Энциклопедия Дэмиена Хёрста
6 июля в парижском Фонде Cartier открывается «Вишня в цвету» Дэмиена Хёрста — это тридцать живописных картин из одноименной серии и первая музейная выставка художника во Франции. Британский концептуалист, один из самых богатых художников в мире — уходящая натура: сейчас, на фоне горизонтального, осмысленного и инклюзивного современного искусства, его эгоцентричность, инкрустированные бриллиантами черепа, заспиртованные чучела животных и умирающие прямо в галерее насекомые смотрятся не вызывающе, а скорее старомодно. Это, вероятно, понимает и сам художник — поэтому для Cartier он сделал свой, пожалуй, самый прямолинейно-красивый проект — просто вишня, просто цветет. Сам он утверждает, что это тоже высказывание на его излюбленные темы жизни и смерти, но, кажется, чуть ли не впервые его работами можно полюбоваться безо всякой задней мысли. К открытию выставки Арина Романцевич составила энциклопедию Херста — здесь все, что нужно знать о художнике.
![](/upload/21746/vms/85b4e77d052143b8d7bb776563621d7e.jpg)
![](/upload/21746/vms/44c8fb5fcf1d565d070b1d5f69062362.png)
![](/upload/21746/vms/29ed518ee4e6429cb159024cd4bc5164.jpg)
![](/upload/21746/vms/6dcea1c4bddc5d91d3e0bdec8d8e9fb0.jpg)
![](/upload/21746/vms/d52a64fd9a439c35cae447efb141db6b.jpg)
![](/upload/21746/vms/4a796b2a178be83636e22c6f6de6fa73.jpg)
Аа
![](/upload/21746/vms/4b8aaabca83fce249600a82ada8f21d9.jpg)
Акула
Мертвая тигровая акула в большом аквариуме с формальдегидом под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — самое известное произведение художника. Арт-объект был создан в 1991 году, став первой работой из серии «Естественная история», и послужил вдохновением для книги «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» Дональда Домпсона. В том же 1991-м «Физическую невозможность» за 50 тысяч фунтов купил Чарльз Саатчи — рекламный магнат, коллекционер, покровитель «Молодых британских художников». А в 2005 году ее перекупил инвестор Стив Коэн, заплатив 12 миллионов долларов.
Сейчас акула в аквариуме уже другая — прошлая, пойманная у берегов Австралии, начала распадаться еще в 2005-м. После этого Хёрст заказал новых акул, одна из них была законсервирована и помещена в старый аквариум. Этот жест замены одного произведения на другое спровоцировал много дискуссий на тему уникальности объекта искусства.
![](/upload/21746/vms/04486b3de8c95df8e4d8271a4b9124cc.jpg)
Аптека
В 1992 году Хёрст создал тотальную инсталляцию под названием «Аптека». Комната со стеклянными шкафами, полками, полными лекарств, четырьмя банками с жидкостью, представляющими четыре стихии, классическими белыми столами для продавцов-консультантов и коробками с нераспакованными лекарствами. Тема медицины часто встречается в работах художника, что неудивительно — тот, кто много говорит о смерти, наверняка думает и о лечении. Кроме того, фармацевтические препараты имеют побочные эффекты, а у операций бывают летальные исходы. В центре инсталляции «Аптека» — тарелка с сотами, на нее, по задумке автора, должны слетаться мухи, а после умирать прямо в музейном зале.
«Я не могу понять, почему некоторые люди полностью верят в медицину, а не в искусство, не подвергая сомнению ни то, ни другое», — говорит сам Хёрст. В общем, что продлевает жизнь больше — медицина или искусство, вопрос спорный, но «Аптека» с 1996 года находится в коллекции Tate Modern.
На инсталляции с аптекой художник не остановился: в 1997 году он открыл в лондонском Ноттинг-Хилле одноименный ресторан, оформленный как аптечный пункт. Вывеска представляла собой зеленый крест, что не понравилось Королевскому фармацевтическому обществу, поскольку путала горожан. В 2003 году ресторан закрылся, а все 150 предметов/произведений искусства художника выставили на аукцион Sotheby’s.
