Blueprint
T

Энциклопедия Дэмиена Хёрста

6 июля в парижском Фонде Cartier открывается «Вишня в цвету» Дэмиена Хёрста — это тридцать живописных картин из одноименной серии и первая музейная выставка художника во Франции. Британский концептуалист, один из самых богатых художников в мире — уходящая натура: сейчас, на фоне горизонтального, осмысленного и инклюзивного современного искусства, его эгоцентричность, инкрустированные бриллиантами черепа, заспиртованные чучела животных и умирающие прямо в галерее насекомые смотрятся не вызывающе, а скорее старомодно. Это, вероятно, понимает и сам художник — поэтому для Cartier он сделал свой, пожалуй, самый прямолинейно-красивый проект — просто вишня, просто цветет. Сам он утверждает, что это тоже высказывание на его излюбленные темы жизни и смерти, но, кажется, чуть ли не впервые его работами можно полюбоваться безо всякой задней мысли. К открытию выставки Арина Романцевич составила энциклопедию Херста — здесь все, что нужно знать о художнике.

В

Г

А

Д

Е

Ж

И

К

З

Н

Л

М

О

С

Р

П

Ф

Х

Т

У

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Аа

наверх

Акула

Мертвая тигровая акула в большом аквариуме с формальдегидом под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — самое известное произведение художника. Арт-объект был создан в 1991 году, став первой работой из серии «Естественная история», и послужил вдохновением для книги «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» Дональда Домпсона. В том же 1991-м «Физическую невозможность» за 50 тысяч фунтов купил Чарльз Саатчи — рекламный магнат, коллекционер, покровитель «Молодых британских художников». А в 2005 году ее перекупил инвестор Стив Коэн, заплатив 12 миллионов долларов.


Сейчас акула в аквариуме уже другая — прошлая, пойманная у берегов Австралии, начала распадаться еще в 2005-м. После этого Хёрст заказал новых акул, одна из них была законсервирована и помещена в старый аквариум. Этот жест замены одного произведения на другое спровоцировал много дискуссий на тему уникальности объекта искусства.


Аптека

В 1992 году Хёрст создал тотальную инсталляцию под названием «Аптека». Комната со стеклянными шкафами, полками, полными лекарств, четырьмя банками с жидкостью, представляющими четыре стихии, классическими белыми столами для продавцов-консультантов и коробками с нераспакованными лекарствами. Тема медицины часто встречается в работах художника, что неудивительно — тот, кто много говорит о смерти, наверняка думает и о лечении. Кроме того, фармацевтические препараты имеют побочные эффекты, а у операций бывают летальные исходы. В центре инсталляции «Аптека» — тарелка с сотами, на нее, по задумке автора, должны слетаться мухи, а после умирать прямо в музейном зале.


«Я не могу понять, почему некоторые люди полностью верят в медицину, а не в искусство, не подвергая сомнению ни то, ни другое», — говорит сам Хёрст. В общем, что продлевает жизнь больше — медицина или искусство, вопрос спорный, но «Аптека» с 1996 года находится в коллекции Tate Modern.


На инсталляции с аптекой художник не остановился: в 1997 году он открыл в лондонском Ноттинг-Хилле одноименный ресторан, оформленный как аптечный пункт. Вывеска представляла собой зеленый крест, что не понравилось Королевскому фармацевтическому обществу, поскольку путала горожан. В 2003 году ресторан закрылся, а все 150 предметов/произведений искусства художника выставили на аукцион Sotheby’s.

Аукционы

Те самые 150 предметов из «Аптеки» Sotheby’s оценил в три миллиона фунтов. С молотка они ушли за рекордные 11,1 миллиона. В 2008 году этот результат был превзойден — за два дня торгов (которые художник-наглец организовал сам в обход галеристов) аукционный дом продал 53 работы Херста и выручил 198 миллионов долларов, при прогнозах до 100 миллионов. «Арт-мир меняется, не так ли? Это большое преимущество — иметь возможность сталкивать людей друг с другом», — говорил художник.

Вв

вишня

Cherry Blossom, или «Вишня в цвету» — новая серия работ Хёрста и название его выставки в Фонде Cartier. Серия живописи с вишневыми ветками очевидно отсылает к импрессионистам, но также становится сюжетом из детских воспоминаний художника. «Я подумал: но что если я правда нарисую ветки и попробую, чтобы они выглядели вот так? Я переживал, ведь все должно быть репрезентативно, — рассказывает Херст. — Когда ты рисуешь цветущие ветки, в первую очередь они выглядят как плохая версия Хокни. И я подумал: черт, может, это катастрофа? Но потом я продолжил работать над серией, убирая ветки тут, добавляя там. Они казались чем-то между реалистичным и абстрактным, что мне очень нравится. Потребовалось довольно много времени, чтобы добиться этого эффекта. Помню, как мама рисовала цветущую вишню в саду, когда мне было лет пять-шесть».


