Blueprint
T

Художник воды. Памяти Билла Виолы

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Текст: Ирина Мак

12 июля в своем доме в Калифорнии умер художник Билл Виола — один из пионеров видео-арта и его первый классик, заставивший мир принять это искусство и полюбить.

Билл Виола

Это было в 1990-х: люди, слонявшиеся по Сан-Марко в Венеции, смотрели, завороженные, как из окна над площадью «извергался» водопад, а из соседнего «выбивалось» пламя. Это были окна Музея Коррер, где шла выставка Билла Виолы. Еще не всемирно знаменитого, но уже признанного Венецией, где в 1995 году он был автором Американского павильона и показал «Приветствие». Одна из самых известных движущихся картин Виолы — аллюзия на «Встречу Марии и Елизаветы» (1528–1529) маньериста Понтормо, действие перенесено в сегодняшний день, но цветовая гамма и композиция сохранились неизменными. Та же встреча, но сегодня, те же позы, объятия, эмоции — но в развитии, современная одежда развевается и клубится, создавая ощущение невесомости и заставляя воспринимать видео как движущуюся живопись.

Билл Виола, Приветствие
Билл Виола, Приветствие
Билл Виола, Приветствие

Билл Виола, «Приветствие», 2000

Понтормо, «Встреча Марии и Елизаветы», 1528–1529

Билл Виола, Квинтет памяти

В 2005 году «Приветствие» привезли в Москву на I Московскую биеннале современного искусства и показывали в отдельном зале в Пушкинском музее. Произведениям Билла Виолы вообще самое место в музейных пространствах, включая музеи старых мастеров. И Билл Виола стал первым видеохудожником, чьи работы начали приобретать музеи: его «Квинтетом Памяти» (2000) музей Метрополитен положил начало своей видеоколлекции.

«Квинтет Памяти», 2000

Билл Виола, Going forth by day

Going Forth By Day, 2002

Билл Виола

Билл Виола прожил счастливую жизнь в искусстве. Он начинал в Америке 1970-х, когда только появлялись новые технологии, а Нам Джун Пайк, которого Виола называл учителем, уже изобрел видео-арт. Когда творили композиторы Джон Кейдж и Дэвид Тюдор — Виола сотрудничал с обоими, пока не отказался в своих работах от музыки, предпочтя ей шум жизни. Его выставки проходили на главных музейных площадках, от Лондонской национальной галереи до парижского Гран-Пале, во флорентийском палаццо Строцци его фильмы демонстрировались вместе с живописью мастеров Возрождения.

Билл Виола

«Явление», 2002

20 видеополотен участвовали в 2020 году в выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина «Билл Виола: Путешествие души». Белый зал заполнили тогда его инсталляции к «Тристану и Изольде», созданные первоначально для спектакля Питера Селларса в парижской Опере Бастилии и Лос-Анджелесе (в 2008-м постановку показали в Мариинском театре). Видео, которое в театре демонстрировалось на заднике, было единственным элементом сценографии, но впоследствии Виола превратил фильмы в самостоятельные работы, отказавшись от Вагнера и предпочтя «Смерти Изольды» звук водопада. «Чтобы реализовать свои чувства в полной мере, — объяснял Виола в одном из интервью, — Тристан и Изольда должны переступить границы самой жизни». И повернутые вспять мощные струи воды поднимали Тристана все выше, за пределы видимого. Это был уже опробованный ход: в «Явлении» (2002) Виолы, повторяющем сюжет «Оплакивания» (1383–1447) Мазолино, Иисус, омытый слезами, поднимался из гроба живой.


