Нокаут
В парижском Fondation Louis Vuitton открылась выставка «Баския х Уорхол. Рисуя в четыре руки». В четыре руки Баския и Уорхол создали около 160 работ (и за 1984–1985 годы). На афише выставки — Энди и Жан-Мишель в боксерских перчатках — знаменитый кадр авторства Майкла Хасбанда. Рассказываем историю той съемки. историю той съемки.
Идея натянуть боксеры и перчатки (кстати, американского бренда Everlast, в которых в свое время бился на ринге Майк Тайсон), принять суровый вид и встать в позу человека, готовящегося к хуку, джету и апперкоту, принадлежала Баскии. Он же пригласил фотографа — Майкла Хасбанда, снимавшего Rolling Stones во время их концертного тура по Америке и позже переключившегося на портреты AC/DC, Дэвида Боуи и Джеймса Брауна, — и уговорил его сделать пару кадров для рекламы выставки Warhol x Basquiat в духе старых афиш боксерских боев. Дело было на ужине в 1985-м.
«Моя подруга [фотограф] Пейдж Пауэлл, которая работала с Энди Уорхолом, пригласила меня на званый ужин в одном ресторане. Когда я пришел, за столом осталось только одно свободное место — рядом с Жан-Мишелем, — вспоминал знакомство с художником Майкл Хасбанд. — Баския повернулся ко мне и сказал, что обожает мои работы. Я подумал: „Да что этот парень вообще может знать про мои работы?“ и решил, что он просто пытался меня замаслить. Но Баския продолжил: „Да, я слежу за вами последние пять лет. На первой вашей фотографии, которая меня сильно впечатлила, был [певец] Клаус Номи“. Тогда я подумал: „Вот это да“. Я действительно снимал Клауса Номи ровно пять лет назад».
Тут надо сказать, что знакомство Уорхола и Баскии тоже началось с фотографии. В 1982 году их познакомил швейцарский галерист и коллекционер Бруно Бишофбергер (ему же принадлежат многие работы, которые теперь и до 28 августа показывают в Fondation Louis Vuitton). Тогда Уорхол сделал на полароид совместную фотографию с Баскией. Жан-Мишель схватил ее, побежал в свою студию — и через два часа вернулся с картиной Dos Cabezas, срисованной с этого кадра.
Три года спустя, 10 июля 1985-го, Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол и Майкл Хасбанд встретились на съемке в нью-йоркской студии. Все позы выбирал Баския — это он объяснял Уорхолу, как поставить руки так, чтобы казалось, будто он вот-вот нанесет удар. Один из кадров, сделанных в тот день, поместили на афишу выставки в галерее Тони Шафрази на Манхэттене. Отзывы о ней были противоречивыми (искусствовед и арт-критик The New York Times Вивьен Рейнор, например, назвала проект проходным). Зато афиша вошла в историю — в 2013-м ее продали на аукционе Christie’s за 3250 фунтов.
Andy Warhol and Jean-Michel Basquiat
by Lizzie Himmel 1983