Зрительный контакт
До февраля 2022 года в России был цветущий театр, разнообразный, бурно развивающийся и, по признанию и наших, и зарубежных экспертов, едва ли не самый интересный в северном полушарии. С тех пор многое изменилось: одни гостеатры закрыли, в других — сменили руководителей, в третьи и ходить-то неловко. Но независимый театр, хотя дело Евгении Беркович и Светланы Петрийчук не внушает оптимизма, продолжает существовать и работать, несмотря ни на что. Полина Садовникова поговорила с создателями самых многообещающих проектов в Москве, Петербурге и деревне под Суздалем о том, чем и как они живут, что ставят и почему прогулка по Невскому со стулом — это тоже театр.
(1)
Пространство «Внутри»
Агрегатор независимых театральных проектов
Москва, Казакова, 8, стр. 3
«Я убил царя» — так назывался премьерный спектакль «Пространства Внутри», поставленный Владимиром Мирзоевым на основе показаний свидетелей и участников убийства Романовых. Театр открылся во дворе «Гоголь-центра» 31 мая 2021-го — на деньги архитектора и театрального продюсера Олега Карлсона. Нынешний репертуар — заслуга команды директора Александра Андриевича — по совместительству директора независимого театра Жени Беркович «Дочери СОСО» (4 мая его вызвали на допрос в СК по делу об оправдании терроризма в качестве свидетеля, поводом стал спектакль «Финист ясный сокол», за который Женя Беркович получила национальную премию «Золотая маска» и за которую ее отправили под арест на два месяца).
Это он позвал в резиденты дружественные театральные команды: Театр взаимных действий со спектаклем «Университет птиц», группировку Sukeban с читкой «Лингвистических сказок», для которых писательница Людмила Петрушевская сочинила собственный язык, независимый театр «Место» Антона Федорова с постановкой «Это не я», Мастерскую Брусникина с современной мистерией по мотивам русских сказок «Ну здравствуй, Лена!». Из Боярских палат в «Пространство Внутри» переехали, конечно, и проекты «Дочерей СОСО»: помимо «Финиста ясного сокола» это «Рисовая собака» по стихам Федора Сваровского, которая в 2022 году обрела эпитет «синяя», «Считалка» про грузино-абхазский конфликт, а также недавняя премьера — рождественское «Наше сокровище».

«он в аргентине»

«дни турбиных»


«СЛОН. ОН И ОМ»
«Я буду продолжать работать, пока чувствую, что делаю что-то полезное, — говорит Александр Андриевич. — Пока билеты продаются на ура (а в апреле мы вышли в плюс), залы заполнены, народ идет. Билеты на спектакль „Считалка“, например, смели за два дня. Автор пьесы, грузинская писательница Тамта Мелашвили, запретила играть его в российских театрах, но мы убедили ее, что зрителю этот спектакль необходим».
ближайшие спектакли
«Считалка» Жени Беркович
спектакль-концерт «Кабаре пани Петрушевской»
(2)
Квартеатр
«Домашние спектакли» в буквальном смысле
Москва, Неглинная улица,
Четырехкомнатная квартира на первом этаже жилого дома на Неглинной улице (точный адрес держат в секрете и сообщают только при покупке билета — что можно сделать вполне «официально» на «Яндекс Афише») превратилась в камерный театр в 2020-м, за несколько месяцев до того, как Москва села на карантин.
«Квартиру обнаружил на „Авито“ Сережа Быстров, актер, режиссер, педагог, выпускник ГИТИСа и мой друг. Нашел, показал, предложил ее снять и что-то там замутить», — вспоминает соосновательница «Квартеатра», обладательница «Золотой маски» Ксения Орлова. Она тоже училась в ГИТИСе — в актерской мастерской Олега Кудряшова — и потом играла в Театре.doc, «Практике», Театре Наций, Театре Труда, Театре на Таганке. Идею поддержали давний друг и партнер Ксении по театральным проектам Саба Лагадзе, режиссер Павел Артемьев, актер Александр Сирискин и театровед Евгения Ноздрачева. Великий художник и видный деятель Московской рок-лаборатории Александр Петлюра принес реквизит и помог обустроить комнаты. В одной — зал, кухня и театральная сцена, в другой — гримерка, в третьей — склад для хранения декораций. Так в доме 1891 года случился домашний театр в лучших традициях Станиславского — правда, вместо Шекспира там чаще ставят авангардные тексты.

