Blueprint
{"points":[{"id":25,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":27,"properties":{"x":-800,"y":-200,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}},{"id":28,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":26,"properties":{"duration":30,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":29,"properties":{"duration":30,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

ГЛАВНЫЕ НОВЫЕ ИМЕНА В РОССИЙСКОМ ТЕАТРЕ

{"points":[{"id":25,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":28,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":29,"properties":{"duration":10,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА • ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА • ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА • ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА • ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА

Как — и, главное, благодаря кому — изменился театральный ландшафт в 2021 году? Ответ на этот вопрос дает экспертный совет The Blueprint 100: специалисты в сфере театра выбрали самых перспективных режиссеров и хореографов России.

Элина Куликова

Элина Куликова

Театральный режиссер, художница и смелый новатор. В числе прочего окончила знаменитый колледж Барда в Нью-Йорке и мастерскую индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова при Электротеатре Станиславский. Участвовала во многих престижных фестивалях вроде «Любимовки» и «Архстояния», но в театральной среде, пожалуй, больше всего известна тем, что продвигает так называемое сенситивное искусство — когда задействованы все каналы восприятия. Особенно Куликова любит работать с запахами — в ее портфолио уже не один спектакль и не одна инсталляция, в которых важную роль играет ольфакторная составляющая. Так, спектакль «ЛАВ — летучие ароматические вещества» полностью посвящен запахам — с ними связан каждый сюжетный поворот. А для перформанса «Это взаимно» Куликова специально придумала ароматическую композицию «Аромат взаимного», которую дарит всем желающим под аккомпанемент струнного оркестра. 

Кирилл Люкевич

Театральный режиссер из Питера успел посотрудничать с несколькими экспериментальными театрами в родном городе, а в 2014 году создал свой собственный — «НеМы». В его репертуаре есть, например, спектакль-инсталляция «Картон» о полном цикле жизни картонного человека (с последующей утилизацией главного героя). «Сольные» проекты Люкевича впечатляют не меньше (а то и больше). «Крайм» представляет собой судебный процедурал, где зрители превращаются в присяжных и в конце решают участь подсудимого, а 4elovekvmaske — спектакль-экскурсия (так называемый сайт-специфик): зрители гуляют вечером по заброшенным городским объектам в районе Лиговского проспекта и Обводного канала в компании Вергилия — вернее, граффитиста Касьяна. Последний проект в уходящем году принес Кириллу «Золотую маску» и награду журнала «Собака» в категории «Прорыв года». 

Евгения Беркович

Участница «Седьмой студии» и одна из главных соратниц Кирилла Серебренникова поставила несколько нашумевших спектаклей на площадке «Винзавода», в «Гоголь-центре» и не только. Беркович любит исследовать новейшую историю и проводить параллели между прошлым и настоящим (спектакль «Человек, который не работал», например, посвящен суду над Иосифом Бродским), а еще говорить о страхах и человеческой уязвимости — этому, к примеру, посвящена «Геронтофобия», поставленная по пьесе Вадима Леванова. В 2018 году Беркович основала собственный театр «Дочери Сосо». В рамках этого проекта вышел один из самых обсуждаемых спектаклей этого года, «Финист Ясный Сокол» по пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, вышедших замуж за радикальных исламистов и уехавших за мужьями в Сирию. 

Нурбек Батулла

Как и многие хореографы, сначала он был танцовщиком: в нулевые танцевал на сцене Театра им. Мусы Джалиля в родной Казани. Но позже уехал в Петербург и получил образование не только как хореограф, но и как драматический актер (в Санкт-Петербургской консерватории и РГИСИ соответственно). После Батулла вернулся в родную Казань, где сегодня преподает, танцует и сам ставит спектакли — причем экспериментального толка и с упором на национальную традицию. Nafs, поставленный на татарскую музыку, принес Нурбеку место в финале конкурса молодых хореографов фестиваля Дианы Вишневой Context. Но самый успешный на сегодняшний день проект Батуллы — «Зов начала (Алиф)». Его поставили режиссер Туфан Имамутдинов и хореограф Марсель Нуриев и посвятили татарской письменности. Здесь у нашего героя главная и единственная партия — он «танцует» каждую букву татарского алфавита. За спектакль Батулла получил «Золотую маску» как исполнитель лучшей мужской роли.

Антон Федоров

Уроженец Стерлитамака, учился в Щукинском на актера, а затем и на режиссера на курсе Юрия Погребничко. Играл и ставил спектакли на сцене театра «Около дома Станиславского» и в «Другом театре» «Квартета И». Кроме того, постановки Федорова шли и идут во многих театрах за пределами Москвы и Петербурга. В Стерлитамакском русском драматическим театре Федоров, например, поставил «Пьяных» по пьесе Ивана Вырыпаева, а в Салаватском государственном драматическом театре — «Земляков» по повести Мустая Карима (благодаря этому спектаклю Федоров попал в лонг-лист «Золотой маски»). Одна из самых заметных режиссерских работ Антона Федорова в Москве — «Это не я» на сцене Театра.doc. Спектакль по пьесе Арсения Фарятьева исследует тему «человека-симулякра», запутавшегося в ролях и идентичностях.

