Blueprint
T

Черным по серому

2022-й для российского кинопроката прошел в качестве шоковой терапии: представители крупнейших студий мира (Disney, Warner Bros. и другие) ушли из России, а с ними ушли и 75% выручки от голливудских блокбастеров. Попытки выжить за счет повторного проката хитов прошлых лет не оправдали себя. В этой ситуации некоторые киносети перешли на «параллельный прокат», под разными предлогами демонстрируя фильмы студий-мейджоров без лицензии. Иван Афанасьев разобрался, как устроен «серый прокат» в России 2020-х и какие перспективы у российского кинорынка в таких условиях.

В 2023 год отечественное кино вошло с доселе невиданным успехом: помимо «Чебурашки», фильма-рекордсмена, собравшего на момент публикации более 5 миллиардов рублей, стали окупаться даже короткометражки! Да не просто окупаться, а приносить огромные деньги: «Комментатор», 10-минутный фильм Юлии Трофимовой («Страна Саша») на момент написания этого текста заработал более 263 миллионов рублей. Небывалый успех! Если бы не одно но: фильм в большинстве случаев никто не видел, ведь зрителей в кинотеатр привел не интерес к российскому короткометражному кино, а желание получить «предсеансовое обслуживание» в виде второй части «Аватара» Джеймса Кэмерона. Трехчасовой фильм демонстрировался перед «Комментатором» и, понятное дело, никто до него не доживал — все расходились на титрах фильма про синих человечков.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Комментатор»,  2018

«Аватар: Путь воды»,  2022

Такая абсурдная ситуация в целом свойственна для 2023 года, в который мы вошли с ощущением лютого трэша, окружающего нас во всех сферах жизни. С этим же ощущением в него вошли представители кинопрокатных компаний и владельцы кинотеатров, которые столкнулись с необходимостью продолжать вести бизнес в крайне неблагоприятных условиях. Уход крупнейших кинокомпаний-мейджоров привел к рекордному падению кассовых сборов в 2022-м: по информации от Фонда кино — на 42% в сравнении с 2021 годом, по версии Совета Федерации — на 56-70% (причем эта информация дана еще до оценки ФК). Одно точно — индустрию весь год страшно лихорадило, что привело к закрытию 41% кинотеатров в стране. Прогнозы экспертов индустрии таковы, что в 2023-м сборы упадут еще на 15% (итого будет 57%), а количество работающих залов сократится еще на 10%. Так что лихорадка продолжается.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":536,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":537,"y":383,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}},{"id":12,"properties":{"duration":382,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

-42%

Упали кассовые сборы в 2022

41%

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-149,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кинотеатров России закрылось в 2022

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":9,"y":662,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":9,"y":662,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":245,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В такой ситуации не удивительно, что некоторые киносети решаются на это самое «предсеансовое обслуживание». За прошлый год подобные показы собрали суммарно почти 900 миллионов рублей. Само собой, зрители шли в первую очередь не на никому не известные короткометражки, а на фильмы, которые демонстрировались перед ними: от «Черного Адама» до «Морского монстра», который, например, вообще не предназначен для кинопоказа (мультфильм является эксклюзивом стриминга Netflix). Да что там — еще летом, например, кинотеатр «Пегас» в Зеленограде проводил показы сериала (!) «Оби-Ван Кеноби», принадлежащего онлайн-сервису Disney+. Правда, там и короткометражек никаких не показывали — просто включали две новые серии, и зритель удовлетворенно хрустел попкорном. Можно предположить, что такой случай не единственный и в разных кинотеатрах «втихую» катался совершенно разный контент.

По прогнозам:

-57%

Кассовые сборы к 2023

«Оби-Ван Кеноби: Возвращение джедая»,  2022

С юридической точки зрения подобные показы, конечно же, совершенно незаконны. Это очевидное нарушение всех мыслимых норм авторского права, в том числе в сфере российского законодательства: 146-я статья УК РФ подразумевает наказание «вплоть до 6 лет лишения свободы со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей». Ответственность может наступить за «незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере». Кроме того, для показа кинофильмов в российских кинотеатрах необходимо приобрести прокатное удостоверение. Реестр ПУ открыт для всех желающих, и любой может убедиться, что «прокаток», как их зовут в индустрии, ни на один из зарубежных блокбастеров, показанных в рамках «параллельного импорта», выдано не было.

