Blueprint
T

По статье «Искусство» 

Как в современной истории художественные произведения становились поводом для уголовного преследования.

Вчера стало известно, что театральный режиссер и участница «Седьмой студии» Женя Беркович задержана как подозреваемая по делу об оправдании терроризма. Поводом стал спектакль «Финист ясный сокол» — в нем рассказывалось о женщинах, «решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию». В основе постановки — пьеса Светланы Петрийчук. Кроме того, в ней использовались реальные протоколы допросов и приговоры женщин, завербованных «Исламским государством» (организация признана террористической и ее деятельность в России запрещена) и осужденных в России, Казахстане и Узбекистане. Вместе с Беркович по делу задержана и Светлана Петрийчук.

Так сказать, для протокола обозначим. Спектакль, который в 2022 году получил главную российскую театральную премию «Золотая маска» в двух номинациях: за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы, — разумеется — не является «оправданием терроризма».

Случившееся многие объясняют публично озвученной позицией Беркович по поводу «специальной военной операции» в Украине — 24 февраля 2022 года она даже вышла в одиночный пикет и была арестована на 11 суток.

Сегодня решением Замоскворецкого суда Москвы Беркович арестована на два месяца.


Дред Скотт

США

В США политическое искусство обычно не трогают — от произвола правоохранительных органов страдают традиционно только уличные художники. Впрочем, один важный случай вспомнить можно. И то, как конфликт был разрешен, возможно, самая его показательная часть.

Дело было в 1989 году. Будущий классик современного искусства Дред Скотт, тогда — 23-летний учащийся Школы чикагского института искусств (SAIC) — сделал для студенческой выставки работу «Как правильно демонстрировать флаг США?». Выглядела она так — на полу был разложен флаг страны, а над ним на полке висела книга отзывов. Туда, стоя на флаге, посетители выставки и должны были записывать свои предложения. Рядом с полкой висели фотографии гробов американских солдат, покрытых флагами, а также групп южнокорейских молодых людей, их сжигающих во время войны в Корее.

Сказать, что случился скандал — ничего не сказать. Широкая патриотическая общественность была возмущена страшно — мало того, что молодой художник надругался над символом страны, так еще и сделал это в стенах школы, получающей государственное финансирование (SAIC его лишилась на следующий год). Особо возмущены были ветераны Корейской войны, устроившие протесты возле школы. Ее сотрудникам угрожали расправой.

В результате скандала выставка SAIC временно закрылась, но сам художник не сдавался и тут же организовал пресс-конференцию, на которой заявил журналистам, что не понимает, как «международно признанная школа уступила давлению людей, которые, по его мнению, были американской версией иранских экстремистов, в том же самом году осудивших Салмана Рушди за роман „Сатанинские стихи“».

Дальше подключились государственные мужи и даже президент страны. Сенатор от Канзаса Боб Доул предложил закон, который впредь бы запрещал подобные хулиганства. «Я мало что знаю об искусстве, но я узнаю осквернение, когда вижу его», — сказал тогда Доул в интервью New York Times. Президент Джордж Буш-старший в свою очередь заявил газете Chicago Sun Times, что работа была «позорной». Но заверил публику, что не заинтересован в принятии закона, запрещающего такие демонстрации флага.

Дальше Скотт попал на слушания Верховного суда, которые случились после того, как он и трое его однокурсников в знак протеста сожгли флаги США на ступенях Капитолия и были арестованы. Дискуссия о патриотизме, творческой свободе и защите национальных символов закончилась постановлением суда, что первая поправка (та самая о свободе слова, вероисповедания и собраний) все-таки позволяет гражданам «осквернять» флаг, как и где им захочется.


Ай Вейвей 

Китай

Самый знаменитый китайский художник в мире Ай Вэйвэй — диссидент потомственный. Его отец, известный китайский поэт Ай Цин, страдал сначала от националистов за то, что был коммунистом, а во времена Культурной революции от коммунистов — за элитарность. Семья была репрессирована и сослана в деревню на окраине пустыни Гоби, где Ай Цин работал уборщиком в общественных туалетах.

В середине 1970-х он был реабилитирован, семья вернулась в Пекин — тогда же его сын уехал учиться в Нью-Йорк, где зарабатывал игрой в блэкджек и осваивал все приемы концептуального искусства, которые привез на родину, куда вернулся в 1993 году — в связи с болезнью отца.


Партизанщину Ай Вэйвэя по части художеств — организацию подпольных выставок или карикатуры на власти (знаменитый автопортрет обнаженного художника с лошадкой, сложная игра слов в названии которого намекала, что произведение называется «Иди на *** ЦК») государство, не замеченное ранее в любви к политическому искусству, терпело до середины нулевых. Но когда в 2008 году Ай Вэйвэй провел собственное расследование обстоятельств Сычуаньского землетрясения, в котором погибли тысячи китайских школьников, отступать уже было некуда. Расследование выявило страшную коррупцию в строительном бизнесе страны, из-за которой разрушились плохо построенные школы. В своем блоге художник опубликовал имена погибших детей, которые не появлялись в официальной статистике. После этого государственные власти снесли мастерскую Вэйвэя в Шанхае, закрыли его блог и в 2011 году арестовали в аэропорту Пекина.

