T

Осторожно, двери открываются! Следующая остановка — «ГЭС-2» 

Наконец-то стала известна дата, которую мы ждали весь год: Дом культуры на Болотной набережной «ГЭС-2» откроет свои двери 4 декабря. А прямо сейчас команда фонда V-A-C вместе с The Blueprint представляет программу первого сезона «ГЭС-2» «Санта-Барбара» — которая будет не менее насыщенной, чем одноименный сериал. Вместе с кураторами мы собрали вместе главное, что нужно знать о грядущем сезоне и публичной программе Дома культуры.

Начнем с главного. Что вообще будет происходить в «ГЭС-2»?

Выставки, мастер-классы, лекции, перформансы, концерты, кинопоказы и даже винтажный маркет и ночной рейв! То есть все, что может понадобиться человеку в современном Доме культуры — и вокруг него. Да-да, окружающее пространство тоже считается: можно погулять в березовой роще, можно посидеть на синих креслах Гарри Нуриева на ступенях у «Большой глины № 4» и поразмышлять о будущем паблик-арта. Но вообще сезон такой, что лучше зайти внутрь.


Вы же про арт-сезон?

Да, конечно. В «ГЭС-2» их будет два в год. Каждый сезон посвящен конкретной теме, на которую кураторы Дома культуры будут «нанизывать» сюжеты всех событий — и выставочных, и просветительских. Такой сезонный подход поможет выстроить долгосрочные и доверительные отношения с аудиторией — не с позиции «инструктора», а скорее как рассказчику, соавтору повествования, созданного вместе с художниками, музыкантами, режиссерами, хореографами, учеными и теоретиками. А уже сезоны объединятся в масштабную трехлетнюю программу под общим названием «Святые Варвары».

No tomorrow

Оригинально. Можно подробнее? 

Это игра слов, оксюморон — «святое варварство». Эти два вроде бы взаимоисключающих понятия, по мнению кураторов «ГЭС-2», отлично иллюстрируют, насколько загадочной и противоречивой Россия зачастую видится со стороны. А вся программа в целом предлагает критически взглянуть на — и обыграть — культурные тропы, которые часто связаны с российской идентичностью. Независимо от того, проецируются ли они на Россию извне или ощущаются внутри страны: это и великая литература, и тирания, и мелодраматический психологизм, и моральный релятивизм, и наше стремление к космополитическому первенству.

Так, и что за тема в первом сезоне?

Первый сезон называется «Санта-Барбара» — в честь культовой мыльной оперы, которую начали показывать на канале РТР (затем переименованном в «Россию») в 1992 году. Почему именно «Санта-Барбара»? Это было первое американское телешоу в российской истории, из которого каждый постсоветский обладатель телевизора увидел заокеанскую жизнь. Сетка телевещания превратилась для массового зрителя в свидетельство окончания холодной войны и сыграла важную роль в формировании коллективной картины мира. С одной стороны, это заставляло нас мечтать о благополучии, а с другой — вызывало неоднозначные чувства, сопротивление культурной колонизации, которая всегда играла роль в российской истории. И приток иностранных сериалов тоже не мог не повлиять на культурную историю современной России.

«Санта Барбара», 2021-22
Перформанс Рагнара Кьяртанссона

«Санта Барбара», 2021-22
Перформанс Рагнара Кьяртанссона

Специально для премьерного сезона «ГЭС-2» его куратор, исландский художник Рагнар Кьяртанссон (которого вы наверняка помните по многочасовому перформансу «Печаль победит счастье», где он повторял одну эту фразу) придумал долгоиграющий перформанс «Санта-Барбара». Для этого в «ГЭС-2» выстроят своего рода телестудию — без «четвертой стены», — где каждый день будут одним дублем переснимать одну из серий «Санта-Барбары» на русском языке. Всего обещают сделать ремейк 98 серий телешоу с участием профессиональных актеров и посетителей Дома культуры. Вовлекая зрителей в художественный процесс, Рагнар предлагает нам отправиться в прошлое — к рождению постсоветской России — и понять, какие образы, ценности и идеи, возникшие тогда, востребованы до сих пор.

