Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Драма о спасении еврейских детей с Энтони Хопкинсом, выставка Аси Заславской о «шершавой» любви и спектакль по последнему сценарию Алексея Балабанова — наболевшие вопросы прошлого и настоящего в нашем традиционном культурном дайджесте.
ВЫСТАВКИ
«Александр Константинов. От линии до архитектуры»
06.02
26.03
Западное крыло Новой Третьяковки, Москва
Работы архитектора Александра Константинова в Москве нарасхват: сейчас его инсталляции можно увидеть не только в «ГЭС-2», но и в Новой Третьяковке. В галерею они возвращаются впервые с 1992 года — тогда Константинов стал первым современным российским художником, удостоенным персональной экспозиции. В новом проекте четко прослеживается эволюция работ Константинова от черно-белой графики, вдохновенной советскими канцелярскими формулярами, до сложных панно из оргстекла и арт-объектов из дерева и алюминия. Всего в экспозиции, дизайном которой занимался друг художника архитектор Евгений Асс, представлено около 100 работ из личного собрания семьи Константинова и коллекции Третьяковки. И если вы еще не видели «Дом под липами» и «Деревья» художника в Доме культур, советуем сначала все же отправиться в Западное крыло — с целью сложить в голове правильную хронологию творчества Константинова от линии к архитектуре.
«1415»
15.02
31.03
Школа Masters, Москва
Мультидисциплинарная художница Ася Заславская, ученица Юрия Пальмина и Кирилла Асса (к слову, сына Евгения Асса, придумавшего архитектуру выставки Константинова), напоминает, что любовь может быть жестокой. Центральной работой ее выставки — в название вынесен год написания первой в истории датированной валентинки — стала инсталляция из красных сердец, вырезанных из наждачной бумаги. Это, по сути, размышление художницы о «шершавой» любви — той, что может ранить, а потом сгладить, зацепить и после отшлифовать. Кроме инсталляции в экспозиции можно найти лампу с красной акриловой надписью «Любит», холст «Молодец!» и пустой календарь «Я не знаю, что будет».
«Арт-выходные: экспресси-онизм»
23–25.02
Центр «Мира», Суздаль
У «Мира» новая бесплатная программа — выходные суздальский центр предлагает посвятить экспрессионизму в музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и кино. Например, в пятницу, 23 февраля, покажут мультфильм пионерки силуэтной анимации Лотти Рейнигер «Приключения принца Ахмеда» и фильм Эрнста Любича «Кукла» — яркий пример немецкого киноэкспрессионизма. На субботу же запланирована лекция-встреча «Синий всадник», на которой специалист по авангарду Константин Дудаков-Кашуро расскажет о Василии Кандинском и Франце Марке, а также концерт «Сны Арлекина» — с музыкой представителей Новой венской школы Штокхаузена, Берга и Апостеля в исполнении кларнетиста Игната Красикова и пианистки Феодосии Мироновой.
Кино
«Одна жизнь»
15.02
???
В кинотеатрах страны
Энтони Хопкинс, за танцами которого мы обожаем следить в запрещенной соцсети, снова властвует умами и душами на большом экране — в новом фильме британца Джеймса Хоуза, режиссера «Черного зеркала», «Доктора Кто» и «Энид». Картина основана на реальной истории молодого брокера Уинтона, который накануне Второй мировой спас от нацистов 669 еврейских детей — вывез их из оккупированной Чехословакии в Великобританию в ходе операции, названной позже «Чешский Киндертранспорт». Историю спасения он держал в секрете полвека — пока ее не обнародовали на шоу That’s Life BBC. Кроме Хопкинса главные роли сыграли Хелена Бонем Картер, Джонни Флинн и Лена Олин.
Театр
«Коралловый остров»
14–16.02
Театр Наций, Москва
«Мой брат умер» — последний сценарий Алексея Балабанова, законченный им за три дня до смерти в 2013 году. Это история о слепом мальчике, «видящем» благодаря брату-близнецу, умершему при родах. Для его постановки на сцене Театра Наций номинант «Золотой маски» режиссер Максим Соколов с командой выбрали жанр перформативной читки — чтобы передать поэтику балабановского языка. Голосами и телами братьев стали Илья Гененфельд, Сергей Волков и Григорий Артеменко. Композитором же выступил лидер группы Shortparis Николай Комягин. В премьерные дни он лично исполнит несколько музыкальных произведений, написанных специально для спектакля.
«ПОЛНАЯ ИЛЛЮМИНАЦИЯ»
24.02
Театр «Шалом», Москва
Режиссерка Галина Зальцман, лауреатка «Золотой маски» за спектакль «Я нанял убийцу», за основу нового проекта взяла роман «Полная иллюминация» американского писателя Джонатана Сафрана Фоера (автора «Жутко громко и запредельно близко»). В центре сюжета родившийся в Америке еврей, который находит фотографию своей семьи и отправляется в путешествие, чтобы найти информацию о дедушке и его прошлой жизни — в город, которого уже не найти на карте (нацисты сожгли его во время войны). Так у Зальцман и получилась драма о памяти и связи поколений, а еще почти что роуд-муви — с насыщенным юмористичным началом и драматичным концом.
Музыка
MUSICA SACRA NOVA. ОТ МОДЕРНА К ПЕРВОМУ АВАНГАРДУ
25.02
Концертный зал имени П.И. Чайковского
Каждый концерт в плотном расписании Филиппа Чижевского — событие неординарное. Вот и сейчас в Московской филармонии в рамках цикла концертов Musica sacra nova, посвященного творчеству четырех поколений отечественных композиторов XX века, занимавшихся обновлением музыкального языка, дирижер собирается исследовать русский модерн — через произведения Шимановского, Стравинского, Гречанинова и Ляпунова. Исполнять их под руководством Чижевского будет ансамбль Questa Musica.
книга
«Доска Дионисия»
Алексей Смирнов фон Раух, Individuum
Художник, теоретик искусства, публицист-нонконформист и самопровозглашенный основоположник магического символизма Алексей Смирнов фон Раух в 1960-м решил стать иконописцем — и следующие 30 лет провел в стенах церквей и скитов от Печоры до Новосибирска. В них он не только реставрировал фрески, но и заодно наблюдал за духовной (и криминальной) жизнью светского общества. Результатом наблюдений и стал роман «Доска Дионисия», написанный в 1976 году «в стол». Его главная героиня кандидат искусствоведения Анна узнает, что из монастыря неподалеку от Москвы пропадает икона XVI века, и отправляется на поиски, в ходе которых читатель обнаруживает, что «главные вопросы жизни на Руси не меняются ни за пятьдесят лет, ни за пятьсот».