Blueprint
T

Не проходите мимо 

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Признанные мастера и самые любопытные молодые художники, которых показывают на Cosmoscow 2024 и которых The Blueprint забрал бы к себе в коллекцию.

Александра Тен 

(Shift)

Александра Тен, Make believe, 2024

Иркутянка Александра Тен выпустилась из Школы дизайна НИУ ВШЭ (направление «Современное искусство») в 2022-м. С тех пор успела поучаствовать в двух выставках — «Экспедиции_01» в ЦТИ «Фабрика» и «Когда вернется солнце» в галерее Si19, где ее видео-арт Blackout оценила и купила в коллекцию Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. «Blackout был создан после прогулки по Нагорному району, — вспоминала художница. — Вспышки на Солнце и невероятное количество ЛЭП в районе соединились. Здесь я загораю под Солнцем, одна вспышка которого может уничтожить наш привычный мир. Что ждет нас в электрогороде настоящего? Блэкаут — вне территориальных границ». Видео-арт Тен — хорошо срежиссированный, выверенный до деталей. С другими формами изобразительного искусства художница тоже работает (есть, например, офорты и объекты из пластика, ПВХ, угля и бумаги). Кроме того, Александра Тен любит перформансы — и благодарит за интерес к ним своего куратора в Вышке Диану Мачулину.

Марина Батылина

(HSE ART GALLERY)

%u041C%u0430%u0440%u0438%u043D%u0430%20%u0411%u0430%u0442%u044B%u043B%u0438%u043D%u0430%2C%20%AB%u043C%u043E%u0436%u0435%u0442%2C%20%u043F%u043E%u0441%u0430%u0434%u0438%u0442%u044C%20%u0446%u0432%u0435%u0442%u044B%BB%2C%202024%u041C%u0430%u0440%u0438%u043D%u0430%20%u0411%u0430%u0442%u044B%u043B%u0438%u043D%u0430%2C%20%AB%u0432%20%u043F%u0430%u043B%u0438%u0441%u0430%u0434%u043D%u0438%u043A%u0435%BB%2C%202024%u041C%u0430%u0440%u0438%u043D%u0430%20%u0411%u0430%u0442%u044B%u043B%u0438%u043D%u0430%2C%20%AB%u043A%u043B%u0443%u043C%u0431%u0430%20%u0431%u0435%u0437%20%u043D%u0430%u0437%u0432%u0430%u043D%u0438%u044F%BB%2C%202024%u041C%u0430%u0440%u0438%u043D%u0430%20%u0411%u0430%u0442%u044B%u043B%u0438%u043D%u0430%2C%20%AB%u0441%u043D%u0435%u0433%20%u0432%20%u043E%u043A%u0442%u044F%u0431%u0440%u0435%BB%2C%202024

Марина Батылина, «такси заказывали», 2020

Марина Батылина, «ах, улыбнись», 2024

«Что я вижу из окна» — так назывался один из проектов художницы и преподавательницы Школы дизайна НИУ ВШЭ, которая раньше занималась иллюстрациями (в том числе для «ГЭС-2»). И это название показательное: в своих работах — от глазурированных скульптур до живописи в жанре наивного искусства — Марина Батылина изображает «базовые элементы повседневности»: заваленные снегом машины («ах, улыбнись»), детские площадки («маша сказала, что у нее болит голова»), клумбы («может, посадить цветы»), которые наблюдала из окна своей квартиры на восьмом этаже. Советуем присмотреться именно к скульптурам — и, может, тоже посадить цветы.

Марина Батылина, «снег в мае», 2024

Марина Батылина, «маша сказала, что у нее болит голова», 2024

Наташа Хабарова

(Alina Pinsky Gallery)

Наташа Хабарова, «Без названия», 2024

Родилась в Латвии в 1985-м, сейчас живет в Петербурге и пишет в духе Бэкона и Фрейда, трупными цветами, на поживших холстах с потертостями и дырами. Своих героев (Наташа Хабарова работает исключительно с натуры) тоже принимает со всеми трещинками — не жалеет и не приукрашивает. Тело, по Хабаровой, ни много ни мало «Бог, собрание рецепторов, плотская мощь, удовольствие и удовлетворение». Без вечных тем одиночества и выгорания тоже не обходится: художница несколько месяцев переживала «период затянувшегося молчания». Теперь он, кажется, позади: на Cosmoscow можно оценить ее свежие работы.

