21 марта 2023
иллюстрация:
тимур зима
У нашего государства давным-давно полный порядок с творческими амбициями. Большие и малые императорские театры, императорская академия художеств, официальные творческие союзы, государственные киностудии и издательства, советские писатели, на дефицит которых жаловался Сталин, — родимые и оттого родные пятна государства-культуртрегера давно стали частью нашего культурного кода. Апофеозом этого творческого порыва должно было стать сотворение нового — советского человека, но даже неудача с этим magnum opus не умерила стремление государства доминировать в культурном поле.
Искусство государственное, официальное, одобренное и даже обласканное, должно стать единственным, заполнив, как инертный газ, все пустующее пространство. Эта невидимая удушливая экспансия останавливается лишь там, где пространство оказывается занято искусством самозародившимся, саморазвившимся и самоценным. Искусством независимым. Искусством, которое создают не чиновники, а художники, не учреждения, а объединения, не бронзовые герои творческого труда, а простые люди, слепленные из той же глины, что и Адам. Именно они и стали героями нашего Independence issue.
Как им бороться за свободу и реагировать на государственный террор? Что делать в ситуации государственной цензуры? Как в условиях культурной изоляции продолжать разговор с внешним миром? Что такое независимые культурные инициативы и как им выживать сейчас? Что будет с людьми, которые хотят создавать независимый театр и кино в России после событий 2022 года? О чем сейчас писать книги и как их издавать? И нужно ли это все вообще?
Перед вами Independence issue, в котором мы попытались над этими вопросами подумать. Мы будем рассказывать, чему нас учит опыт советских квартирников, кто в условиях нового железного занавеса добывает для кинопроката фестивальные хиты и как функционировала и функционирует «внутренняя эмиграция».
Новые материалы будут добавляться несколько раз в неделю. Stay tuned and independent!
(1)
(2)
(3)
(4)