Максим Петров

Максим Петров

Один из самых многообещающих хореографов страны родился в селе Новолисино Ленинградской области и с детства занимался в балетном кружке. Педагоги и посоветовали родителям Максима отправить его в Петербург, в Академию им. Вагановой. Родители прислушались, Петров окончил академию в 2012 году — и сразу был принят в труппу Мариинки. Правда, сперва во вспомогательный состав, а затем в кордебалет. Зато совсем скоро — всего в 21 год — Максиму дали возможность поставить первый спектакль в качестве хореографа. Это был Cinema на музыку Эрика Сати. После этого карьера Петрова как постановщика стала набирать обороты. Сегодня в его портфолио есть балеты как на классическую музыку (одноактная «Русская увертюра» по произведениям Сергея Прокофьева), так и на джаз («Балет №2 на музыку Александра Цсафсмана) и даже на треки Daft Punk (Beyond и Lose Yourself). Кроме того, Петров ставит хореографию для опер вроде «Войны и мира» и «Золотого петушка». В уходящем году Максим Петров впервые получил «Золотую маску» за постановку 30-минутного балета «Русские тупики II» на музыку участницы прошлогоднего The Blueprint 100 Настасьи Хрущевой с элементами русского фольклора. Сами авторы называют спектакль «аналитическим балетом о русской жизни».

Полина Кардымон

Режиссер из Новосибирска начала ставить спектакли и играть на сцене еще в школе, а будучи студенткой Новосибирского государственного театрального института, стала лауреатом нескольких престижных театральных конкурсов. Тогда же она запустила кросс-культурный проект «ОСОБЬ», в рамках которого местные художники представили свои интерпретации женских образов в мировой драматургии, от Джульетты до Гедды Габлер. Несколько лет была штатным режиссером-постановщиком прогрессивного новосибирского театра «Старый дом», а сегодня активно занимается перформативным искусством. В рамках Лаборатории современного искусства, например, срежиссировала аудиовизуальный перформанс «Коромысли», посвященный русскому фольклору и попытке донести до зрителя и слушателя истинные смыслы старинных обрядовых песен. 

Анна Щеклеина

Хореограф и танцовщица с Урала еще в 2010 году основала после нескольких стажировок в Европе и США танцевальный проект Zonk’a — вдвоем с Александром Фроловым, бывшим однокурсником по Екатеринбургскому гуманитарному университету. В рамках Zonk’a Щеклеина и Фролов не только ставят спектакли и придумывают перформансы, но и проводят лекции и индивидуальные занятия по современному танцу. В 2018 году хореографы вышли в финал фестиваля Context Дианы Вишневой с постановкой Ava Ever — размышлением о природе власти. А в 2020-м получили «Золотую маску» за спектакль «Лилит». Сотрудничество с Вишневой не ограничилось Context’ом: не так давно Щеклеина и Фролов стали хореографами ее документального фильма «Слепок», а этой осенью в Москве и Петербурге прошли премьерные показы одноактного спектакля Анны «Ренессанс-2021», поставленного в рамках нового сезона фестиваля Context. 


Юлия Арсен

Называет себя «танц-художницей» и живет между Россией и Германией, где окончила мюнхенскую школу современного танца Iwanson. То, что делает Арсен, трудно отнести к одному жанру — это и современный балет, и перформанс, и драматический спектакль. Так, в этом году Арсен выступила на фестивале современного искусства «Форма» с постановкой «Пакет» — размышлением о женственности и о том, что она, по сути, давно превратилась в продукт, в вещь. А в прошлом году стала резидентом фестиваля EverArt Weekend в ГУМе с интерактивным перформансом о цифровой реальности «Рекурсия»: все движения Арсен-танцовщицы дублировал ее цифровой аватар. 


Ольга Смирнова

Прима-балерина Большого окончила Академию танца им. Вагановой в 2011 году и сразу же была принята в главную танцевальную труппу страны. Несколько лет спустя танцевала в качестве приглашенной артистки в других не менее прославленных театрах уже на Западе. Так, в резюме Смирновой работа на сцене Американского театра балета (здесь она танцевала Никию в «Баядерке» — одну из своих звездных партий, за которую в 2013 году получила премию «Бенуа де ла Данс») и работа в Монако вместе с местной труппой Les Ballets de Monte-Carlo.


В последнее время, как и многие танцовщики классической школы, Смирнова увлеклась современной хореографией. Она лично отбирала спектакли для вечера одноактных балетов Postscript, который прошел на Новой сцене Большого. В трех спектаклях программы Ольга сама станцевала главные партии — в частности, в открывающем вечер McGregor + Mugler, выдвинутом на «Золотую маску» балете Уэйна Макгрегора, костюмы для которого придумал лично Тьери Мюглер. Премьера Postscript состоялась весной этого года, а в январе 2022-го спектакли снова появятся в репертуаре.


ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ THE BLUEPRINT 100

команда

Фотограф: Юлия Майорова Ассистент фотографа: Кирилл Григорьев Осветители: Kilowatt Арт-директор: Лиза Колосова MUAH: Екатерина Максимова, Полина Еланская
Продюсер: Марина Леонова Ассистент продюсера: Виктория Слащук

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}