Blueprint
T

Сюр шагает по планете

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Главный именинник этого года — сюрреализм. Со 100-летием, которое отсчитывается от даты публикации Андре Бретоном манифеста, его поздравляют музеи всего мира (некоторые — по несколько раз). У Нелли Асриян разбежались глаза, но потом дисциплина и разум взяли свое, и она выбрала 12 главных выставок, посвященных сюрреализму, от Лозанны до Сиднея.

Лозанна, Швейцария

Елисейский дворец 

До 8 августа 2024

Швейцарская Лозанна претендует на статус рекордсмена по количеству проектов, посвященных 100-летию сюрреализма. Так, в местном Елисейском дворце до августа открыта выставка «‎Ман Рэй: Освобождающая фотография» — с подборкой хрестоматийных снимков, сделанных в 1920–1930-х главным фотографом в истории течения. На них запечатлены Андре Бретон, Мерет Оппенгейм, Сальвадор Дали и другие коллеги Ман Рэя по сюру, работы которых можно увидеть на двух других выставках в той же Лозанне — в Музее современного дизайна и прикладного искусства.

Швейцария         Бельгия         Польша         Великобритания         Китай         Германия         Австралия         Швеция         Италия

Музей современного дизайна и прикладного искусства 

До 8 августа 2024

Одна из них, кстати, приехала из лондонского Музея дизайна — «‎Объекты желания» куратора Матео Криса посвящены влиянию основанного Бретоном направления на мировой дизайн. На ней представлено более 350 предметов, среди которых и тот самый красный диван в форме губ Мэй Уэст Сальвадора Дали, и стеклянный стол на четырех велосипедных колесах Гаэ Ауленти, и платье с мышцами Schiaparelli эпохи Дэниела Роузберри. Вторая же выставка «Алхимия: Сюрреализм и искусство стекла» построена вокруг творчества Эджидио Константини, основавшего в Венеции 1950-х кружок, который Жан Кокто ласково назвал «Кузницей ангелов». В нем в разное время участвовали Пабло Пикассо, Марк Шагал и Ле Корбюзье — создавали в том числе сюрреалистичные эскизы, по которым лучшие муранские стеклодувы создавали небольшие скульптуры, фигурки и посуду.

%AB%u200E%u041E%u0431%u044A%u0435%u043A%u0442%u044B%20%u0416%u0435%u043B%u0430%u043D%u0438%u044F%3A%20%u0441%u044E%u0440%u0440%u0435%u0430%u043B%u0438%u0437%u043C%20%u0438%20%u0434%u0438%u0437%u0430%u0439%u043D%BB%AB%u0410%u043B%u0445%u0438%u043C%u0438%u044F%3A%20%u0421%u044E%u0440%u0440%u0435%u0430%u043B%u0438%u0437%u043C%20%u0438%20%u0418%u0441%u043A%u0443%u0441%u0441%u0442%u0432%u043E%20%u0441%u0442%u0435%u043A%u043B%u0430%BB

Кантональный Музей изящных искусств

До 25 августа 2024

В еще одной лозаннской культурной институции — Кантональном музее изящных искусств — дают первую с 1987-го выставку, посвященную сюрреализму. Направлению, которое, как считают кураторы Юри Штайнер и Пьер-Анри Фулон, несмотря на 100-летний юбилей, еще не обзавелось морщинами. Размещенная на двух этажах экспозиция названа «Большой игрой» — повторяя заголовок, появившийся в одном из французских арт-журналов конца 1920-х авторства группы художников — диссидентов сюрреализма. И если они считали это выражение колкостью в сторону направления, то у кураторов оно передает его суть — для сюрреалистов игра все-таки была главным методом воображения, способом существования и каналом коммуникации.

Брюссель, Бельгия

Королевский музей изящных искусств

До 15 февраля 2026

Тем временем в брюссельском Королевском музее изящных искусств до конца июля показывают выставку с амбициями блокбастера — «Представьте себе! 100 лет международному сюрреализму». Созданная в тесном сотрудничестве с французским Центром Помпиду экспозиция исследует главные темы сюрреализма, связанные с метаморфозами и мифами, сном и подсознанием, а также их отражение в работах «все тех же на манеже» — Рене Магритта, Ман Рэя и Сальвадора Дали. К слову, после Брюсселя проект планирует укатить в мировой тур: с остановками в Париже, Гамбурге, Мадриде и Пенсильвании.