![](/upload/21746/vms/4a78e88503437a0bbbbfb6e7aa801ab0.jpg)
![](/upload/21746/vms/4c8dd633ae96cef145d45d61d77c3bfc.jpg)
Аукционы
Те самые 150 предметов из «Аптеки» Sotheby’s оценил в три миллиона фунтов. С молотка они ушли за рекордные 11,1 миллиона. В 2008 году этот результат был превзойден — за два дня торгов (которые художник-наглец организовал сам в обход галеристов) аукционный дом продал 53 работы Херста и выручил 198 миллионов долларов, при прогнозах до 100 миллионов. «Арт-мир меняется, не так ли? Это большое преимущество — иметь возможность сталкивать людей друг с другом», — говорил художник.
Вв
![](/upload/21746/vms/d57e9eb6f23c4d4d954dab2f0b15e289.jpg)
вишня
Cherry Blossom, или «Вишня в цвету» — новая серия работ Хёрста и название его выставки в Фонде Cartier. Серия живописи с вишневыми ветками очевидно отсылает к импрессионистам, но также становится сюжетом из детских воспоминаний художника. «Я подумал: но что если я правда нарисую ветки и попробую, чтобы они выглядели вот так? Я переживал, ведь все должно быть репрезентативно, — рассказывает Херст. — Когда ты рисуешь цветущие ветки, в первую очередь они выглядят как плохая версия Хокни. И я подумал: черт, может, это катастрофа? Но потом я продолжил работать над серией, убирая ветки тут, добавляя там. Они казались чем-то между реалистичным и абстрактным, что мне очень нравится. Потребовалось довольно много времени, чтобы добиться этого эффекта. Помню, как мама рисовала цветущую вишню в саду, когда мне было лет пять-шесть».
Монументальные полотна плотно покрыты яркими красками, а еще полностью (по крайней мере, так считается) нарисованы самим Хёрстом, а не его помощниками, как часто бывает. Над «Вишней в цвету» художник работал на протяжении двух лет в своей лондонской студии. К живописи он обращается не впервые: с 1986 года он вручную создал около тысячи «точечных картин» — усыпанных разноцветными точками холстов (эти же точки украсили кеды Vans 2019 года). А еще были серия каноничных натюрмортов с черепами и бабочками и знаменитые spin paintings — круглые абстрактные полотна 1990-х годов, которые Хёрст писал на вращающемся столе.
Гг
![](/upload/21746/vms/68770cde456bc2c43258b128716f83d4.jpg)
Ларри Гагосян — один из самых успешных галеристов в мире. Начинал карьеру с продажи постеров, а сейчас у него галереи в Нью-Йорке, Лондоне, Беверли-Хиллз, Париже, Базеле, Риме, Афинах, Гонконге и Женеве. Гагосян продавал работы Дэмиена Хёрста с самого начала карьеры художника, но в 2012 году британец покинул галериста на красивой ноте: выставки художника проходили одновременно в 11 галереях Гагосяна. Расставание длилось чуть меньше десяти лет: в начале 2021 года Хёрст стал куратором в лондонской галереи Гагосяна. Для художника это не дебют в кураторстве: впервые он попробовал себя в этой роли в 1988 году на выставке «Молодых британских художников» Freeze.
Гагосян
Дд
![](/upload/21746/vms/731dca26ca6bbb6b0e51d80dcb8e34e6.jpg)
Деньги
В 2020 году газета The Sunday Times выпустила ежегодный список самых богатых жителей Великобритании. Художников в списке всего два: Хёрст и Аниш Капур. Хёрст не сильно отстает от королевы — он на 409-м месте, а Елизавета II на 372-м. Самым высокооплачиваемым художником Хёрста начали считать с 2007 года, когда его «Весенняя колыбельная» была продана эмиру Катара за 19,2 миллиона долларов. Также Хёрст создал скульптуру «За любовь Господа» — человеческий череп из платины, инкрустированный бриллиантами и одним розовым алмазом. Продакшен обошелся художнику в 14 миллионов фунтов, а стоимость проданной работы составила 100 миллионов долларов. Правда, купили ее в складчину — сам Хёрст, его менеджер и украинский меценат Виктор Пинчук. Впервые череп показали публике в июне 2007 года в лондонской галерее White Cube, через год он экспонировался в амстердамском Государственном музее.