Билл Виола, Покорность

Билл Виола

«Покорность», 2001

«Оплакивание» показывали и в церкви, где работы Билла Виолы очень уместны. И их часто демонстрировали в церквях, а в 2014 году собор Святого Павла в Лондоне заказал ему «Мучеников». Название апеллирует к первоначальному смыслу греческого слова «мученик» — μάρτυς, что означает «свидетель». Это четыре видео на темы четырех стихий, выставленные по обе стороны от алтаря. Стихии, границы жизни и не жизни — рождение, умирание, исчезновение, воскрешение — содержание творчества Билла Виолы. А главное изобразительное средство — вода, потому что для него это и первое воспоминание, и случай, определивший судьбу.

Билл Виола, Мученики
Билл Виола, Мученики
Билл Виола, Мученики
Билл Виола, Мученики
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":380,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Мученики», 2014

Билл Виола родился в 1951 году в Нью-Йорке. И в шестилетнем возрасте, на отдыхе с семьей, упал в озеро и едва не утонул. Он вспоминал: «Я пошел сразу ко дну. Я испытал невесомость и глубокое визуальное ощущение, которое никогда не забуду. Это было похоже на сон, голубой и светлый, и я подумал, что нахожусь на небесах, потому что это было самое прекрасное, что я видел». К счастью, дядя вытащил его.


Билл Виола, Вознесение

«Вознесение», 2000

Билл Виола, Отражающий бассейн

Голубой свет — это был и свет, идущий из видоискателя видеокамеры, которую Билл Виола впервые в жизни увидел в руках одноклассника. Голубоватый луч напоминал ему воду, льющуюся из крана. Впоследствии он снимет видео с каплей воды, в которой будет видно его отражение, и вода сыграет роль интерфейса, подходящего для демонстрации образа. В 1977-м, студентом Университета в Сиракузах, он начнет серию из пяти работ (пять — любимое число) под названием «Отражающий бассейн», в которых воспроизведет историю из детства. Единственный персонаж видео (он сам, вышедший из леса) стоит, отражаясь, перед гладью бассейна, решается прыгнуть — и растворяется в воздухе, а отражение начинает жить отдельной от оригинала жизнью, что отчасти напоминает сюжет сказки Андерсена «Тень».

«Отражающий бассейн», 1977

В университет его заставил пойти отец, работавший менеджером в авиакомпании Pan Am. Испугавшись, что с профессией художника сын окажется безработным, убедил его получить гуманитарную степень в университете, чем, по признанию Билла, спас его. В 1970-м Университет в Сиракузах поощрял работу с новыми медиа, Виола попал в студию однокурсника, где тот снимал свои проекты с помощью видеокамеры, — и «что-то в моем мозгу подсказало, что я буду заниматься этим всю свою жизнь». Чтобы иметь возможность ночами осваивать новую технику, он устроился на лето уборщиком в университетский технологический центр, где устанавливали систему кабельного телевидения. И в 1972-м в своей первой видеоработе «Tape I» снял самого себя, отражающегося в зеркале (I здесь не числительное, а личное местоимение), а через пару лет отправился во Флоренцию, где требовались люди в экспериментальной студии ART / TAPES/ 22, снимавшей видео для художников Arte Povera. Студия находилась на виа Рикасоли, в шаге от академии. И хотя именно в студии он снял свои первые итальянские пленки, по собственному признанию Виолы, важнее первых проб в видео-арте было погружение в скульптуру и живопись Ренессанса — не музейные, а живые, в естественном архитектурном окружении, составлявшем с этим искусством одно целое. Виола рассказывал, что записывал на диктофон звуки в церквях — службы, шепот и шорох прихожан, помогавшие прочувствовать, каково это — быть среди фресок. Он постигал опыт художников, выстраивавших живописные планы в архитектурном пространстве, хотя в его творчестве эти отсылки к старому искусству возникли лишь годы спустя.


Он вспоминал, что в расписанную Джотто капеллу Скровеньи входил как в трехмерное изображение, меняющееся по мере того, как продвигаешься вглубь. Циклы фресок Виола называл «крупномасштабными раскадровками» и сравнивал с первыми фильмами, которые показывали в общественных местах. И его «Комната Святой Екатерины» (2001) — пять маленьких мониторов, на которых мы видим происходящее в комнатке некой женщины, смену дня и ночи, а в финале наблюдаем ее то ли сон, то ли вечный сон, — не что иное как раскадровка «Жития святой Екатерины» сиенского живописца XIV века Андреа ди Бартоло.