Монументальные полотна плотно покрыты яркими красками, а еще полностью (по крайней мере, так считается) нарисованы самим Хёрстом, а не его помощниками, как часто бывает. Над «Вишней в цвету» художник работал на протяжении двух лет в своей лондонской студии. К живописи он обращается не впервые: с 1986 года он вручную создал около тысячи «точечных картин» — усыпанных разноцветными точками холстов (эти же точки украсили кеды Vans 2019 года). А еще были серия каноничных натюрмортов с черепами и бабочками и знаменитые spin paintings — круглые абстрактные полотна 1990-х годов, которые Хёрст писал на вращающемся столе. 


Гг

Ларри Гагосян — один из самых успешных галеристов в мире. Начинал карьеру с продажи постеров, а сейчас у него галереи в Нью-Йорке, Лондоне, Беверли-Хиллз, Париже, Базеле, Риме, Афинах, Гонконге и Женеве. Гагосян продавал работы Дэмиена Хёрста с самого начала карьеры художника, но в 2012 году британец покинул галериста на красивой ноте: выставки художника проходили одновременно в 11 галереях Гагосяна. Расставание длилось чуть меньше десяти лет: в начале 2021 года Хёрст стал куратором в лондонской галереи Гагосяна. Для художника это не дебют в кураторстве: впервые он попробовал себя в этой роли в 1988 году на выставке «Молодых британских художников» Freeze.

Гагосян

Дд

Деньги

В 2020 году газета The Sunday Times выпустила ежегодный список самых богатых жителей Великобритании. Художников в списке всего два: Хёрст и Аниш Капур. Хёрст не сильно отстает от королевы — он на 409-м месте, а Елизавета II на 372-м. Самым высокооплачиваемым художником Хёрста начали считать с 2007 года, когда его «Весенняя колыбельная» была продана эмиру Катара за 19,2 миллиона долларов. Также Хёрст создал скульптуру «За любовь Господа» — человеческий череп из платины, инкрустированный бриллиантами и одним розовым алмазом. Продакшен обошелся художнику в 14 миллионов фунтов, а стоимость проданной работы составила 100 миллионов долларов. Правда, купили ее в складчину — сам Хёрст, его менеджер и украинский меценат Виктор Пинчук. Впервые череп показали публике в июне 2007 года в лондонской галерее White Cube, через год он экспонировался в амстердамском Государственном музее.


Почему Хёрст такой дорогой? Версий множество. Кто-то считает его успех следствием банального стечения обстоятельств. Кто-то списывает все на опыт работы в компании по исследованию рынка и галерее известного арт-дилера Энтони д’Оффея. Как бы то ни было, у художника всегда хватало смелости самостоятельно обзванивать коллекционеров и приглашать их на свои выставки. Не последнюю роль в росте цен на искусство Хёрста сыграл легендарный гуру рекламы Чарльз Саатчи, который регулярно покупал его арт-объекты и спонсировал эксперименты.

Ее

Естественные науки

Некоторые работы Демиэна Хёрста напоминают музей естественных наук: скелет марлина, единорог, животные в аквариумах. В интервью Хансу Ульриху Обристу художник рассказал, что любит музеи науки и естественной истории за того, что в них одновременно можно отвлечься от смерти и сфокусироваться на ней. «Естественной историей» называется большая серия работ художника с тушами животных. В личной коллекции Хёрста также много предметов, напоминающих музейные экспонаты, — это, например, инсталляция «Счастливая семья», состоящая из чучел зверушек британского таксидермиста XIX века Уолтера Поттера, завидный комплект человеческих черепов и скелеты диснеевских персонажей из пластика, металла и краски авторства южнокорейского художника Хюнгко Ли.

Жж

Желание

Помните историю с бананом Маурицио Каттелана? На Art Basel Miami 2019 художник продавал обычный банан, приклеенный к стене скотчем, за 120 тысяч долларов (и его купили). Оказывается, Хёрст очень хотел приобрести эту работу и попросил своего друга, куратора Франческо Бонами, узнать, возможна ли покупка или обмен на одну из работ Хёрста. Но Каттелан отказал Бонами. Тот не растерялся — сделал свою реплику произведения (разве что банан повернут в другую сторону) и прислал Хёрсту вместе со скотчем. Так желание художника исполнилось. В своем инстаграме он предложил называть Франческо Бананами вместо Бонами. Наш мальчик Бананан Бугаев «Африка» наверняка бы одобрил.