О местонахождении художника после задержания не было известно несколько дней — жена художника забила тревогу и с помощью друзей-журналистов из иностранных СМИ добилась от китайских властей официального сообщения: Ай Вэйвэй находится под следствием по делу о каких-то загадочных экономических преступлениях — возможной неуплате налогов. В итоге принадлежащую Ай Вэйвэю компанию обвинили в уклонении от уплаты налогов и оштрафовали на 2,4 миллиона долларов. Эту сумму для художника собирали буквально всем миром. А сам Ай Вэйвэй провел три месяца в тюрьме и после был помещен под домашний арест. В 2014 году ему наконец-то вернули изъятый загранпаспорт. Сейчас он живет в Лиссабоне.


«Шаблон», Ай Вэйвэй

 «Cube light», Ай Вэйвэй

Джафар Панахи 

Иран

Один из главных режиссеров новой волны иранского кинематографа, начинавший ассистентом и сценаристом у великого Аббаса Киаростами, к середине нулевых был одним из самых титулованных и признанных авторов на планете: «Золотой леопард» в Локарно за «Зеркало» (1997), «Золотой лев» в Венеции за «Круг» (2000) и «Серебряный медведь» в Берлине за «Офсайд» (2006).

«Офсайд», 2006

«Багровое золото», 2003

Все это, впрочем, не помешало иранскому государству приравнять профессиональную деятельность режиссера к «антиправительственной пропаганде». В 2009 году Панахи и его коллега Мохаммад Расулоф решили снять документальный фильм о протестах во время выборов президента Махмуда Ахмадинежада. В 2010 году они были арестованы и приговорены к шести годам заключения для каждого.

Расулоф отсидел год, а для Панахи после вмешательства Иранско-французского культурного центра в Париже и выплаты 200 тыс. долларов залога тюремное заключение было заменено на домашний арест и полный запрет на съемки кинофильмов, написание сценариев, интервью и выезд за пределы страны. Так началась «вторая» карьера Панахи — триумф художественной и человеческой воли перед лицом страшных исторических обстоятельств.


«Это не фильм», 2011

В том же 2010 году он дома с помощью своего знакомого кинематографиста снял на iPhone документальный фильм о своей работе над будущим сценарием. Флешка с картиной под ироничным названием «Это не фильм» была тайно — в торте — вывезена из страны и отправилась прямиком на Каннский кинофестиваль и позже была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». С тех пор в тех же условиях Панахи снял еще четыре фильма.

В 2022 году освобожденный из-под домашнего ареста (но без загранпаспорта) Панахи был вновь арестован — за участие в акции протеста против тюремного заключения двух других режиссеров — Мохаммада Расулоф и Мостафы Алехахмада, которые были задержаны после того, как подписали обращенную к военным Ирана петицию с просьбой не применять силу к протестующим в стране. Протесты начались после беспорядков, связанных с обрушением здания в городе Абадан, где погибли 37 человек.

Панахи был помещен в тегеранскую тюрьму Эвин, где он объявил голодовку «в знак протеста против незаконного и бесчеловечного поведения суда и органов безопасности». Спустя чуть больше полугода и под постоянным мировым давлением власти Ирана его выпустили. Спустя два месяца он впервые за 14 лет уехал из страны.


Pussy Riot 

Россия

В феврале 2012 года произошло событие, которые многие после назовут символом эпохи, характеризующейся невиданным до этого политическим давлением на общественные и правозащитные институты. А заодно премьерным выступлением представителей РПЦ в качестве охотников на «сатанистов» и «оскорбителей чувств верующих».

21 февраля пять участниц организованной годом ранее панк‑группы Pussy Riot, занимавшейся критикой властей, защитой прав ЛГБТК-сообщества и популяризацией феминизма, пришли в храм Христа Спасителя, надели балаклавы, вбежали на солею и амвон и провели «панк-молебен» под названием «Богородица, Путина прогони!». Это была не первая подобная акция группы — до выступления в ХХС Pussy Riot устраивали перформансы в метро, на Лобном месте Красной площади, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

Спустя пять дней после акции в ХХС полиция возбудила по факту происшествия уголовное дело по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство) с максимальным сроком до семи лет лишения свободы. 3 марта были задержаны четыре активистки группы, еще две участницы группы были задержаны на следующий день.


17 августа Надежда Толоконникова и Мария Алехина были приговорены к двум годам колонии общего режима, а Екатерина Самуцевич получила условный срок. После по всему миру одна за одной прошли акции в поддержку художниц. И даже в России (сейчас такое представить сложно) — «панк-молебен» был выдвинут на Премию Кандинского в категории «Проект года», правда, не попал в окончательный список номинантов — некоторые из номинантов тогда отказались от участия в конкурсе в знак протеста против очевидно политически ангажированного решения жюри. Под давлением общественности и в связи с 20-летием Конституции РФ 23 декабря 2013 года Толоконникова и Алехина были амнистированы.

А за полгода до этого в статью 148 Уголовного кодекса РФ были внесены очень существенные поправки. Вместо «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» она стала называться «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и была дополнена двумя пунктами:


1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.


2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.


То есть так называемое «оскорбление чувств верующих» стало уголовным преступлением.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}