Blueprint
T

«Песня чудовищного типа» Софии Аль-Марии

фото: 

Иван Ерофеев

5 июля в музее «Гараж» открылась «Песня чудовищного типа» — первая в России персональная выставка мультидисциплинарной художницы американо-катарского происхождения Софии Аль-Марии. В сущности, вся выставка — это одноименная получасовая короткометражка (и еще один мини-фильм) с амбициями: многоуровневая конструкция, сложенная из фикшена и нон-фикшена, музыки, арабской литературы, научной фантастики, стендапа, заброшенного корпуса Central Saint Martins, перформансов самой Софии и дружественных художниц. Рассказываем, что нужно знать об Аль-Марии и ее работах.

София Аль-Мария не верит в светлое будущее. 38-летняя художница родилась в смешанной семье (мама — американка, папа — бедуин) и все детство провела между двумя капиталистическими полюсами — штатом Вашингтон и Катаром, который в начале 1980-х только-только начал превращаться в нефтяную державу: она в прямом эфире видела, как деньги отравляют людей и — неизбежно — все вокруг. Наверное, поэтому она так восхищается руинами — в своей прозе в книгах Sad Sack и The Girl Who Fell to Earth, в своем шоу Virgin with a Memory. В Каире, где она училась в Американском университете, и в Лондоне, где она живет и работает сейчас.

София аль-Мария 

Песнь чудовищного шрифта. 2019

Предоставлено художницей, Anna Lena Films, Париж, и Project Native Informant, Лондон


В Лондоне же нашлось место действия для ее фильма «Песня чудовищного типа» — заброшенный корпус Центрального колледжа искусства и дизайна имени Святого Мартина. «Это очень благоприятная среда для размышлений о прошлом, настоящем и будущем, а также о том, что архитектура и здания — буквально корабли, машины для путешествий во времени», — рассказывает Аль-Мария.


«Песня чудовищного типа» — вообще идеальная точка вхождения в мультидисциплинарное творчество Аль-Марии. Это и научная фантастика о конце света в духе мрачного, дистопичного «футуризма залива», который Аль-Мария отчасти придумала. Здесь есть и проза нашей реальности: Аль-Мария вслух зачитывает ехидные замечания о своем опыте работы сценаристкой в большом сериале; особенно запоминается история о том, как кастинг-директор выбрал на роль темнокожего персонажа белого человека. Есть и постколониальные соображения самой Аль-Марии, перформансистки boychild и актрис Умны Марван и Элизабет Пис, а еще рисунки, фильм о фильме внутри фильма и поэма «Арабский апокалипсис» Этель Аднан в качестве основного источника вдохновения. Заброшенный Central Saint Martins опять же.


«У Софии в этом смысле очень синтетический подход: она сквозь призму „футуризма залива“ рассматривает разные сценарии, по большей части катастрофические. Эти сценарии как раз основаны на трудном и местами трагическом наследии колониализма, а счастливый конец возможен в том случае, если вопросы идентичности будут восприниматься всерьез: вместо глобализации — свободные выражения локальности, вместо нуклеарной семьи — разные чувственные сборки», — говорит куратор выставки Валентин Дьяконов.


В лондонской галерее Tate фильм экспонировался с разными документами — сценарием, фотографиями, рисунками и так далее. До Москвы ничего из этого не доехало — пандемия. «Мы показываем только сам фильм и еще одну работу, не связанную с „Песней чудовищного типа“ напрямую, — короткое видео „Корабль-матка“. Это небольшой секретик нашей выставки, его не так легко найти. Хотелось, конечно, насытить экспозицию документами и чем-нибудь иммерсивным, но для этого нужно было бы привезти художницу, а с этим в последнее время, как вы понимаете, проблемы», — добавляет Дьяконов. А вот что об основных темах фильма рассказывает сама художница.

София аль-Мария 

Песнь чудовищного шрифта. 2019

Предоставлено художницей, Anna Lena Films, Париж, и Project Native Informant, Лондон


О музыке

Музыка невероятно важна как в звуковом оформлении моих выставочных работ, так и в моих видео. Я вдохновляюсь артефактами поп-культуры. Мне кажется, тексты песен, в частности, поп-песен, часто являются почти бессознательными отсылками к другим отсылкам. В случае с песней Wordy Rappinghood группы Tom Tom Club, которая звучит в фильме, история была такая: я много раз слышала этот трек и очень удивилась, узнав, что семпл из него на самом деле взят из марокканской детской песенки. Это совпало с темами, которые я исследовала для сериала «Маленькие пташки» (история об американке в Танжере 1950-х, сценарий для которой написала Аль-Мария. — Прим. The Blueprint), и побудило меня включить эту песню в мой фильм.

София аль-Мария 

Песнь чудовищного шрифта. 2019

Предоставлено художницей, Anna Lena Films, Париж, и Project Native Informant, Лондон


О заброшенном здании Central Saint Martins

Подобно песне, в работе над фильмом здание было с самого начала. Здесь, в Лондоне, я работала над «Маленькими пташками» в офисе в здании, которое часто используется для съемок кино и телевидения. И поскольку я там сидела с утра до ночи, я иногда бродила по коридорам заброшенной художественной школы. Там была темная комната: стены были исцарапаны, изрисованы и закрашены. Невероятный свет. Мне показалось, что это очень благоприятная среда для размышлений о прошлом, настоящем и будущем, а также о том, что архитектура и здания буквально превращаются в корабли, машины для путешествий во времени. В другой своей работе — видео и инсталляции «Черная пятница» — я много думала о том, что торговый центр, например, представляет собой среду, которая контролирует наше понимание времени; обычно в торговом центре нет естественного солнечного света, нет окон, поэтому мы не можем естественным образом понять, который сейчас час. Так что эта работа — еще и об архитектуре.

О том, обязательно ли нужно показывать этот фильм в музее

Мы недавно разговаривали с ливанским режиссером Хейни Срур, которая всегда тщательно выбирает места для показов своих фильмов. У нее есть картина The Hour of Liberation, в которой подробно описывается борьба против имперской и колониальной власти в Персидском заливе, особенно в Омане. Мне понравился фильм, но я была в ярости, что не знала о нем раньше. Все это время часть моей истории была скрыта от меня, а ведь если бы я увидела фильм раньше, это очень помогло бы мне в юности. Так что, я думаю, показывать мой фильм только в стенах художественного учреждения — это сомнительная идея. Я бы хотела выпустить «Песню чудовищного типа» в более широкий прокат.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}