защита

Адвокаты у Хёрста хорошие, и работы у них много, ведь художника приходится регулярно отбивать от обвинений в плагиате. Но защита художника работает и в обратном направлении: например, заботясь об авторских правах Хёрста, его адвокаты пригрозили подать в суд на 16-летнего парня, который делал коллажи из фотографий знаменитого бриллиантового черепа. Юный художник недолго продавал свои творения по 65 фунтов: уже спустя две недели с галереей, размещающей коллажи, связались представители Общества по защите авторских прав.


Также защите пришлось не просто в 1994 году, когда художник Марк Бриджер совершил акт вандализма над работой Away From the Flock, вылив в аквариум с овечкой чернила и переименовав работу в «Паршивую овцу». Защита Хёрста подала в суд на Бриджера, а тот спустя пару лет подал в суд на Хёрста — за использование в книге художника иллюстрации с овцой в аквариуме, в который наливается черная жидкость.


Зз

Ии

Издательство

У Херста есть собственное издательство — Other Criteria. В нем, например, вышел букварь для детей ABC Damien Hirst, где каждой букве соответствует одно произведение художника. За букву L в букваре отвечает овца в формальдегиде (lamb), за J — знаменитая акула (jaw — «челюсть»), за A — скульптура «Гимн», потому что она представляет анатомию человека. Всего 26 букв и 26 произведений — не худший способ познакомить ребенка с современным искусством.

Кк

Коллекционер

Коллекционером Хёрст стал в самом начале своей карьеры, когда начал покупать работы одногруппников по движению «Молодые британские художники», чтобы поддержать их, а также обмениваться с ними произведениями. Дальше у Хёрста появилась возможность приобретать работы своих любимых авторов от Брюса Наумана до Фрэнсиса Бэкона. В коллекции художника преобладают два мотива — смерть и царство животных, разумеется. Собранные Хёрстом произведения искусства неоднократно выставлялись, в том числе и в московском Мультимедиа Арт Музее в 2013–2014 годы. Выставка называлась «Свобода не гениальность» и сопровождалась авторскими комментариями.


Лл

Люкс 

«Апартаменты сострадания» — люксовый номер в лас-вегасском отеле Palms Casino Resort, который оформлен самим Хёрстом. Стоимость двух ночей в двухэтажном номере обойдется примерно в 200 тысяч долларов, ночевать придется по-соседству с излюбленными вещами художника: дохлыми акулами, бабочками на текстиле, аптечным хранилищем в ванной комнате, точками, бегущими по колоннам, черепом в массажном кабинете. В стоимость входит не только возможность смотреть на оригинальные произведения Хёрста 24/7, но и круглосуточные услуги дворецкого, джакузи с видом на весь Вегас, депозит на 10 тысяч долларов, студия звукозаписи и еще много всего интересного. Выгодное предложение.

Мм

«Молодые британские художники» (YBA, Young British Artists)

История этого арт-движения началась в 1988 году, когда Хёрст организовал выставку Freeze на бывшем складе в зоне Доклендс в Лондоне, где представил свои произведения и работы друзей из гуманитарного университета Голдсмитс. Впервые термин «молодые британские художники» был использован художником и историком искусства Майклом Коррисом в журнале Artforum в мае 1992 года для описания работ Хёрста, Мэта Коллишоу, Майкла Лэнди, Сары Лукас и других. Участники YBA были открыты к абсолютно любым медиумам, от мертвого бычка до бычка от сигареты, тяготели к шок-эффекту и обладали явными предпринимательскими навыками. Популярность художников закрепилась в 1997 году, когда их выставка Sensation прошла в Королевской академии в Лондоне.