{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Поэтому и происходят махинации с «предсеансовым обслуживанием». Номинально фильмы, показываемые в рамках подобных сеансов, демонстрируются бесплатно. А еще появились компании, занимающиеся «арендой», иначе говоря, выкупающие места в кинозалах, чтобы показывать в них голливудские фильмы не то чтобы в нарушение, но как минимум в обход законодательства. И в том и в другом случае владелец кинотеатра де-юре ничего на показах не зарабатывает и не нарушает, таким образом, российское законодательство. Правда, нарушает при этом Всемирную конвенцию об авторском праве, к которой наша страна присоединилась еще в 1994 году. Для России, которая с 2022 года относится к международному праву с большой долей условности, отказываясь, например, выплачивать штрафы, назначенные ЕСПЧ до исключения из Совета Европы, это мало что значит. Достаточно вспомнить высказывания спецпредставителя президента по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, который предлагал на официальном уровне ввести процедуру «принудительного лицензирования» контента из «недружественных стран».


По мнению юриста Тихона Антонова, специализирующегося на авторском праве, нынешнее законодательство для таких решений не приспособлено: «В текущем законе существует норма о получении принудительных лицензий, правда, действует она лишь в отношении изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, а также селекционных достижений. Формальное расширение применения данной нормы на объекты авторских и смежных прав выглядит слишком радикальной мерой». А попытки тюнинга закона с большой вероятностью окончательно запутают ситуацию: «Можно предположить, что ограничение перечня лиц, которые вправе обратиться за получением такой лицензии, приведет к неравным условиям для участников рынка. Выдача же подобных лицензий всем подряд явно нарушит баланс интересов правообладателя и лиц, претендующих на получение принудительной лицензии». И даже создание еще одного посредника — промежуточной организации или государственного органа, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, как считает Антонов, не решит проблему, а лишь «чрезмерно усложнит и сделает еще менее прозрачной процедуру получения соответствующих лицензий».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-189,"y":16,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":7,"y":17,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":199,"y":16,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":9,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Для кинопрокатчиков, впрочем, это вопрос принципиально важный. Несмотря на то что некоторые киносети (например, «Мираж Синема», «Киномакс» и «Премьер зал») все-таки решились на «предсеансовое обслуживание», крупнейшие компании, такие как «Каро», «Синема Парк» и «Формула кино», отказываются демонстрировать, по сути, пиратский контент. Их можно понять — к моменту, когда события в Украине закончатся, России потребуется понемногу нормализовать экономику, расшатанную санкциями; в таком случае возможен возврат ушедших с рынка студий-мейджоров, которые покинули РФ, в том числе, в силу сложностей с финансовыми расчетами. И те кинотеатры, которые демонстрировали у себя нелегальный контент, вполне могут попасть в опалу в глазах зарубежных игроков. И тут уже не прикроешься российским законодательством, даже если, по предложению некоторых представителей рынка, его все-таки подправят для некоего подобия законности. Предложения вроде создания специального банковского счета, на который будут перечисляться средства с «проката» фильмов без лицензии, не проходят по всем пунктам. Как минимум, в этом случае нарушаются права, например, кинокомпозиторов, которым идут авторские отчисления с каждого показа фильма (что невозможно в подобных условиях).

{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Тут также нельзя не отметить, что ситуация с «параллельным импортом» породила и новые экзотические тенденции и тренды, которые до этого просто невозможно было себе представить. Например, чтобы прокатывать кино, нужна копия фильма, которую раньше предоставлял кинопрокатчик, который также делал специальные цифровые «ключи» для каждой копии, индивидуально под каждый кинопроектор в кинозале. В нынешних условиях, когда офисы мейджоров закрылись, а коммуникация остановлена, легально добыть копии хорошего качества физически невозможно, поэтому отдельные кинотеатры показывали фильмы, банально скачанные на торрентах. Качество в этом случае, само собой, хуже, чем у легальной копии, записанной в формате DCP (традиционный формат распространения и показа фильмов в кинотеатрах). Есть даже случаи, когда демонстрировались «экранки» — нелегальные копии фильмов, записанные прямо из зала. Например, в середине декабря в сети появилась «экранка» фильма «Аватар: Путь воды», записанная из зала казахстанского кинотеатра.