Почему Хёрст такой дорогой? Версий множество. Кто-то считает его успех следствием банального стечения обстоятельств. Кто-то списывает все на опыт работы в компании по исследованию рынка и галерее известного арт-дилера Энтони д’Оффея. Как бы то ни было, у художника всегда хватало смелости самостоятельно обзванивать коллекционеров и приглашать их на свои выставки. Не последнюю роль в росте цен на искусство Хёрста сыграл легендарный гуру рекламы Чарльз Саатчи, который регулярно покупал его арт-объекты и спонсировал эксперименты.
Ее
Естественные науки
Некоторые работы Демиэна Хёрста напоминают музей естественных наук: скелет марлина, единорог, животные в аквариумах. В интервью Хансу Ульриху Обристу художник рассказал, что любит музеи науки и естественной истории за того, что в них одновременно можно отвлечься от смерти и сфокусироваться на ней. «Естественной историей» называется большая серия работ художника с тушами животных. В личной коллекции Хёрста также много предметов, напоминающих музейные экспонаты, — это, например, инсталляция «Счастливая семья», состоящая из чучел зверушек британского таксидермиста XIX века Уолтера Поттера, завидный комплект человеческих черепов и скелеты диснеевских персонажей из пластика, металла и краски авторства южнокорейского художника Хюнгко Ли.
Жж
Желание
Помните историю с бананом Маурицио Каттелана? На Art Basel Miami 2019 художник продавал обычный банан, приклеенный к стене скотчем, за 120 тысяч долларов (и его купили). Оказывается, Хёрст очень хотел приобрести эту работу и попросил своего друга, куратора Франческо Бонами, узнать, возможна ли покупка или обмен на одну из работ Хёрста. Но Каттелан отказал Бонами. Тот не растерялся — сделал свою реплику произведения (разве что банан повернут в другую сторону) и прислал Хёрсту вместе со скотчем. Так желание художника исполнилось. В своем инстаграме он предложил называть Франческо Бананами вместо Бонами. Наш мальчик Бананан Бугаев «Африка» наверняка бы одобрил.
защита
![](/upload/21746/vms/3ba6aaccc9e4beb6f566a84e5c3e486c.jpg)
Адвокаты у Хёрста хорошие, и работы у них много, ведь художника приходится регулярно отбивать от обвинений в плагиате. Но защита художника работает и в обратном направлении: например, заботясь об авторских правах Хёрста, его адвокаты пригрозили подать в суд на 16-летнего парня, который делал коллажи из фотографий знаменитого бриллиантового черепа. Юный художник недолго продавал свои творения по 65 фунтов: уже спустя две недели с галереей, размещающей коллажи, связались представители Общества по защите авторских прав.
Также защите пришлось не просто в 1994 году, когда художник Марк Бриджер совершил акт вандализма над работой Away From the Flock, вылив в аквариум с овечкой чернила и переименовав работу в «Паршивую овцу». Защита Хёрста подала в суд на Бриджера, а тот спустя пару лет подал в суд на Хёрста — за использование в книге художника иллюстрации с овцой в аквариуме, в который наливается черная жидкость.
Зз
Ии
![](/upload/21746/vms/23ccedb95c242589110d4499d27580f0.jpg)
Издательство
У Херста есть собственное издательство — Other Criteria. В нем, например, вышел букварь для детей ABC Damien Hirst, где каждой букве соответствует одно произведение художника. За букву L в букваре отвечает овца в формальдегиде (lamb), за J — знаменитая акула (jaw — «челюсть»), за A — скульптура «Гимн», потому что она представляет анатомию человека. Всего 26 букв и 26 произведений — не худший способ познакомить ребенка с современным искусством.
Кк
Коллекционер
Коллекционером Хёрст стал в самом начале своей карьеры, когда начал покупать работы одногруппников по движению «Молодые британские художники», чтобы поддержать их, а также обмениваться с ними произведениями. Дальше у Хёрста появилась возможность приобретать работы своих любимых авторов от Брюса Наумана до Фрэнсиса Бэкона. В коллекции художника преобладают два мотива — смерть и царство животных, разумеется. Собранные Хёрстом произведения искусства неоднократно выставлялись, в том числе и в московском Мультимедиа Арт Музее в 2013–2014 годы. Выставка называлась «Свобода не гениальность» и сопровождалась авторскими комментариями.
