Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Комедии made in Italy, обманывающие зрение инсталляции Александра Константинова, выставка о современной Золушке Нурии Нургалиевой и новая интерпретация романа Тристана и Изольды в «Практике» — события в нашем традиционном дайджесте, как говорится, на вкус и цвет.
ВЫСТАВКИ
«Степь прячет себя»
постоянная экспозиция
Фонд искусства «Голубицкое», станица Голубицкая
Если вы подумываете о небольшом путешествии, присмотритесь к Таманскому полуострову. В местном Фонде искусства постоянная экспозиция куратора Варвары Бусовой посвящена жившим на территории Тамани кочевым племенам. Противопоставление их культуры быту современного оседлого человека, то есть нас с вами, стало основным мотивом представленных на выставке работ: например, Нестор Энгельке сравнивает походы номадов с сюжетом игры Super Mario, в которой главный герой всегда возвращается в свою «крепость», а в разделе «Что я беру с собой?», оформленном в виде юрты, представлена хрупкая ваза Евгения Антуфьева, которую сложно представить в кибитке кочевника. На выставке нет ни одного археологического объекта, куратор считает ее «археологией современности» — попыткой представить, как цивилизация будет выглядеть через несколько веков. К слову, в планах у фонда показывать эту экспозицию аж до 2033 года, так что если захотите повидать Тамань весной (и не только ближайшей), то сможете совместить полезное с приятным — искусство с видами на зеленеющие виноградники.
«Александр Константинов. Дом из воздуха и линий»
08.02
26.05
«ГЭС-2», Москва
Художник, архитектор и доктор физико-математических наук Александр Константинов создает объекты, при первом взгляде на которые точно определить, существуют ли они в реальности, почти невозможно. Только когда подходишь ближе, понимаешь, что это не обман зрения, а хитро уложенные деревянные рейки или отрезки металлического профиля. Для Центрального проспекта дома культур он воссоздал два таких объекта — «Дом под липой» и «Голубые деревья». Первая из инсталляций изначально появилась в 2008 году в австрийском городе Хоэнемсе, где служила входом в частный музей коллекционера Вильгельма Оттена. «Деревья» же была придуманы в 2011 году в Нью-Йорке — как часть «озеленения» загородного участка. Впрочем, теперь, чтобы их увидеть, не нужно ехать в Австрию или США, достаточно успеть до конца мая заглянуть в белоснежное здание на Болотной набережной.
«Извини, извини»
08.12
11.02
ЦСК «Смена», Казань
Центр современной культуры «Смена» продолжает праздновать свое десятилетие — открытием галереи. Выставка «Извини, извини» первая и для нового пространства, и для казанской художницы Нурии Нургалиевой, которая создала в нем комнату современной Золушки. От диснеевской героини в хозяйке этих квадратных метров только блондинистые волосы и голубые глаза — хрустальные туфли поменяны на красные лодочки, а желание выйти замуж за принца на побег в стиле голливудского нуара. Разобраться, куда или от кого бежит героиня, помогают работы из стекла и оргалита, а также графика и канистры для бензина.
«Группа „13“. В переулках эпохи»
08.02
02.06
Музей русского импрессионизма, Москва
После выставки «Автор неизвестен» Музей русского импрессионизма продолжает открывать забытые имена. Первый большой проект года, выставка куратора Надежды Плунгян, знакомит с работами участников художественной группы «13», существовавшей с конца 1920-х до начала 1930-х годов. От других объединений этого периода («ОМХ» или «Круга художников») их отличала любовь к импрессионизму и скромность — громких манифестов авторства «13» не найти. Так, в объединение входили, например, художники Владимир Милашевский, Даниил Даран, Татьяна Маврина, Николай Кузьмин, Надежда Удальцова и Александр Древин. Их работы в экспозиции куратор поставила в диалог с произведениям Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, представив в общей сложности более 300 экспонатов, включающих графику, живопись, декоративно-прикладное искусство и книги.
Кино
«Кривая дорога»
01.02
???
В кинотеатрах страны
У Джейкоба Элорди выдался очень продуктивный сезон — после ролей короля рок-н-ролла в «Присцилле» и фаната водных процедур в «Солтберне» он сыграл серийного убийцу. «Кривая дорога» — полнометражный дебют и, увы, последняя работа австрийца Джеффа Дарлинга (режиссер погиб в 2022 году) рассказывает историю дрессировщика Джима и его ручной шимпанзе Спаки, которым не посчастливилось встретить героя Элорди на пути в Чикаго. К слову, фильм основан на реальной истории серийного убийцы Ларри Рэйнса, который в 1964 году сел в авто учителя из небольшого городка в Мичигане, а через несколько сотен километров застрелил его.
