Blueprint
T

Уличный пентагон

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Завтра в фонде Ruarts открывается выставка «5 углов», посвященная пяти коллекциям стрит-арта: основательницы Ruarts Марианны Сардаровой, его арт-директора Катрин Борисов, художника Дмитрия Аске, сооснователя биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабины Чагиной и основателя издательства тиражного искусства «Формат Один» Эльчина Али-заде. Каждая коллекция представит свой взгляд на уличную волну современного искусства — всего на экспозиции будет представлено более 150 произведений 63 авторов, включая графику и принты Кирилла Кто, работы Владимира Абиха и Паши 183. Специально для The Blueprint коллекционеры выбрали по одной работе из своих коллекций и рассказали о них.

Выбор Марианны Сардаровой

основатель фонда и галереи Ruarts, коллекционер

«Четыре точки»,
Алексей Лука (2022).

Фанера, дерево, акрил, найденные объекты.

«Алексей Лука — важный художник для галереи и фонда Ruarts. В нашей коллекции на данный момент 30 его работ. “Четыре точки” были приобретены после презентации в фонде проекта “Разрез” куратора Алексея Партола с произведениями Алексея Луки и Матвея Шапиро. Работа Алексея — в некотором смысле квинтэссенция всего проекта. Это попытка представить (и сконструировать) грядущее, а также размышление о необходимости бережного сохранения традиций и привнесения нового, что значимо и для всей коллекции фонда. Она охватывает работы с 1960-х годов до наших дней, и “Четыре точки” словно зеркало этой преемственности. Название раскрывается как образ опоры, надежного фундамента, который нужен всем: и коллекционерам, и художникам, и зрителям. Это работа про чувство протянутой руки».

Выбор Дмитрия Аске

художник, исследователь граффити и уличного искусства, коллекционер

«Пластмассовый мир победил», Паша 183 (2015)

Бумага, шелкография.

«Принт, отсылающий к известной песне «Гражданской обороны», издали уже после смерти Павла. Этим занималась Полина Борисова — его близкий друг и один из кураторов ретроспективной выставки Паши 183 в ММОМА в 2014 году, а также супруга басиста той самой «ГО». А оригинал на холсте был продан за €16 900 на аукционе искусства уличной волны, организованном объединением «Артмоссфера» вместе с фондом Ruarts в 2015 году.


Любая работа попадает в мою коллекцию не случайно, у меня есть пул авторов, за которыми мне интересно следить. Я никогда не стремлюсь просто заполучить произведение конкретного автора ради имени — важна личная связка. Мы с Пашей познакомились в 2004 году. Хотелось иметь это произведение в память о нем. Паша так любил черно-белое изображение, отсылающее и к старой фотографии, и к архиву, и к базовому дуализму света и тьмы. С одной стороны, название ассоциируется у меня с трагической судьбой автора [1 апреля 2013 года Паша 183 скончался в Москве, ему было 29 лет. — Прим. The Blueprint], с другой — образ человечка Lego, наоборот, навевает теплые воспоминания из детства. Эта парадоксальность — неотъемлемая часть жизни".

Выбор Катрин Борисов

арт-директор фонда и галереи Ruarts, коллекционер

«Бабочки #2»,
Марат Morik (2014)

Холст, акрил, аэрозольная краска, акварельные карандаши.

«Я начала собирать работы художников уличной волны в 2012 году. Сначала это были небольшие формы — коллажи Ивана Найнти, графические листы Гриши. И именно «Бабочки#2» стали первой крупной работой в моей коллекции. Я увидела ее на выставке в Музее Москвы в 2014 году, тогда ее цена оказалась выше моего бюджета. Через год я все же решилась. С тех пор она занимает центральное место в моем личном пространстве — в спальне. Уже больше десяти лет я просыпаюсь с ней; в ней пересекаются и абстракция, и эротическая линия всей моей коллекции.

Марат Morik — это имя, без которого невозможно представить уличное искусство, он регулярно входит в топы лучших муралистов мира. Так сложилось, что нас связывают и теплые дружеские отношения после совместного проекта в Мадриде, где галерея Ruarts представляла работы Марата на ярмарке URVANITY; в испанской столице Morik создал один из лучших своих муралов".

Выбор Сабины Чагиной

основательница творческой экосистемы «Сабстанция», коллекционер

«Девять»,
Дмитрий Аске (2016).

Фанера, аэрозольная краска.

«Дима представил “Девять” на аукционе искусства уличной волны в 2016 году. По непонятным причинам работу никто не купил. А я сразу влюбилась в “Девять”, долгое время ходила кругами около нее. В какой-то момент Дима вдруг подарил ее мне, чему я была невероятно рада. И сам поступок, и работа стали для меня особенно значимыми. Девять — важное для меня символическое число: оно связано с моей картой в китайской астрологии, текущий двадцатилетний период также нумеруется девяткой. Это время больших трансформаций, высоких скоростей, открытости и свободы. Я храню эту работу дома, в гостиной, и буквально чувствую, как она вдохновляет меня двигаться вперед.
Если честно, не могу представить гостиную без нее — она стала неотъемлемой частью моей жизни. Но я рада возможности продемонстрировать “Девять” зрителям, чтобы произведение
Димы подарило энергию обновления всем гостям фонда».

Выбор Эльчина Али-заде

граффити-райтер, основатель издательства и онлайн-галереи «Формат Один», коллекционер


«Без названия» (2025), Кирилл Кто

Бумага, шелкография.

«В 2014 году я основал издательство тиражного искусства “Формат Один”. С тех пор совместно с мастерской “Принтмафия” мы выпустили более сотни работ современных российских художников, прежде всего тех, кто принадлежит к уличной волне. Шелкографию “Провремся” Кирилла Кто мы издали в 2025 году и впервые представили публике на тринадцатом выпуске ярмарки Cosmoscow, где она вызвала взрыв интереса. Кирилл работает в основном с текстом и слоганами, которые размещены в городе на заметных местах. Они выступают своего рода внутренним голосом города. За кажущейся инфантильностью нередко скрываются серьезные послания. В мягкой манере Кирилл Кто рассуждает на очень колкие, болезненные темы, сохраняя при этом оптимизм и способность идти дальше.


Эта работа благодаря своей яркости и необычному переносу букв вызывает эффект дислексии: мы читаем не то, что написано на самом деле, особенно в современном ритме быстрого восприятия. Из одного и того же набора букв можно составить разные послания. Игра на двойственности сообщения как никогда актуальна: сейчас можно сказать что-то полушутя или со случайной оговоркой, и это имеет терапевтический эффект. У Кирилла также важен не только смысл, но и эмоциональный отклик, реакция, возможно, даже улыбка на собственную ошибку».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}