Нн

«Невероятный»

Так, по легенде Дэмиэна Хёрста, назывался корабль, затонувший где-то в конце I — начале II века. На борту судна была масса искусства, драгоценностей и монет, собранных освободившимся и разбогатевшим рабом. И вот спустя тысячи лет корабль подняли со дна, а найденные в нем отреставрированные предметы выставили в двух венецианских пространствах Франсуа Пино Punta della Dogana и Palazzo Grassi. С такой громкой легендой имя Хёрста вернулось после долгого перерыва (художник не создавал заметных проектов и десять лет прорабатывал легенду о корабле) во все культурные СМИ во время Биеннале современного искусства в Венеции в 2017 году. В проекте он использовал множество отсылок к истории искусства от Античности до современности: горгона Медуза в трех версиях, «Демон с чашей» с миниатюрой Уильяма Блейка, Нефертити-мулатка, Йоланди из Die Antwoord, а также мишка с Маугли и Фаррелл Уильямс. Грандиозную выставку «утопленных и поднятых со дна морского» экспонатов сопровождали фотографии плавающих вокруг затонувших скульптур аквалангистов и даже фильм на Netflix. Равнодушным проект не оставил никого: одни просили утопить этот ужас обратно, другие восхищались находчивостью художника.

Образование

Хёрст учился в Колледже искусств Джейкоба Крамера в Лидсе в 1983–1985 годах. C шестнадцати лет он посещал анатомический факультет медицинской школы, чтобы рисовать с натуры, часто животных в формальдегиде. Образование художника продолжилось в колледже Голдсмита при Лондонском университете в 1986–1989 годах. Уже на втором курсе он начал работать над своей аптечной серией, а в 1988-м организовал выставку Freeze.

Оо

плагиат

Хёрста регулярно обвиняют в плагиате. Например, в 2010 году один из основателей художественного движения Stuckists Чарльз Томпсон насчитал 15 прецедентов: от аптеки до акулы. Говорят, распятая овечка Хёрста в работе In The Name of My Father 2007 года — это плагиат работы Джона Ликея This Is My Body, This Is My Blood 1987 года. А еще ходят слухи, что американская художница Лори Прешес составляла коллажи из крыльев бабочек еще в 1994-м — до того, как это начал делать Хёрст уже в 2000-х.

Пп

«This Is My Body, This Is My Blood», 1987

«In The Name Of My Father», 2007

Рр

Радуга

В прошлом году во время пандемии Хёрст создал арт-объект в виде радуги и посвятил его Национальной службе здравоохранения Великобритании. Тиражную работу можно было приобрести, а все средства с ее продажи отправлялись в британский Минздрав. Сердце из радуги опубликовали в The Independent (издание собирало средства на помощь врачам), его можно было вырезать и поставить на окно, чтобы медики видели поддержку людей. Беспрецедентная демократизация искусства Хёрста.

Сс

Смерть

Излюбленный сюжет художника, который присутствует в его искусстве во всем многообразии: кораблекрушение и гибель команды (но не искусства), овца в формальдегиде, оторванные крылья бабочек в витражах. Пожалуй, самый красивый пример смерти в работе Хёрста — проект «Влюбиться или разлюбить»: прямо в зале галереи Tate бабочки вылуплялись из куколок, летали, садились на посетителей, бились о стенки и потом умирали, оставляя после себя цветные пятна. Каждый день работы выставки в галерею привозили новую партию бабочек. Про смерть Хёрст рассказывает как про неизбежность: если есть жизнь, то должен быть и ее конец.

Тт

«Тысяча лет»

Инсталляция 1990 года — еще одна ода жизни и смерти от Хёрста: в стеклянном кубе экспонирована настоящая голова коровы, которой радостно питаются мухи, откладывают прямо в этом же кубе свои личинки, вылупляются и потом попадают в суперэлектроловушку — insect-o-cutor. Такой вот постоянный круговорот жизни. Работа устроена так, чтобы зритель непременно услышал запах гниющей плоти.

Уборка

Уу

В 2001 году случилась история, которую любят рассказывать хейтеры современного искусства. В лондонской галерее Eyestorm выставлялась инсталляция Хёрста — воплощение его собственной студии c пустыми бутылками, окурками, пепельницами и банками из-под краски. Но однажды утром пришел работник галереи, принял все это за гору мусора (накануне в Eyestorm как раз была вечеринка) и убрал хлам в мусорные пакеты. После инцидента галерея собрала инсталляцию обратно (благо, были фотографии) и поставила табличку Keep Off, чтобы больше никто не покушался на произведение.

Фф

Серию из 14 скульптур «Чудесное путешествие», показывающую весь процесс развития человеческого плода от сперматозоида в матке до новорожденного мальчика, Хёрст изобразил с присущим для себя размахом. Инсталляцию решили выставить в Дохе около центра матери и ребенка «Сидра». Произведение прижилось в Катаре не сразу: когда его установили впервые в 2013 году, оно вызвало бурные дискуссии — в мусульманских странах изображение просто обнаженного тела считается непристойным, что уже говорить о довольно реалистичных скульптурах Херста. Памятник пришлось закрыть. Во второй раз скульптуры открыли в 2018 году, и пока они стоят невредимыми. Их хорошо видно с основной трассы и из окон медицинского центра — редкий пример паблик-арта в исполнении Хёрста.