Лл
Люкс
«Апартаменты сострадания» — люксовый номер в лас-вегасском отеле Palms Casino Resort, который оформлен самим Хёрстом. Стоимость двух ночей в двухэтажном номере обойдется примерно в 200 тысяч долларов, ночевать придется по-соседству с излюбленными вещами художника: дохлыми акулами, бабочками на текстиле, аптечным хранилищем в ванной комнате, точками, бегущими по колоннам, черепом в массажном кабинете. В стоимость входит не только возможность смотреть на оригинальные произведения Хёрста 24/7, но и круглосуточные услуги дворецкого, джакузи с видом на весь Вегас, депозит на 10 тысяч долларов, студия звукозаписи и еще много всего интересного. Выгодное предложение.
Мм
![](/upload/21746/vms/afe676d35a21801d6a081effd94a9c7a.jpg)
![](/upload/21746/vms/f92064518aaf592685aa2818e42260f8.jpg)
«Молодые британские художники» (YBA, Young British Artists)
История этого арт-движения началась в 1988 году, когда Хёрст организовал выставку Freeze на бывшем складе в зоне Доклендс в Лондоне, где представил свои произведения и работы друзей из гуманитарного университета Голдсмитс. Впервые термин «молодые британские художники» был использован художником и историком искусства Майклом Коррисом в журнале Artforum в мае 1992 года для описания работ Хёрста, Мэта Коллишоу, Майкла Лэнди, Сары Лукас и других. Участники YBA были открыты к абсолютно любым медиумам, от мертвого бычка до бычка от сигареты, тяготели к шок-эффекту и обладали явными предпринимательскими навыками. Популярность художников закрепилась в 1997 году, когда их выставка Sensation прошла в Королевской академии в Лондоне.
Нн
![](/upload/21746/vms/1fab57f3b9e89848841d7e2ce3c6796d.png)
«Невероятный»
Так, по легенде Дэмиэна Хёрста, назывался корабль, затонувший где-то в конце I — начале II века. На борту судна была масса искусства, драгоценностей и монет, собранных освободившимся и разбогатевшим рабом. И вот спустя тысячи лет корабль подняли со дна, а найденные в нем отреставрированные предметы выставили в двух венецианских пространствах Франсуа Пино Punta della Dogana и Palazzo Grassi. С такой громкой легендой имя Хёрста вернулось после долгого перерыва (художник не создавал заметных проектов и десять лет прорабатывал легенду о корабле) во все культурные СМИ во время Биеннале современного искусства в Венеции в 2017 году. В проекте он использовал множество отсылок к истории искусства от Античности до современности: горгона Медуза в трех версиях, «Демон с чашей» с миниатюрой Уильяма Блейка, Нефертити-мулатка, Йоланди из Die Antwoord, а также мишка с Маугли и Фаррелл Уильямс. Грандиозную выставку «утопленных и поднятых со дна морского» экспонатов сопровождали фотографии плавающих вокруг затонувших скульптур аквалангистов и даже фильм на Netflix. Равнодушным проект не оставил никого: одни просили утопить этот ужас обратно, другие восхищались находчивостью художника.
Образование
Хёрст учился в Колледже искусств Джейкоба Крамера в Лидсе в 1983–1985 годах. C шестнадцати лет он посещал анатомический факультет медицинской школы, чтобы рисовать с натуры, часто животных в формальдегиде. Образование художника продолжилось в колледже Голдсмита при Лондонском университете в 1986–1989 годах. Уже на втором курсе он начал работать над своей аптечной серией, а в 1988-м организовал выставку Freeze.
Оо
плагиат
Хёрста регулярно обвиняют в плагиате. Например, в 2010 году один из основателей художественного движения Stuckists Чарльз Томпсон насчитал 15 прецедентов: от аптеки до акулы. Говорят, распятая овечка Хёрста в работе In The Name of My Father 2007 года — это плагиат работы Джона Ликея This Is My Body, This Is My Blood 1987 года. А еще ходят слухи, что американская художница Лори Прешес составляла коллажи из крыльев бабочек еще в 1994-м — до того, как это начал делать Хёрст уже в 2000-х.