«Комедия по-итальянски. Эпизод 1»
05.02
09.02
Кинотеатр «Художественный», Москва
Программный директор «Художественного» Стас Тыркин решил сместить фокус с Феллини, Соррентино и Бертолуччи на Джерми, Моничелли и Сколу — то есть с драмы на комедию. Так в программе кинотеатра, организованной совместно с Итальянским институтом культуры, оказалось пять классических комедий made in Italy 1950-1970-х годов. Среди них оскароносная кинолента «Развод по-итальянски» с Марчелло Мастроянни, придумавшим грандиозную аферу, дабы избавиться от жены. Еще один обладатель «Оскара» (и тоже с Мастроянни в главной роли) фильм «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» — о криминальных похождениях автоугонщика Козимо, а также картина «Мы так любили друг друга» с любовным квадратом в центре сюжета.
Театр
«Озорные частушки. Роден. 598 тактов»
08.02
Александринский театр, Санкт-Петербург
Премьера на сцене Театра балета имени Леонида Якобсона — новый одноактный балет хореографа Вячеслава Самодурова «598 тактов». Поставлен он на музыку композитора Карла Филиппа Эммануила Баха (сына Иоганна Себастьяна) и вдохновлен человеческой телесностью. «Разогревом» же перед премьерой станут два отделения, в которых покажут одноактную хореографическую композицию Самодурова «Озорные частушки» на музыку Щедрина и цикл хореографических миниатюр Якобсона «Роден» — вдохновленный скульптурами французского скульптора Огюста Родена и поставленный на музыку Дебюсси, Прокофьева и Берга.
Фестиваль перформа-тивного театра «Хрупкий»
26.01
17.03
«Театр.doc», Москва
Театральный куратор Ваня Демидкин и «театрмейкер» Артем Томилов по просьбе театра документальной пьесы придумали фестиваль, в рамках которого покажут проекты, размывающие границы между актерами, персонажами и зрителями, а еще между «условностью театра и безусловностью перфоманса». Одними из главных тем «Хрупкого» при этом стали объединение и солидаризация: названия перфомансов — «Встреча», «Коворкинг» и «Привет! Я в городе!» — это подтверждают. Во время почти каждого из них зрителям представится возможность побыть и создателями, и наблюдателями.
«Коричневое утро»
10.02
РАМТ, Москва
Камерный спектакль авторства молодого режиссера Саши Золотовицкого может стать вашим первым словом в сложном и важном разговоре с ребенком — о природе тоталитаризма. Детская постановка на недетскую тему основана на новелле французского писателя Франка Павлоффа «Коричневое утро», главные герои которой, видя как запрещают то не коричневых кошек, то черный кофе, удивляются, негодуют и... смиряются. Итог бездействия предсказуем.
«Тристан»
11.02
Театр «Практика», Москва
Бурный роман Тристана и Изольды интерпретировали, кажется, бесконечное количество раз — в топ-листе Сальвадор Дали, Томас Манн и Рихард Вагнер. Режиссер Филипп Шкаев решил не отставать и создал свою версию средневекового сюжета — разоблачительную. Ведь, по словам самого Шкаева, «нет ничего благородного в чуваке, который путешествует по королевствам, предается эмоциям и всех рубит, только дай повод». Так на сцене «Практики» режиссер смиксовал древний эпос с иронией и озорством, а пафос рыцарского романа упаковал в эстетику фильмов Гая Ричи и клипов из соцсетей.
Музыка
«Метаморфозы»
09.02
Центр «Зотов», Москва
Программа пианистки Марии Садурдиновой, время от времени играющей в Московском ансамбле современной музыки, оркестре MusicAeterna и ансамбле Questa Musica, названа в честь «Метаморфоз» Джорджа Крама, цикла, в котором композитор представил, как могли бы звучать картины Пауля Клее, Винсента Ван Гога и Марка Шагала. Сама программа предлагает ретроспективный взгляд на музыку с конца XIX до начала XXI века, то есть от поздней романтики до электроники. Кроме Крама Мария исполнит пьесы-фантазии на стихи Рихарда Демеля, Александра Цимлянского, этюды Дьердя Лигети и произведения французского композитора Пьера Жодловски.