Почему Рагнар взялся за эту тему?

«Печаль победит счастье»
Перформанс Рагнара Кьяртанссона

Мифы, клише, штампы — постоянный мотив его работ. И еще шире — создание копий, тиражирование чего-либо, устремленное в бесконечность, от все того же перформанса «Печаль победит счастье» до нарративных структур телесериала, бесконечно закольцовывающих его на самом себе. Во многих своих работах Кьяртанссон также обыгрывает национальные стереотипы, клише о своей собственной стране. Поп-культура и, конечно, кинематограф, с которым так связан этот сезон, — добротная почва для изучения штампов, символов и метафор, которыми мы живем.

Но ведь перформанс
«Санта-Барбара» — это далеко не вся программа «ГЭС-2»
на первый сезон?

Конечно, нет. Планируются еще две большие коллективные выставки с работами художников из разных стран. Это «В Москву! В Москву! В Москву!» (озаглавленная по вошедшей в экспозицию серии портретов Ольги Чернышевой, заснявшей водителей рейсовых междугородних автобусов на пути в российскую столицу) и «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» (где художники, хореографы, драматурги, музыканты, композиторы и комики будут вместе переизобретать карнавал; запланирован даже стендап и ночной рейв). Подробнее о выставочных и образовательных планах «ГЭС-2» на первый сезон вы можете прочитать у наших коллег.


«Три сестры» (интерпретация потерянной фотографии Джея Ранелли, сделанной около 1990 года), 2021, Рагнар Кьяртанссон


А что еще?

Нас ждет насыщенная просветительская программа, на события которой может прийти каждый — и абсолютно бесплатно. Только в ней будет 10 проектов и 183 мероприятия — например, лекции о сериалах и эмоциях, открытые интервью, однодневный фестиваль и пробежки! Все они выросли из мотивов, которые встречаются у Рагнара Кьяртанссона, а также из ассоциаций и рифм, которые родились у кураторов в ответ на его работы. Эти проекты так или иначе работают с темами клише, повторения, эмоциональности, общности и дружбы, театральности и карнавала. Подробно о них можно узнать сейчас только на The Blueprint: кураторы каждого проекта рассказали нам, что за ним стоит — и чего ожидать посетителям «ГЭС-2».

ЧТО / Где

«Долго и счастливо»
(вариации на тему счастливого финала)

АКТОВЫЙ ЗАЛ, КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА

О ЧЕМ

Обращаясь к перформансу Рагнара Кьяртанссона «Печаль победит счастье», проект ставит вопрос о (не)возможности счастливого финала. Если мы представим происходящее в сегодняшнем мире как часть киносценария, какой могла бы быть его концовка? В течение пяти сессий, состоящих из перформативных мероприятий и лекций, участники проекта будут предлагать и переписывать различные варианты финала. Любовь Кьяртанссона к музыке и его интерес к повторению как к художественному методу определили формат программы — тема с вариациями.

Куратор Варвара Ганичева: «Помните песню из кинофильма „Гостья из будущего“ со словами „а сегодня что для завтра сделал я?“ — она, по-моему, отлично иллюстрирует важную для советской мифологии идею о непременном счастливом будущем в обмен на временные трудности настоящего. В программе мы размышляем, как изменилось подобное отношение к будущему и возможно ли сегодня обрести надежду на прекрасное завтра? Среди событий программы — лекция философа Михаила Маяцкого, перформанс режиссера Сергея Морозова и Вадика Королева с Ярославом Тимофеевым (OQJAV), беседа о поэтике Егора Летова и показ последнего концерта „Гражданской обороны“, дискуссия деколониальных исследовательниц Мадины Тлостановой, Саши Шестаковой и Анны Энгельхардт („Кооператив распределенного сознания“), лаборатория кураторки „Отдела боли“ Заремы Заудиновой, лекция-перформанс Шифры Каждан и Алисы Кретовой, танцевальный воркшоп Анны Гарафеевой».