Феномен зарождения жизни

Хх

Хокни, Дэвид

Отношения между двумя британскими художниками сложились уже давно. Хёрст любит рассказывать в своих интервью историю о том, как в юности встретил в музее Хокни и хотел подойти к нему с просьбой нарисовать для него картинку, чтобы перепродать ее спустя время, но так и не решился (а зря). А Хокни тем временем заявляет, что манера Хёрста отдавать свои работы на доработку ассистентам унизительна для художника. Он даже написал на плакатах к своей выставке в Лондоне в 2012 году «Все работы здесь были сделаны самим художником лично». Вишневые деревья Хёрста в Фонде Cartier явно отсылают к серии «Приход весны» Хокни.

Цц

Церковь

Работая с темой жизни и смерти, невозможно не заговорить о религии. В 2005 году в галерее Пола Столпера в Лондоне у Хёрста состоялась выставка New Religion. 44 гравюры были экспонированы как церковные фрески, от Сотворения мира до Страшного суда, а медицинская карта представлена как новая Библия. Из Англии выставка поехала по всему миру: в Норвегию, Болгарию, Македонию, Казахстан и другие страны. В рамках выставки художник исследовал взаимоотношения между медициной и верой, искусством и религией. Возможно, наука это новая вера, а аптека и больница — новые церкви?


«Я думал о том, что в жизни есть четыре важные вещи: религия, любовь, искусство и наука... Из всех них наука, похоже, сейчас единственная. Как и религия, она дает проблеск надежды на то, что, может быть, в конце концов все будет хорошо», — говорил Херст. Он размышляет о том, что теперь медицина — это новая безоговорочная вера, а таблетки помогают, словно Бог, которому все подвластно.

Чч

Череп

Самый известный из всех черепов Хёрста — инкрустированный бриллиантами и украшенный розовым алмазом, это скульптура «На милость Господа» 2007 года. Череп переворачивает представление о стоимости произведения искусства: чаще символическая стоимость — первая по значимости, но в данном случае все наоборот. «Череп с 8 тысячами бриллиантов — это было первое мое творение, которое я не мог держать в собственном доме без должной охраны. Можно подумать, что люди могут убить друг друга за этот череп. Чувство, будто ты создал настоящего монстра», — комментирует работу Хёрст.


Черепа Хёрста, но уже поскромнее, можно купить на Artsy. Разброс тут большой: от гравюры тиражом в 300 экземпляров за 3250 фунтов до 50 000 фунтов за пластиковый тиражный череп. Цена на более дорогие работы, как водится, по запросу.


Шш

Шок

Хёрст хочет, чтобы вы испытывали шок рядом с его работами. Художник начал шокировать зрителя еще в молодости — с фотографии «С мертвой головой» 1991 года. На ней изображен сам Хёрст с улыбкой на лице, стоящий рядом с мертвой человеческой головой. Про работы художника с трупами животных и насекомых и так все известно, а вот произведение из человеческого трупа Хёрст пока так и не сделал. Хотя планировал и даже объявлял поиск готовых отдать свое тело во имя искусства.

Ээ

Экология

Хёрст думает не только о смерти и собственном благополучии, но и об экологии — что занятно, учитывая тот факт, что его буквально ненавидят зоозащитники. По подсчетам Artnet, около миллиона живых существ погибло во имя искусства Херста: в основном, насекомые, но еще и 17 акул, 13 овец, один медведь и даже зебра. В 2001 году он задумал инсталляцию из использованных баллонов углекислого газа, чтобы рассказать о воздействии парниковых газов на окружающую среду. Также художник поддерживает организацию Future Forests, которая для компенсации выбросов CO2 высаживает новые деревья по всей Великобритании.

Юю

Ювелирная коллекция

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":360,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

У Хёрста есть собственная серия ювелирных изделий, среди которых — браслет из пилюль, выполненный в золоте. За нее художника вновь обвинили в плагиате: канадская художница Коллин Уолстенхолм считает, что Хёрст украл дизайн ее браслета. Адвокаты Хёрста, конечно, все опровергли, но осадочек остался. Изделия Уолстенхолм обойдутся покупателю в 1000–3500 долларов, тогда как цена на ювелирку Хёрста стартует с 15 тысяч и доходит 35 тысяч долларов. Пилюли на любой вкус и кошелек.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}