Варшава, Польша

Национальный музей

До 11 августа 2024 

А вот в Варшаве куратор Ханна Дорошук решила отметить 100-летие сюрреализма, чествуя художников, которые продвигали направление Бретона в Польше, — например, Марека Пясецкого, Фортуната Обренпальска, Эрна Розенштейна и Владислава Хасиора. Эти представленные на выставке варшавского Национального музея «Сюрреализм: Другие мифы» имена, может, звучат не слишком громко, но напоминают, что сюрреализм вообще-то на Дали и Магритте клином не сошелся.

Лондон, Великобритания

Amar Gallery

До 18 августа 2024

Лондонская галерея Amar, подобно лозаннскому Елисейскому дворцу, сосредоточилась на фотографическом сюрреализме, за который кроме Ман Рэя отвечала Дора Маар. Посвятившая ей книгу «Парижская муза» писательница Луиза Трегер считает, что Маар известна широкой публике лишь как «плачущая женщина» с холста ее любовника Пабло Пикассо 1937 года — «как будто слезы единственная интересная в ней вещь». Кураторы Amar Gallery решили попытаться исправить эту несправедливость и выставили не только сюрреалистичные снимки авторства Маар, которыми восхищался Анри Картье-Брессон, но и кадры, которые складываются в ретроспективу всего ее творчества.

Шанхай, Китай

Художественный музей Пудуна

До 31 августа 2024

Работы классиков сюрреализма Сальвадора Дали, Рене Магритта, Макса Эрнста и Леоноры Каррингтон доехали и до Шанхая, где в Художественном музее Пудуна открыта выставка «Фантастические видения: 100 лет сюрреализма». Более 100 представленных на ней экспонатов — живопись, скульптура и фотография — взяты из собрания Национальной галереи Шотландии и выставляются в Китае впервые. Сама экспозиция построена просто и понятно: рассказывает историю развития арт-направления в хронологическом порядке, охватывая период с его зарождения в 1920-х до дня сегодняшнего.

Мюнхен, Германия

Музей Ленбаххаус 

До 2 марта 2025

«Из мощных бомб и другого военного оружия, которое современный мир предоставил в наше распоряжение, мы смело выбрали сюрреализм, который в наше время дает самые верные шансы на успех», — подметила в разгар Второй мировой писательница Сюзанн Сезер в статье «1943: Сюрреализм и мы». Эту ее мысль кураторы Стефани Вебер, Адриан Джукич и Карин Альтхаус взяли за основу выставки в мюнхенском музее Ленбаххаус — о сюрреализме не только как художественном направлении, но и политическом движении, центральной идеей которого был антифашизм. Ее организаторы разглядели и в работах уже хорошо знакомых нам персонажей Андре Бретона, Леоноры Каррингтон и Макса Эрнста, и в работах почти не представленных на других сюрреалистичных выставках художников Эстебана Франсеса, Джона Хартфилда и Дино Левенштейна.

Сидней, Австралия 

Художественная галерея Нового Южного Уэльса

С 26 октября 2024

В Сиднее к празднованию юбилея сюрреализма только готовятся — выставка «Магритт» в Художественной галерее Нового Южного Уэльса откроется в конце октября. Кураторы первой для Австралии ретроспективы великого сюрреалиста обещают показать более сотни работ, которые ранее в этих широтах никогда не бывали. Это, конечно, и культовые полотна вроде «Ложного зеркала» (1929) или «Голконды» (1953), и менее известные — как «Комната для прослушивания» (1952). Все по классике в хронологическом порядке: от сюрреалистичных и коммерчески успешных 1920-х до кульминационных 1960-х.

Стокгольм, Швеция

Музей современного искусства

С 26 октября 2024 

В октябре к торжествам присоединится и стокгольмский Музей современного искусства — выставкой работ из собственного собрания. В основном в нем хранятся произведения поздних сюрреалистов, таких как Майя Дерен, Ребекка Хорн, Вифредо Лам, Жоан Миро, Роберт Раушенберг и Доротея Таннинг. С их помощью куратор Лена Эсслинг хочет показать, какое влияние эксперименты сюрреалистов с автоматизмом и случайностью оказали на последующие художественные направления вроде Флюксуса — родившегося в начале 1960-х и вдохновенного идеями дадаизма международного течения, к которому были причастны Нам Джун Пайк и Йоко Оно.

Милан, Италия

Королевский дворец

С сентября 2025

Любой хороший праздник должен длиться долго. По крайней мере, так считают в миланском Королевском дворце, где выставка, посвященная сюрреализму, откроется только в середине следующего года. Подробностей о ней пока не так много, но известно наверняка, что ее главным героем станет Сальвадор Дали, а главной темой — его влияние на моду своего и нашего времени, о котором Ольга Михайловская уже подробно рассказала в рамках Surrealism Issue.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}