Билл Виола, Таре I

«Tape I»,1972

Билл Виола, Сон святой Екатерины

«Сон Святой Екатерины», 2002

Билл Виола, Комната святой Екатерины

«Комната Святой Екатерины», 2001

А после Флоренции главным событием стал Мельбурн, куда директор по культуре университета Ла Троб Кира Перов в 1977 году пригласила уже снискавшего известность Билла Виолу. Год спустя она приехала к нему в Штаты, и больше они не расставались. Потомок русских эмигрантов, Кира стала женой, соавтором, исполнительным директором студии Билла Виолы, куратором его выставок и матерью двух сыновей, младшего из которых они назвали Андреем в честь Тарковского — Виола его любил и, кажется, от Тарковского унаследовал страсть к замедленному кино, позволяющему разглядеть эмоции, сменяющие друг друга за доли секунды. Недаром он называл камеру «микроскопом бытия».


Билл Виола, Hatsu-Yume
Билл Виола, Hatsu-Yume
Билл Виола, Hatsu-Yume

Hatsu-Yume, 1981

А технологию своей съемки называл методом микрорежиссуры, при котором высокоскоростная камера успевала снимать 300 кадров в секунду вместо привычных 24, обеспечивая таким образом плавное и непрерывное замедленное движение. А по сути, позволяя увидеть невидимое.


Именно так был снят фильм о Японии, куда Виола с женой отправились в начале 1980-х. Став первым художником-резидентом в Atsugi laboratories корпорации Sony, Виола параллельно изучал дзен-буддизм, как позже исламский суфизм или христианский мистицизм, повлиявшие на современное искусство. В той же технологии снималось видео в Тунисе, где Виола бесконечно фиксировал на камеру высохшие озера, и при просмотре возникала иллюзия, что вода все еще там.


Билл Виола, Нантский триптих

Иллюзии, чудеса преображения, яркие эмоции — в этом сила его искусства, которое годится для восприятия на любом уровне и потому может быть понято, пусть по-разному, всеми. Этой мнимой простотой Виолу попрекали, указывая на его близость к масскульту. Но правда здесь только в том, что через Билла Виолу легко войти в видео-арт — войти и его полюбить. Это не вина художника, это его заслуга. Мы испытываем радость от эротических странствий в инсталляции «Обращаясь в свет» и шок от «Нантского триптиха», снятого в 1992-м для французской церкви в подражание иконостасу. Нам словно передаются чувства автора, ибо на одном экране мы видим умирающую старую женщину — это мать Билла Виолы, на другом — рождение его сына, появившегося на свет почти одновременно с ее уходом. И есть еще третий экран, на нем мужчина — как будто сам Виола, замерший в потоках воды, которые и есть жизнь. Сегодня это видео, пожалуй, воспринимается иначе.

«Нантский триптих», 1992

Билл Виола, Плот

«Плот», 2004

Как по-новому воспринимается с некоторых пор и «Плот» Билла Виолы, созданный в 2004 году к открытию Олимпиады в Афинах. Эта работа тоже отсылает к живописи — «Плоту Медузы» Жерико (1819), но теперь еще и к реальности. Художник собрал здесь 19 человек — людей разных национальностей, поколений и полов. Они выстроились в линию, напоминающую античный фриз, и чего-то ждут. Внезапно мощные потоки воды обрушиваются них с двух сторон, сбивая с ног, пытаясь уничтожить и тем самым демонстрируя хрупкость и неустойчивость жизни, в которой ни в чем нельзя быть уверенным. Потом вода отступает, люди помогают друг другу подняться — хочется перенести этот образ из искусства в жизнь.


{"width":1200,"column_width":50,"columns_n":24,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}