ЧТО / Где

«Еще одну: к опыту сериальной культуры»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА, КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА

О ЧЕМ

Вы не задумывались, почему сериальный контент, еще недавно презираемый условно «искушенной» аудиторией, теперь успешно конкурирует не только с коммерческим, но и авторским кино? Или по какой причине в современном ритме жизни и повсеместном ощущении цейтнота зрители отдают предпочтение очень долгим нарративам? В ходе семи бесед, подготовленных совместно с кинокритиком Инной Кушнаревой, об этом будут рассуждать специалисты из разных областей гуманитарного знания, кураторы и арт-критики. А на сессиях вотчинг-группы с кинокритиком Алисой Таежной участники проанализируют самые известные сериалы последних десятилетий.

Кураторы Александра Хазина и Андрей Василенко: «Наш проект предлагает посмотреть на современную сериальную культуру из разных областей знания и поговорить о том, как сериалы изменили нашу жизнь и о каких процессах повальное увлечение этим форматом может говорить исследователю. Если вы заядлый киноман или просто любите после работы посмотреть кино на популярных стриминг-платформах, обязательно присоединяйтесь, нам будет о чем вместе поразмышлять».

ЧТО / Где

«Сцены из русской культуры» 

КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА, АКТОВЫЙ ЗАЛ

О ЧЕМ

Эта программа сложилась как комментарий к работе «Сцены из западной культуры» Рагнара Кьяртанссона (сам он вспоминает об этом так: «Идея видео пришла ко мне по дороге в такси из аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорк. По радио крутили песню Careless Whisper, и неожиданно я испытал чувство клаустрофобии от западной культуры: она повсюду, и это всегда те же песни; всегда где-то поджидает Careless Whisper»). Программа включает ридинг-группы, воркшопы и кинопоказы и предлагает задуматься, можем ли мы найти иные основания для самоопределения и объединения друг с другом вне привычных бинарных оппозиций?

Куратор Варвара Ганичева: «В ироничной серии видео „Сцены из западной культуры“ Рагнар Кьяртанссон показывает идеальные рекламные клише: загородный дом с часами с кукушкой, романтический ужин в ресторане, мужчина и женщина в минималистичной белой спальне. Желание вести подобный образ жизни или, по крайней мере, подражать ему философ Ален Бадью определяет термином „желание Запада“. Оставаясь недостижимым, оно порождает „желание традиции“. Программа исследует, как эти желания проявляются в сегодняшней России. Среди событий проекта ридинг-группа по „Роману“ Владимира Сорокина с художником Андреем Шенталем, воркшоп „Горизонтальное вече“ кураторки театра Ольги Таракановой, хореографическая лаборатория „Танки и лебеди“ с Татьяной Гордеевой и Екатериной Бондаренко, иммерсивный перформанс „Колыбельная“ Светланы Петрийчук и Юрия Шехватова».

ЧТО / Где

«Школа эмоционального здоровья» 

КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА

О ЧЕМ

Серия публичных лекций, посвященных теме эмоций и социокультурного значения современных аффективных практик с фокусом на наиболее актуальную повестку — эмоциональный интеллект и коучинг, эмоциональный труд, эмоции и гендер, эмоции и общество.

Куратор Александра Тумаркина: «Умение управлять своими эмоциями и правильно считывать чужие — навыки, без которых в современном обществе выживать все сложнее. Природные катаклизмы, пандемии, обостренные социальные и политические конфликты, а также экономическая нестабильность — все это случается с человечеством не впервые, однако благодаря изменившемуся характеру и темпам распространения информации интенсивность воздействия этих „триггеров“ (вездесущее слово!) на общество становится все более высокой. К нашим офлайн-„напрягам“ прибавляются постоянно обновляющиеся новости в ленте, провокационные твиты, токсичные комменты в инстаграме, срачи в фейсбуке или выяснения отношений в нескольких чатах одновременно. Благодаря популярности этой концепции в медиа в разговорах все чаще всплывает „эмоциональный интеллект“, а за ним и голодная до наших денег селф-хелп-индустрия с ее курсами по осознанности, приложениями для медитации и, конечно, приятно дымящимися кусочками пало санто. Вместе с лекторами и спикерами — социологами, психологами, популярными блогерами и журналистами — мы обсудим, как же разобраться в этом водовороте и не переборщить с менеджментом своих эмоций и поведения».

