на меня повлияла. Что до визуальных референсов, мы с командой изучали фоторепортажи Нателы Григалашвили и Дамира Файзулина — ученика Дмитрия Маркова. Мы с оператором-постановщиком — Владимиром Дыдыкиным — пересматривали фильмы, в которых есть похожие сцены: «А как они снимали это в машине? На ручную камеру?». В общем, организовали себе такое допобучение: изучали, как делали до нас, и прикидывали, что из этого можно повторить при наших возможностях. Перенимали чужой опыт, получается.

Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»

Про съемки в селе Даргавс и бюджет

Фильм мы снимали в Северной Осетии, в селе Даргавс. Было шесть съемочных смен и еще две дополнительных — нужно было приехать еще раз и доснять пару сцен. Выбирали локации, где можно недорого снять дом, в котором бы разместилась команда. Это дешевле, чем останавливаться во Владикавказе и тратиться на трансферы. Найти подходящее для съемок место помогла художница-постановщица Карина Дзабиева — она тоже из Осетии, и в Даргавсе у ее родственников дом.


Изначально вообще не было понятно, как снимать фильм в Осетии, где взять деньги, как привезти из Москвы команду из 15 человек. Финансовая проблема прям остро стояла. Благо для всей творческой команды — от оператора-постановщика до звукорежиссера — фильм был дипломной работой, и каждый из нас был готов вкладывать свои средства и работать без гонорара. В Осетию мы тоже добирались за свой счет. Но и этого было недостаточно — и мы запустили краудфандинг на Planeta. Собрали там половину съемочного бюджета — 275 тысяч рублей.

Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»

Актеров я искала по труппам разных театров — в том числе Осетинского, где встретила Зиту Лацоеву, которая в фильме играет мать. Актрису на роль дочери — Милану Кониеву — я нашла на актерском отделении факультета искусств Северо-Осетинского университета имени Хетагурова. Мы не могли позволить себе взять собаку-актера, что было бы правильным решением, поэтому обратились к местному кинологу. Мой куратор Алексей Петрович [Попогребский] по этому поводу очень переживал. С собакой действительно были сложности: она, конечно, была дрессированной, но на съемочный процесс реагировала по-разному. Оператор давал ей понюхать камеру, привыкнуть к ней, и только потом нажимал на record. То же самое проворачивали с устройством, на которое мы записывали звук.


Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»

Про фидбэк и работу над ошибками

Преподаватели из МШК консультировали нас на всех этапах: были и общие собрания, и отдельные встречи с кураторами операторов и художников-постановщиков. Мои наставники — Алексей Попогребский и Павел Бардин — беспокоились, что в моем фильме много натуры, много режимной съемки (в рассветное и закатное время. — Прим. The Blueprint). Это значит, что работать можно только ограниченное количество часов. Тут они были правы, но мы все равно оставили и натуру, и режим, ведь это самое кинематографичное время суток. Когда я собрала черновой монтаж и показала его кураторам, они сказали, что финал не работает, поэтому его пришлось переснимать, чтобы считывалось раскаяние.

Про планы на будущее и совет новичкам

Большую часть времени я живу в Москве. Иногда приезжаю в Осетию. Пишу сценарий полного метра и надеюсь в скором времени приступить к съемкам — они будут тоже в Осетии. У нас в республике не развита своя независимая киноиндустрия. Мало кто там снимает фильмы — особенно не ностальгические, а актуальные. «Разжимая кулаки» Киры Коваленко — пример хорошего кино. Не так важно, что этот фильм снят в Осетии, он просто задевает за живое даже тех, кто не бывал в тех местах.


Я чувствую себя начинающим режиссером и не считаю, что могу давать советы другим новичкам, но если все-таки развивать эту тему — я бы посоветовала не бояться страха. Если хочется туда, где страшно, надо делать. Это как минимум даст клевый опыт.


Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}