«Бардо Тхёдол, или 49 кастрюль кутьи»
«Девочка и спички»



«Ваш роман прочитали»
«Мы все в жили на съемных квартирах, — говорит Ксения Орлова. — Найти помещение под театр было непосильной задачей. Нам показалось, что проще найти квартиру, в которой мы будем и жить, и играть». «Квартеатр» живет на деньги с продажи билетов. «Сейчас горизонт планирования — неделя. Вообще закрывать сезон летом мы не планируем: нам не нужно закрываться на несколько месяцев, чтобы привести театр в порядок. В этом есть определенная свобода: бывали моменты, когда мы с ребятами не находили в себе сил играть на сцене. У нас то густо, то пусто. Какие-то зрители уехали, какие-то приходят к нам постоянно, а какие-то — впервые».
ближайшие спектакли
«Девочки и спички» по пьесе Клима
«Бардо Тхёдол, или 49 кастрюль кутьи» по тибетской Книге мертвых
(3)
Эскизы в пространстве
Театр как газ
Москва (и не только)
«Мы всегда играли где придется, — говорит один из основателей „Эскизов в пространстве“ Дмитрий Максименков. — В студенческие времена ездили с гастролями по Европе вместе с Международной ассоциацией университетских театров и каждый спектакль адаптировали под определенную площадку: во Франции был зал на 100 мест, а в Эстонии — ночной клуб. С каждым зрителем мы выстраиваем свой диалог. Один из наших главных принципов — повернуть привычное». В репертуаре театральной команды «Эскизы в пространстве», которая собиралась из студентов театрального факультета МГИКа в 2010-х, есть спектакль и для одного зрителя (о нем — ниже), и для нескольких тысяч — столько собралось посмотреть «Сны над темной водой», постановку на воде по мотивам пушкинских сказок с десятью плотами вместо сцены, огненным шоу и декорациями в виде плавающих гробов и гигантской головы Пушкина.

«пилорама+»
ближайшие спектакли
уличный спектакль «Затерянный караван» в Апатитах
«Сказки над темной водой» в Суздале
«по грибы»

«Женщина и невропатолог»
В команде 10 человек, и, как водится, каждый совмещает несколько ролей: «Василий Карпов, например, пишет музыку и играет в спектаклях, Ирина Михейшина — одновременно актриса, режиссер и художник». Роль художественного руководителя выполняет Дмитрий Мышкин, а директора — Дмитрий Максименков (он занимается продвижением, а еще играет в спектаклях и ставит их). «Я замечаю, что все вокруг стали более нервными и действуют по принципу „как бы чего не вышло“, — говорит он о жизни в новых обстоятельствах. — Мы все так же зарабатываем деньги с продажи билетов и фестивальных гастролей: что-то складываем в общую копилку и распределяем на общие затраты вроде нового дома для Сельского театра в Фомихе».

«Женщина и невропатолог»
(4)
Сельский театр драмы и комедии в Фомихе
Экспериментальный театр в лесу и шкафу
село Фомиха и суздальское пространство «Мира»

«Раз в год мы ездили под Владимир: играли спектакли в лесах и полях, на реках и озерах в рамках лаборатории „Человек мира“, — рассказывает Дмитрий Максименков. — На другом берегу было село Фомиха — законсервированное место, где нет ни магазинов, ни нормальных дорог. Мы забрели в Фомиху случайно. Что-то екнуло, мы влюбились, объединили свои театральные сбережения и купили там дом». Команда «Эскизов в пространстве» провела в нем лето пандемийного 2020-го, а осенью сыграла первый спектакль — «По грибы» по пьесе Натальи Зайцевой. Старый хлев превратили в малый зал, а лес, поля и реку Нерль — в основную сцену. Спектакли организовывают вместе с суздальским центром культуры «Мира» (от Фомихи до Суздаля — полчаса на машине). От соседства с театром были в восторге не все местные жители (жаловались, в частности, на шум и костры), но команда обещала исправиться. Зимой 2021-го дом сгорел. «Были перебои с электричеством», — говорит Дмитрий Максименков. На его месте построили новый, трехэтажный, с небольшим театральным залом и мансардой, которую планируют отдать под жилье актеров и театральные резиденции. Сейчас в репертуаре Сельского театра драмы и комедии в Фомихе — вечерняя прогулка, экскурсия и иммерсивное действо «ПроПраСуздаль», ироничный дневник о жизни в буддийском монастыре «Голая», сказка «Дневник Колобка», спектакль о памяти, силе духа и надежде в стенах Спасо-Евфимиева монастыря «Протокол присутствия». А еще — спектакль-размышление «24 минуты», во время которого зритель заходит в шкаф на 24 минуты и слушает аудиоспектакль, посвященный жизни и творчеству итальянского поэта и режиссера Тонино Гуэрры.
«24 минуты»

