Blueprint
T

Лето
на ферме

ФОТО:
ГМЗ «Царское Село», Светлана Гриб

Этим летом музей-заповедник «Царское Село» совместно
с The Blueprint при поддержке Сбера провел арт-лабораторию в рамках большого проекта «Арт-Ферма». Тема — животный мир царскосельских парков. С 30 июня по 2 июля финалисты The Blueprint 100 и художники из питерских арт-институций (Мария Пухова, Артем Филатов, Константин фон Рибен и 
Сергей /деникин) жили и работали в Пушкине, вдохновляясь историей и культурой Императорской фермы. Теперь их работы дополняют ее обновленное пространство. Специально для The Blueprint Анна Нуждина поговорила с художниками и экспертами лаборатории о вдохновляющей силе царскосельских животных и тайном смысле гранитных тапочек.

«Купание слона»

Мария Пухова

На пятиметровом стальном диске покоится стеклянная, будто бы сотканная из тончайшего кружева, голова слона. Кажется, что она поднимается из темной пучины воды. Еще немного — и огромный слон встанет во весь рост, отряхнется и неспешно пойдет к своему павильону, где он живет уже не первый десяток лет. Однако все это было реальностью больше века назад, когда в Царском Селе на самом деле обитали подаренные императорам слоны, и эфемерное прозрачное стекло напоминает об этом зрителю.


«Моя работа — это воспоминание о царских слонах, которые проживали на территории Царского Села с начала XIX века до самого 1917 года, — рассказывает Мария Пухова. — Воздушный стеклянный слон — словно смутное воспоминание, такое же невесомое, как прибрежная пена. Его легкость подчеркивает разъеденный коррозией металлический диск. Как отсылка к разрушениям, на которых часто зиждутся восполнения».

«БУ!»

Человеческие истории в Царском Селе — биографии Пушкина, Жуковского, Ахматовой и Мандельштама — переплетаются с историями животных, которых здесь покупали и продавали, дарили и ели, эксплуатировали. Артем Филатов вновь населяет ими пространство Императорской фермы. С козами из стеклопластика разного размера можно взаимодействовать, но если переборщить, то животные «упадут в обморок» — перевернутся.

«Серия скульптур называется “БУ!” — как неожиданный, пугающий громкий звук во время детской игры, — рассказывает художник. — Скульптуры коз можно перемещать и переворачивать. Такое “шаткое” положение связано с генетической особенностью одной из разновидностей домашней козы — при испуге она падает в обморок. Резкий звук или движение временно парализуют мышцы животного, испытывающего стресс, приводя его к обездвиживанию и, как правило, падению. Гости Фермы смогут обнять испугавшихся коз».

Артем Филатов

По словам Филатова, его скульптуры — это «непосредственная реакция на то, с чем я познакомился во время резиденции. Особенно впечатлил музей в Ратной палате, посвященный Первой мировой войне. До поездки я прочитал коллективную монографию “Человек против окружающей среды: Ландшафты Великой войны в Восточной Европе” и был поражен описанием военных действий и их влияния на жизнь животных, растений. В Первую мировую животные были немыми участниками бойни. На экспозиции в Ратной палате рассказывалось о миллионах погибших лошадей. А на пенсионных конюшнях неподалеку захоронены императорские лошади с громоздкими эпитафиями».


«

Тапочки профессора


Константин фон Рибен

Яковлева»

Пожалуй, самый необычный объект «Арт-Фермы» — воссозданные Константином фон Рибеном музейные тапочки, которые ввел в обиход первый директор музея Царского Села — Всеволод Иванович Яковлев (1884–1950). Тапочки сделаны из гранита, найденного в Александровском парке у Пенсионерской конюшни. Размером они в несколько раз больше обычных мужских тапок. Работа художника посвящена внимательному отношению к культурному наследию. Если и ходить по дворцовым паркетам, то только в мягких тапочках. Или хотя бы в плотных бахилах, которые не позволят ни одному неосторожному движению повредить живое воспоминание о вчерашнем дне.

Рибен рассказывает: «Тапочки Яковлева — это своеобразный памятник становлению музейного дела в стране в начале ХХ века. Яковлев первым в отечественной музейной практике ввел для посещения дворцов специальные тапочки, которые долгое время так и назывались — “тапочки профессора Яковлева”. Мне захотелось увековечить этот предмет. Для меня ценно, что организаторы захотели оставить объект на площадке после окончания выставки. Возможно, работа будет интегрирована в постоянную экспозицию музейного комплекса».

«Пастораль»

Сергея /деникина проект Царского Села, The Blueprint и Сбера вдохновил на «ремейк» пасторали голландского живописца XVII века Альберта Кейпа «Портрет годовалого мальчика с овцой». На ней — два символа невинности: маленький мальчик в парчовом одеянии и цветочном венке держит руку на спине кудлатой овечки. Эта буколическая композиция ожила спустя четыре столетия — и стала инсталляцией; на семи шестах расположены стеклянные физиономии мальчика, овцы и антропоморфных цветков с вкраплениями разных материалов: цветных пластиков, амальгамы и золота. 

Сергей /деникин

«Идиллическое состояние Императорской фермы, нынешнее и ушедшее в историю, наводит на мысль о жанре пасторали в западноевропейской живописи XVII–XVIII веков, — комментирует художник. — Я решил интерпретировать классическое произведение этого жанра, используя как фон современный ландшафт фермы. “Портрет годовалого мальчика с овцой” — очень лаконичное произведение, в котором есть все, что я искал: человек (ребенок), животное (овца), растения (цветы) и абстрактный природный фон, позволяющий заменить его на другой».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}