1, 2. Наташа Хабарова, «Без названия», 2024

Дмитрий Марков

(Anna Nova Gallery)

%u0414%u043C%u0438%u0442%u0440%u0438%u0438%u0306%20%u041C%u0430%u0440%u043A%u043E%u0432%2C%20%AB%u041A%u043E%u0441%u0442%u0440%u043E%u043C%u0430%BB%2C%202017%u0414%u043C%u0438%u0442%u0440%u0438%u0438%u0306%20%u041C%u0430%u0440%u043A%u043E%u0432%2C%20%AB%u041C%u043E%u0441%u043A%u0432%u0430%BB%2C%202016%u0414%u043C%u0438%u0442%u0440%u0438%u0438%u0306%20%u041C%u0430%u0440%u043A%u043E%u0432%2C%20%AB%u041F%u0441%u043A%u043E%u0432%BB%2C%202015

«Сейчас у детворы мягкие “ватрушки”, а у нас, помню, были адские алюминиевые санки, о которые рвали одежду и разбивали головы :) ну и куски линолеума :)». В этом авторском описании к фото импровизированной горки на фоне костромской панельки — весь Дмитрий Марков, умерший в этом году «фотограф, блогер, волонтер, социальный работник», певец российской глубинки и свинцовых мерзостей русской жизни. Кроме потрепанного советского микрорайона, который Марков обожал («Самое красивое место в России — пятиэтажки. Самое красивое место в Беларуси — пятиэтажки. Самое красивое место в Казахстане — пятиэтажки. В Пекине и Нью-Йорке нет ничего красивого» — так он однажды перефразировал известную цитату Энди Уорхола про McDonald’s), на Cosmoscow есть еще две отличные его работы. Обе сняты на заре лета, на Северном речном вокзале в Москве и на городском пляже в Пскове.

Евгений Юфит

(Marina Gisich Gallery)

Евгений Юфит, Из серии «Долгожитель», 1997-2009

Юфит — звезда ленинградского андеграунда и некогда главный панк российского кинематографа, чьи фильмы («Серебряные головы», «Папа, умер Дед Мороз», «Санитары-оборотни») показывали и в МоМА в Нью-Йорке, и в Русском музее в Петербурге. Основатель объединения некрореалистов и этого явления в искусстве как такового, который в свое время вместе с товарищами устраивал «дикие и бессмысленные активности»: они избивали манекен и осаждали пивные ларьки в медицинских халатах, например. Представленные на Cosmoscow пейзажи из серии «Долгожители» — мрачные и тревожные, но только на первый взгляд.

Ольга и Олег Татаринцевы 

(pop/off/art)

Ольга и Олег Татаринцевы, «Они не должны нас беспокоить...» (фрагмент инсталляции), 2024

Первую совместную выставку Татаринцевы — в прошлом выпускники Львовской академии искусств, чьи работы теперь хранятся в коллекциях ММОМА и Русского музея — провели почти 30 лет назад. По одиночке художники тоже работают (живописью, к примеру, занимается Ольга), вместе же создают масштабные инсталляции и скульптуры. Часто — на злобу дня и по документам эпохи (в проекте «Запределами» Ольга и Олег Татаринцевы размышляли о деле «Седьмой студии», а в «Думаю: прочь» цитировали переписку Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт). К Cosmoscow дуэт приготовил фрагмент инсталляции «Они не должны нас беспокоить...» из своих любимых материалов: обожженной глины и глазури.

Платон Юрич и Саломея Абальян

(Deep List)

Платон Юрич и Саломея Абальян, Mag&Ritte, 2023

Фотограф-сюрреалист + главврач косметологической клиники, в прошлом челюстно-лицевой хирург. Такой, мягко скажем, не самый обычный художественный тандем сложился в 2022 году, а уже в 2023-м Платон Юрич и Саломея Абальян дебютировали на Cosmoscow с проектом Mag&Ritte. Под этим брендом они выпускают вазы из английского и китайского фарфора. Работе с материалом учились под присмотром консультантов, профессоров Строгановки, и задавались целью сделать вазы — арт-объекты, которые бы «украшали дом и без цветов». Эта, под названием Floyd, как раз такая. А игра с текучими формами и соединением несоединимого — очень в духе сюрреализма, под знаком которого проходит весь этот год.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}