«24 минуты»
«пробка мира»



«ПроПраСуздаль»


«голая»
ближайшие спектакли
спектакль в шкафу «24 минуты»
«ПроПраСуздаль» — вечерняя прогулка
экскурсия по нетуристическим суздальским маршрутам и иммерсивное действо
«голая»
(5)
театр труда
Социализм + мультижанровость
москва

«Мы начинали с индустриальной тематики, — говорит основательница Театра Труда, режиссер Алена Лазько. — Почему именно с нее? Тема интересная, и [тогда] ей никто особо не занимался». Тогда, в 2016 году, в репертуаре театра было всего три спектакля: «Большая руда» с Михаилом Тройником в главной роли, «Сталевары» по пьесе Олега Ефремова и «Нефтяной бум улыбается всем» про Баку aka нефтяной оазис начала прошлого века. Спустя год у независимого театра появилось собственное помещение на Петровке, 17, но по этому адресу команда прописалась ненадолго. В 2018-м Театр Труда вернулся к формату поп-апа (спектакли играют и в Боярских палатах, и в Библиотеке-читальне имени Тургенева, и в рюмочной на Никитском бульваре). «Содержать постоянную площадку не имело экономического смысла, — объясняет Алена Лазько. — Мы всегда существовали на частные деньги: собирали под выпуск конкретных проектов у индустриальных компаний и частных спонсоров (среди них числятся „Норникель“ и „Северсталь“. — Прим. The Blueprint). Плюс, конечно, продажи билетов. Но их обычно хватает только на поддержание уже готовых спектаклей».
В строгих рамках одной тематики Театр Труда тоже продержался недолго: «Поскольку у нас изначально была установка сотрудничать с самыми модными командами, режиссерами и артистами, неизбежно стали возникать проекты и за пределами производственной драмы». И добавим, за рамками традиционного театра. Театр Труда легко совмещает комедию дель арте, воздушную акробатику, театр теней и перформанс.
Один из таких проектов — спектакль о конце света и новом пророке индуизма под названием «Калки», который Театр Труда поставил в Боярских палатах вместе с «Мастерской Брусникина» (режиссер — Алена Лазько, сценографией занимался художник Александр Петлюра, музыкой — лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров и композитор Владимир Волков). Ни труппы, ни постоянной постановочной команды у театра нет: всех собирают под конкретные проекты.

«калки»

«ребенок из кариота»
«сталевары»
Планы на будущее у Алены Лазько довольно обширны: «Мы сделали читку произведений Хармса под музыку Ильи Мясникова — думаем с нового сезона найти дружественный бар и делать что-то подобное постоянно. Выпускаем к "Библионочи" когда-то запрещенного цензурой "Нахлебника" Тургенева. Из сложностей — то, что после пандемии очень сильно сократился срок планирования походов в театр. Раньше билеты покупали за месяц, а теперь за пару дней. Поэтому за неделю перед каждым показом возникает дискомфорт у административной команды. Но в итоге — залы полные».
ближайшие спектакли
спектакль о конце света и новом пророке индуизма «Калки»
(6)
Бинарный биотеатр Васи Березина
Театр для себя
москва
«Странная установка „театр не окупается, поэтому он закрывается“. Театр закрывается, если он плохой. А плохой театр — тот, в котором показывается то, что диктуют сверху, и где все строится на деньгах. Когда говорят: „А какая зарплата? За столько я не выйду на сцену. То не буду делать и это тоже“», — считает основатель Бинарного биотеатра Вася Березин, когда-то прозванный журналом «Афиша» «главным панком отечественного театра». Панком и пижоном, добавим мы от себя.
Постоянной площадки в Москве у Бинарного биотеатра, который в 2017 году основал выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Е. Каменьковича и Д. Крымова) и многократный номинант на «Золотую маску» Вася Березин, нет.
Его спектакли по тибетской Книге мертвых и Ги Дебору показывали и в театре «Практика» (сейчас там идет «Чокнутый и бесконечное счастье» по переписке Березина с театраведкой Машей Кузнецовой, главную роль исполняет Александр Горчилин), и в депо у Курского вокзала, и в заброшенном ДК. «После ГИТИСа мы какое-то время проводили спектакли на „Винзаводе“, но с ключами были какие-то проблемы, приходилось долго договариваться с охранником. И мы стали делать театр в заброшенных зданиях». Команду Вася Березин набирал по знакомым, искал в фейсбуке* и на улицах (так он познакомился, например, с городской художницей-шаржисткой Верой Павловной, которая задействована в спектакле «Уроды»).