ЧТО / Где

«Бег серого гуся»

КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА

О ЧЕМ

В основу этого проекта положена авторская программа врача лечебной физкультуры и спортивной медицины П. А. Попова, которая позволяет заново научиться правильно ходить и бегать. Участникам предложат взглянуть на город и пространство «ГЭС-2» как на «тренажерный зал»: повысить выносливость и переосмыслить привычные физические практики. Каждая встреча состоит из теоретической и практической частей.

Фото: Глеб Леонов

Куратор Максим Зайцев: «Может показаться, что в сером городе, в серую погоду, под серым дождем, по серому асфальту, вдоль серой реки движется группа серых людей, подражая движениям серого гуся, после чего возвращается в серое здание и пьет черный чай. Метаморфоза происходит, когда ведущим программы становится метахудожник бега — доктор Попов. И тогда после тематической разминки клин людей бежит по зимним праздничным набережным курортной Москвы, подражая движениям неутомимого серого гуся, после чего пьет чай в Доме культуры „ГЭС-2“ по особому южному рецепту и рассуждает о жизни. Все блаженно, без чрезмерных усилий и утомления».

ЧТО / Где

«Шок и слава»

О ЧЕМ

Программа основана на исследованиях различных форм вандализма и других видов нетипичного поведения при взаимодействии с искусством и, в широком смысле, со зрительными образами. Будут как выступления, так и разговор с экспертами, дискуссии, открытые интервью.

«Грозный- прегрозный», 2020. Двухканальная видеопроекция со звуком Рагнара Кьяртанссона


Кураторы Андрей Василенко и Александра Хазина: «Этот проект говорит о скрытой силе произведений искусства: почему иногда они вызывают такие сильные эмоции, в том числе — негативные? Почему в ходе конфликтов и столкновений разрушение произведений искусства часто становится их символическим центром? Проект может быть интересен людям, которых волнуют вопросы социологии, антропологии, искусствоведения. Мы соберем спикеров из разных областей и попробуем посмотреть на самые разные аспекты иконоборчества. Проект основывается на работе Рагнара Кьяртанссона, в которой он воспроизводит нападение вандалов на картину „Иван Грозный и его сын“. Почему эта картина произвела такое невыносимое впечатление на зрителя? Об этом и многом другом мы и поразмышляем».

ЧТО / Где

«Как будто» 

ПЛОЩАДЬ, ВТОРАЯ ПЛОЩАДЬ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОСТАНОВКА, КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА, АТЕЛЬЕ, «Я МОТОРЫ ГОНДОЛЫ РАЗБИРАЮ НА ЧАСТИ: КАРНАВАЛ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ»,“В МОСКВУ! В МОСКВУ! В МОСКВУ”

О ЧЕМ

О чем: Программа из трех разных блоков посвящена творческой воле увидеть невидимое и ощутить несуществующее. Это фестиваль игры и игр «Какие правила?», для которого куратор Дмитрий Веснин, геймдизайнеры Джеймс Эрл Кокс II, Пиппин Барр и российские авторы игр придумали перформативные, словесные и подвижные игры, лекции и воркшопы. «Исследовательские игровые карточки», созданные дизайнером Алексеем Ивановским, иллюстратором Тимом Яржомбеком и психологом Женей Стратийчук, помогают изучить выставочные проекты сезона. Они задуманы как повод поговорить об искусстве и не только, помечтать и подурачиться. А а воркшопах «Воображаемые друзья» дети от 6 до 12 лет смогут найти и создать своих воображаемых друзей, чтобы лучше разобраться в себе и мире вокруг.