{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В кинотеатрах месяцем спустя демонстрировалась именно эта копия, в том числе с дубляжем на русский язык, сделанным казахской студией MovieDalen. Можно предположить, что копии сиквела «Аватара» завезли именно из Казахстана, причем, вполне возможно, без «ключей» (DCP не всегда нужно зашифровывать, хотя это часто происходит именно с крупными релизами во избежание пиратства). В свою очередь, копию могли распространить в своих кинотеатрах сети, занимающиеся «предсеансовым обслуживанием». Да, примерно как в случае с «фирмами-прокладками», используемыми в обход санкций. Что еще интереснее — другие фильмы, показанные в обход санкций, например, «Черная Пантера: Ваканда навеки», тоже получили дубляж, сделанный студией Red Head Sound, созданной для того, чтобы актеры озвучки, с резким падением числа зарубежных релизов чуть не лишившиеся заработка, могли продолжать работать. Эта же студия озвучивала, например, сериалы «Уэнсдей» и «Одни из нас».

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":811,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Все это говорит нам о том, что кинотеатры, конечно, пока еще кое-как, но поживут. Особенно в условиях резинового российского законодательства, которое не только богато на способы обхода, собственно, юридических норм, но и законсервировалось внутри собственной страны настолько, что практически перестало ориентироваться на мировое процессуальное право. В таких условиях у владельцев кинотеатров, которые должны как минимум платить аренду и закрывать накопленные долги, не остается других вариантов, кроме как надеяться на господдержку (которая оказывается, но, скажем так, оставляет желать лучшего) либо искать обходные пути для поддержания работы.

В правительстве вернулись к разговорам о «принудительном лицензировании». Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын высказал идею, что необходим некий «переходный период», пока российская индустрия не выйдет на производительность, достаточную, чтобы обеспечить кинотеатры отечественным контентом взамен зарубежного в нужной мере. И что на это время, в принципе, неплохо бы придумать механизмы легализации «параллельного проката».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":157,"y":188,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.35,"scaleY":0.35,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":239,"y":353,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.35,"scaleY":0.35,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":14,"properties":{"x":414,"y":528,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":16,"properties":{"x":583,"y":331,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.35,"scaleY":0.35,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":658,"y":199,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.35,"scaleY":0.35,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":20,"properties":{"x":815,"y":58,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":188,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":13,"properties":{"duration":165,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":15,"properties":{"duration":175,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":17,"properties":{"duration":197,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":19,"properties":{"duration":132,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":21,"properties":{"duration":141,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Важно отметить, что правовая конструкция выдачи принудительных лицензий не противоречит и международным соглашениям. К примеру, согласно парижской Конвенции по охране промышленной собственности 1883 года страна имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий, для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае неиспользования изобретения. То есть как правовой механизм подобное регулирование не представляет из себя ничего нового», — говорит Антонов.


Минкульт и Минэкономразвития против подобного законопроекта, но, даже если его примут и кинотеатры получат возможность дождаться насыщения рынка российским кинематографом за счет серого импорта, по оценкам экспертов индустрии, это случится не раньше 2024-го, а то и 2025 года, а 2023-й будет для кинотеатров особенно тяжелым.


Еще бы: кинокомпании отдали киносетям все, что смогли, даже фильмы, которым обычно не находится места в прокате и они не выходят за пределы кинофестивалей; на производство же нового кино уйдет не меньше
двух-трех лет.


За это время большое количество людей рискует, как в старые добрые времена кинопрокатов и Горбушки, увидеть часть мировой классики в пиратском режиме. Об ужасном дубляже и обрезанных концовках, благодаря которым наши родители не знали, чем заканчивался «Крепкий орешек» или «Форрест Гамп» в век торрентов, конечно, думать не надо. Немного расстраивает, впрочем, что отечественная публика, которую прокатчики и стриминги так долго отучали от «пиратского» контента, все равно возвращается к этой привычке, но это, с другой стороны и как ни крути, меньшая из всех бед.


* Представители упомянутых в тексте кинокомпаний комментировать ситуацию отказались

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}