Пп
![](/upload/21746/vms/a1e647ea71f46ba2e5e777d883ad6bee.jpg)
![](/upload/21746/vms/b45319dc342697979c3658894d147080.jpg)
«This Is My Body, This Is My Blood», 1987
«In The Name Of My Father», 2007
![](/upload/21746/vms/d2648f00d8aafe664b8e35e69a66df32.jpg)
Рр
Радуга
В прошлом году во время пандемии Хёрст создал арт-объект в виде радуги и посвятил его Национальной службе здравоохранения Великобритании. Тиражную работу можно было приобрести, а все средства с ее продажи отправлялись в британский Минздрав. Сердце из радуги опубликовали в The Independent (издание собирало средства на помощь врачам), его можно было вырезать и поставить на окно, чтобы медики видели поддержку людей. Беспрецедентная демократизация искусства Хёрста.
Сс
Смерть
Излюбленный сюжет художника, который присутствует в его искусстве во всем многообразии: кораблекрушение и гибель команды (но не искусства), овца в формальдегиде, оторванные крылья бабочек в витражах. Пожалуй, самый красивый пример смерти в работе Хёрста — проект «Влюбиться или разлюбить»: прямо в зале галереи Tate бабочки вылуплялись из куколок, летали, садились на посетителей, бились о стенки и потом умирали, оставляя после себя цветные пятна. Каждый день работы выставки в галерею привозили новую партию бабочек. Про смерть Хёрст рассказывает как про неизбежность: если есть жизнь, то должен быть и ее конец.
Тт
«Тысяча лет»
![](/upload/21746/vms/316e38a64492836d93f40643376d3831.jpg)
Инсталляция 1990 года — еще одна ода жизни и смерти от Хёрста: в стеклянном кубе экспонирована настоящая голова коровы, которой радостно питаются мухи, откладывают прямо в этом же кубе свои личинки, вылупляются и потом попадают в суперэлектроловушку — insect-o-cutor. Такой вот постоянный круговорот жизни. Работа устроена так, чтобы зритель непременно услышал запах гниющей плоти.
Уборка
Уу
В 2001 году случилась история, которую любят рассказывать хейтеры современного искусства. В лондонской галерее Eyestorm выставлялась инсталляция Хёрста — воплощение его собственной студии c пустыми бутылками, окурками, пепельницами и банками из-под краски. Но однажды утром пришел работник галереи, принял все это за гору мусора (накануне в Eyestorm как раз была вечеринка) и убрал хлам в мусорные пакеты. После инцидента галерея собрала инсталляцию обратно (благо, были фотографии) и поставила табличку Keep Off, чтобы больше никто не покушался на произведение.
Фф
Серию из 14 скульптур «Чудесное путешествие», показывающую весь процесс развития человеческого плода от сперматозоида в матке до новорожденного мальчика, Хёрст изобразил с присущим для себя размахом. Инсталляцию решили выставить в Дохе около центра матери и ребенка «Сидра». Произведение прижилось в Катаре не сразу: когда его установили впервые в 2013 году, оно вызвало бурные дискуссии — в мусульманских странах изображение просто обнаженного тела считается непристойным, что уже говорить о довольно реалистичных скульптурах Херста. Памятник пришлось закрыть. Во второй раз скульптуры открыли в 2018 году, и пока они стоят невредимыми. Их хорошо видно с основной трассы и из окон медицинского центра — редкий пример паблик-арта в исполнении Хёрста.
Феномен зарождения жизни
![](/upload/21746/vms/da1e703775b9e53b2107b9417e6c9d22.jpg)
Хх
Хокни, Дэвид
Отношения между двумя британскими художниками сложились уже давно. Хёрст любит рассказывать в своих интервью историю о том, как в юности встретил в музее Хокни и хотел подойти к нему с просьбой нарисовать для него картинку, чтобы перепродать ее спустя время, но так и не решился (а зря). А Хокни тем временем заявляет, что манера Хёрста отдавать свои работы на доработку ассистентам унизительна для художника. Он даже написал на плакатах к своей выставке в Лондоне в 2012 году «Все работы здесь были сделаны самим художником лично». Вишневые деревья Хёрста в Фонде Cartier явно отсылают к серии «Приход весны» Хокни.