«эволюция»

ближайшие спектакли
«Чокнутый и бесконечное счастье» с Александром Горчилиным в главной роли

«тибетская книга мертвых»

«богадельня»
«евангелие»
«Наличие или отсутствие зрителя меня особо не волнует, — говорит Вася Березин. Оно и понятно: в 2018-м Бинарный биотеатр показывал „=е32ешг2шь“, спектакль для котов и компьютеров по пьесе, которую напечатал на клавиатуре кот театрального обозревателя „Афиши Daily“ Алексея Киселева. — Хотя зрители у нас всегда есть, и им всегда интересно. Бывают, конечно, случайные заходимцы. Но я стараюсь с ними разговаривать: мол, здравствуйте, как вам спектакль, что о нем думаете? Спектакли, впрочем, у нас никто не срывал. С начала ***** [специальной военной операции] в театре особо ничего не поменялось. Единственное — мы решили, что не будем делать рассылку с нашими планами и ближайшими премьерами. Зрители узнают о них из слухов и соцсетей. Мне такой подход больше нравится».

«шоа»
(7)
лес
«Ненормальный» театр
Петербург (и не только)
20 лет назад основатель проекта «Лес», театральный режиссер, а также руководитель совместного проекта БДТ им. Г.А. Товстоногова и Центра «Антон тут рядом» Борис Павлович взял в руки одноименную книгу философа и переводчика Хайдеггера Владимира Бибихина. «С тех пор я постоянно возвращался к его текстам и в какой-то момент решил, что было бы неплохо поставить Бибихина на сцене, — рассказывает Павлович. — В 2019-м со мной вел переговоры один гостеатр: предлагал поработать вместе. Я сказал, что хочу поставить „Лес“ Бибихина. Директор долго не возвращался с ответом, а потом написал деликатное письмо с предложением поработать „в следующий раз“, который, как вы понимаете, так и не наступил».
Зато Ксения Плюснина из петербургского Социально-художественного театра приняла идею Павловича с большим энтузиазмом. «Я сказал Ксюше: „Раз уж с моей идеей в нормальный театр не берут, давай сделаем ненормальный“. В театральной среде „Лес“ ассоциируется с пьесой Островского. А у нас — с мало кому известным за пределами театральной среды философом Бибихиным. Есть в этом какая-то ирония».
Борис Павлович говорит, что задумал «Лес», чтобы помочь молодым артистам, которые пока не обзавелись связями в театральной среде, — традиционной иерархии в нем нет — «Лес» живет по принципам социализма. «Понятно, что мы продаем билеты, но обычно все работает так: кто-то придумывает спектакль и самостоятельно его организовывает. Я помогаю советом и своим социальным капиталом: могу, например, свести с нужными людьми, которые предоставят площадку».