Софья Коротаева (Sophie Korotaeva)


Кураторка Катя Порутчик: «Фраза „а давай, как будто...“, с которой начинается большинство игр, становилась в детстве лучшим билетом в мир выдумки и фантазии. Одноименная программа фонда V-A-C посвящена творческой воле представлять себя кем угодно и где угодно, видеть незримое и ощущать неосязаемое через разнообразие форматов, раскрывающих собственную агентность зрителя и участника. Художники, гейм-дизайнеры, психологи и исследователи предлагают процедуры и артефакты, создающие условия для переживания эстетического опыта через делание и созидание, через производство искусства действия. Игра и импровизация, лежащие в основе всех частей проекта, задают форму, в которой осуществляется процесс создания искусства самим зрителем. Главные аспекты игры доступны прежде всего самому играющему: это то, что он чувствует, когда делает выбор, принимает решение, начинает действие, реагирует на изменяющуюся обстановку».

ЧТО / Где

Публичная программа о моде

ПЛОЩАДЬ, ВТОРАЯ ПЛОЩАДЬ

О ЧЕМ

Лекции о моде, экологической ответственности и ее связи с винтажной одеждой, а также показ винтажной моды 1980-х и 1990-х, отсылающий к «Санта-Барбаре».

ЧТО / Где

практический воркшоп «Я сама»

КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА

О ЧЕМ

Мастер-классы от художницы Натальи Никуленковой для женщин, испытывающих эмоциональное или профессиональное выгорание из-за домашнего труда и труда по уходу за близкими или больными людьми. Программа направлена на восполнение внутренних ресурсов через нарративные и телесные практики. Проект рассчитан на работу внутри малой группы и разговор о личном опыте участниц.

ЧТО / Где

«Ощутимая реальность»

КЛАССЫ 2-го ЭТАЖА

О ЧЕМ

Комната сенсорных впечатлений — это специальное пространство, которое создается художниками из команды Playtronica и специалистами по сенсорной разгрузке для того, чтобы посетители могли исследовать новые формы взаимодействия с окружающим миром внутри пространства Дома культуры: тактильное, ольфакторное восприятие, ощущение своего тела в пространстве и прочее. Также перед открытием комнаты пройдет публичная лекционная программа с экспертами и создателями комнаты.

Кураторки Полина Зотова и Катя Порутчик: «„Ощутимое присутствие“ — это эксперимент фонда V—A—C, команды Playtronica и независимых экспертов. Это попытка исследовать, как иначе мы можем ощущать себя и пространство вокруг. Эстетический, буквально чувственный опыт основывается в том числе на импульсах от моторной системы, ощущений и восприятия. В этом проекте мы изучаем сенсорные различения как агента влияния на человеческую способность делать эстетические суждения. Мы хотим обратиться для этого к невербальному и, возможно, даже невербализируемому опыту и учитывать те знания, которые мы получаем через сенсорные каналы. Проект направлен на то, чтобы сделать реальность эмоциональной — при сосредоточении внимания на повседневной рутине или при контакте с произведениями искусства в сезоне „Санта-Барбара“. Погружение в сенсорику может стать одним из ключей к взаимодействию с искусством, запускающим не интеллектуальную, но чувственную, эмпатическую реакцию. Мы полагаем, им заинтересуются те, кому близки идеи синестезии, антропологии чувств, сенсорной интеграции, арт-терапии и исследования телесности».

О других инициативах Фонда V—A—C в Доме культуры «ГЭС-2» читайте в материалах партнеров фонда: РБК объясняет, почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, «Афиша» рассказывает о программе первых пяти сезонов, объединенных единым нарративом, «Артгид» — о трех главных арт-проектах первого сезона, а журнал AD говорит об истории реконструкции «ГЭС-2» и архитектурных особенностях здания. Все самое интересное об открытии «ГЭС-2» читайте на сайте фонда.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}