![](/upload/21746/vms/c6370ebc9c6ec8c52a11d50cd4ed932f.jpg)
Цц
![](/upload/21746/vms/869d019f18fbe074add4f32e36b9ac93.jpg)
Церковь
Работая с темой жизни и смерти, невозможно не заговорить о религии. В 2005 году в галерее Пола Столпера в Лондоне у Хёрста состоялась выставка New Religion. 44 гравюры были экспонированы как церковные фрески, от Сотворения мира до Страшного суда, а медицинская карта представлена как новая Библия. Из Англии выставка поехала по всему миру: в Норвегию, Болгарию, Македонию, Казахстан и другие страны. В рамках выставки художник исследовал взаимоотношения между медициной и верой, искусством и религией. Возможно, наука это новая вера, а аптека и больница — новые церкви?
«Я думал о том, что в жизни есть четыре важные вещи: религия, любовь, искусство и наука... Из всех них наука, похоже, сейчас единственная. Как и религия, она дает проблеск надежды на то, что, может быть, в конце концов все будет хорошо», — говорил Херст. Он размышляет о том, что теперь медицина — это новая безоговорочная вера, а таблетки помогают, словно Бог, которому все подвластно.
Чч
![](/upload/21746/vms/65ff2ddb2f79ee8db0f4fee79da82986.jpg)
![](/upload/21746/vms/731dca26ca6bbb6b0e51d80dcb8e34e6.jpg)
![](/upload/21746/vms/8addb4c4d4b34cbbf02b1e41c344933a.jpg)
Череп
Самый известный из всех черепов Хёрста — инкрустированный бриллиантами и украшенный розовым алмазом, это скульптура «На милость Господа» 2007 года. Череп переворачивает представление о стоимости произведения искусства: чаще символическая стоимость — первая по значимости, но в данном случае все наоборот. «Череп с 8 тысячами бриллиантов — это было первое мое творение, которое я не мог держать в собственном доме без должной охраны. Можно подумать, что люди могут убить друг друга за этот череп. Чувство, будто ты создал настоящего монстра», — комментирует работу Хёрст.
Черепа Хёрста, но уже поскромнее, можно купить на Artsy. Разброс тут большой: от гравюры тиражом в 300 экземпляров за 3250 фунтов до 50 000 фунтов за пластиковый тиражный череп. Цена на более дорогие работы, как водится, по запросу.
Шш
![](/upload/21746/vms/fe1555f3f6b842a27da0e897c484b221.jpg)
Шок
Хёрст хочет, чтобы вы испытывали шок рядом с его работами. Художник начал шокировать зрителя еще в молодости — с фотографии «С мертвой головой» 1991 года. На ней изображен сам Хёрст с улыбкой на лице, стоящий рядом с мертвой человеческой головой. Про работы художника с трупами животных и насекомых и так все известно, а вот произведение из человеческого трупа Хёрст пока так и не сделал. Хотя планировал и даже объявлял поиск готовых отдать свое тело во имя искусства.
Ээ
Экология
Хёрст думает не только о смерти и собственном благополучии, но и об экологии — что занятно, учитывая тот факт, что его буквально ненавидят зоозащитники. По подсчетам Artnet, около миллиона живых существ погибло во имя искусства Херста: в основном, насекомые, но еще и 17 акул, 13 овец, один медведь и даже зебра. В 2001 году он задумал инсталляцию из использованных баллонов углекислого газа, чтобы рассказать о воздействии парниковых газов на окружающую среду. Также художник поддерживает организацию Future Forests, которая для компенсации выбросов CO2 высаживает новые деревья по всей Великобритании.
Юю
Ювелирная коллекция
![](/upload/21746/vms/a81bc834182797cb6daba38de95f1ab6.png)
У Хёрста есть собственная серия ювелирных изделий, среди которых — браслет из пилюль, выполненный в золоте. За нее художника вновь обвинили в плагиате: канадская художница Коллин Уолстенхолм считает, что Хёрст украл дизайн ее браслета. Адвокаты Хёрста, конечно, все опровергли, но осадочек остался. Изделия Уолстенхолм обойдутся покупателю в 1000–3500 долларов, тогда как цена на ювелирку Хёрста стартует с 15 тысяч и доходит 35 тысяч долларов. Пилюли на любой вкус и кошелек.