«пилорама+»
«Лес.п.»
«Лес.сел»
В репертуаре — моноспектакль актрисы Ангелины Засенцевой «Лес. Ангелина», номинированный на «Золотую маску», а еще — сочиненный Кешей Башинским хеппенинг на одного зрителя «Лес. Сел», который длится 24 часа (каждый час единственный зритель переставляет с места на места стул с надписью «Тихо! Идет спектакль»). «Мы сыграли его трижды, — отмечает Борис Павлович. — Каждый прошел без сучка и задоринки. Все-таки Петербург — город странный, никого не смущало, что кто-то целый час сидит посреди улицы на деревянном стуле. Мои знакомые сразу сказали, что в Москве такое вряд ли возможно».
ближайшие спектакли
«Неуверенный квартирник»
мистификация «Лес. Ожидание»
(8)
Среда21
Новый «Капитал» + хоррор-мюзикл
Москва, Старая Басманная, 15, стр. 1
До открытия взрослого театра в Саду имени Баумана основатели «Среды21» продюсировали детские спектакли: Татьяна Лукьянова руководила творческим центром «Среда», а Андрей Поздняков — «Домиком Фанни Белл». Первый спектакль — номинированный на «Золотую маску» «Капитал» Нади Кубайлат — показали в октябре 2021-го. Фундаментальный труд Маркса простыми словами пересказал философ Алексей Цветков, а актер Александр Николаев с помощью подручных средств, от муки до проводов, а также головы кролика из «Внутренней империи» Дэвида Линча объясняет, почему проблема труда и товара актуальнее некуда. Еще в «Среде21» показывают поставленный Муратом Абулкатиновым «Телемах» по пьесе современного норвежского классика Юна Фоссе. Приезжали и срежиссированные лауреатом «Золотой маски» Кириллом Люкевичем «Сказки Шута и Короля» петербургского театра Karlsson Haus — хоррор-мюзикл, в котором танцуют отрубленные ноги и звучат песни панк-кумиров.
«Мы знали, что хотим делать современный театр, работать с молодыми режиссерами и видеть у себя молодую публику, — говорит Лукьянова. — За последние полтора года изменилось примерно все. Как минимум страна, в которой мы живем. Стало сложнее найти тему спектакля и адекватный времени язык. Когда люди испытывают шок и стресс, они не планируют поход в театр. Отток зрителей очень зависит от того, что происходит в стране: понятно, что он был и в марте 2022-го, и в сентябре 2022-го. Долгосрочные планы в таком режиме не построишь. Я рассчитывала, что в репертуаре будет шесть спектаклей, но сейчас их только два». Третьим станет «Лес. Трактат» Александра Плотникова и Бориса Алексеева.

«капитал»
«телемах»

ближайшие спектакли
«Капитал», номинированный на «Золотую маску»
«Лес. Трактат» Александра Плотникова и Бориса Алексеева
«Сказки шута и короля»
(9)
НВДМЙТТР
Новые квартирники
Петербург, Кожевенная линия, 34
Актер и режиссер Семен Серзин открыл НВДМЙТТР (он же Невидимый театр) в 2017-м — за пару лет до съемок в «Петровых в гриппе» и «Человека из Подольска». В репертуаре — спектакли-концерты и квартирники в лучших традициях неофициального искусства. «Мы четыре с половиной года играли спектакли на разных площадках (и продолжаем периодически выступать где-то еще), в октябре 2021 года решили обзавестись собственной на территории „Исткабеля“. Это бывшая фабрика рядом с Финским заливом. Несколько месяцев ремонтировали и приводили в порядок помещение. Какое-то время я тратил свои деньги на развитие театра, но вот уже несколько лет „Невидимый“ живет только благодаря продаже билетов и нашим зрителям», — рассказывает Серзин.
Сейчас в команде петербургского театра около 60 человек: от режиссеров и актеров до администраторов и волонтеров. Несколько спектаклей временно исчезли из репертуара из-за отъезда артистов, но НВДМЙТТР продолжает выпускать премьеры. «Только что сыграли спектакль по пьесе современного белорусского драматурга „Друг мой“, где главную и единственную роль играет актер МДТ Олег Рязанцев, — говорит Семен Серзин. — Прямо сейчас молодой режиссер Настя Быцань репетирует „Местных“ по пьесе забытого советского драматурга Александра Ремеза. Надеемся, что в июне спектакль встретится со зрителем. 1 июня, в День защиты детей, на площадке Невидимого театра будет благотворительный концерт в пользу петербургского фонда „Помощь“. На наши спектакли продолжают ходить зрители. Мы стараемся делиться с ними нашим теплом, мыслями и надеждами. Думаю, что в эти непростые времена людям как никогда нужен театр».
«Друг мой»
ближайшие спектакли
«Друг мой» по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика
спектакль Семена Серзина по роману Алексея Иванова «Общага на крови»

«Как хорошо мы плохо жили»
«Стыдно быть несчастливым»
*ПРИНАДЛЕЖИТ КОМПАНИИ META, ЧЬЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ЗАПРЕЩЕНА В РОССИИ