Blueprint

Фотобиеннале-2022

T

Фотобиеннале-

2022

Весной 1996 года — 26 лет назад — в Москве прошла Первая международная «Фотобиеннале», после чего в ноябре появился первый в России музей фотографии и современного искусства — Московский Дом фотографии/МАММ. По воспоминаниям директора музея Ольги Свибловой, идея открыть новый музей в 1990-х была более чем авантюрной — всем было, мягко говоря, не до искусства. Однако МАММ доказал обратное: за это время он показал более 2,5 тысячи выставок и стал одним из самых посещаемых музеев не только России, но и Европы. The Blueprint рассказывает, какие выставки нынешней биеннале точно нельзя пропускать.



Игорь Мухин


Москва — Париж — Вена 


Мухин, живой классик отечественной фотографии, для МАММ человек, мягко говоря, не случайный. Многолетний преподаватель Школы фотографии им. Родченко, он не раз выставлялся в музее. В юбилейный год МАММ показывает его три классические серии: «Москва» (1996–2000), «Париж» (1999–2000) и «Вена» (2002). Последняя, кстати, впервые выставляется в Москве. Мухин, получивший известность благодаря фотографиям перестроечной богемы (среди его героев были Цой, БГ, Петр Мамонов и Александр Башлачев), всегда любил снимать молодежь. В 1999 году Министерство культуры Франции, ценившее его московские хроники, решило, что парижская молодежь заслуживает не меньшего: Мухин получил министерский грант и поехал снимать улицы города во время празднований в честь наступления нового века. В 2002-м подключилась и австрийская столица, куда Мухин приехал по приглашению Урсулы Кринцингер, создательницы одной из важнейших венских галерей современного искусства Krinzinger.




Памяти Светланы Рословой и МАММлюди



Две «домашние» для музея выставки, в центре которых — сообщество, сложившееся вокруг МАММ и благодаря которому музей стал одним из самых посещаемых и любимых в стране. «Памяти Светланы Рословой» — это фотографии музея смотрительницы МАММ и создательницы блога о нем «Выставочные люди» (среди его читателей были, например, выставлявшиеся в МАММ Паруйр Давтян и Сэнди Скогланд). Рослова стала жертвой эпидемии коронавируса, и выставка ее фотографий в юбилейный для музея год приобретает дополнительное символическое значение — это память о тех, без кого его просто не было бы. «МАММлюди» продолжает эту линию. Выставка собрана из фотографий, сделанных посетителями музея и собранных под одноименным хештегом. Среди них также — фотографии студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко — структурного подразделения МАММ и одной из старейших школ современного искусства в стране. Она в этом году отмечает пятнадцатилетний юбилей.



Леонид Тишков


Ближе луны только звезды 



Леонид Тишков, классик второй волны российского неофициального искусства, писатель, издатель (в основном — товарищей по советскому нонконформизму) и художник, в начале 2000-х сделал инсталляцию по мотивам картины Рене Магритта «16 сентября 1956 года» со светящейся луной в кроне дерева. Светящаяся луна Тишкова с тех пор объездила весь мир, появляясь то в Арктике, то рядом с собором Парижской Богоматери, то в Японии. В центре выставки — документация этого проекта. Параллельно показывают еще три серии: «Дома-скитальцы», «Машина желаний» и «Переселение людей в космос». Романтичные, по-хорошему литературоцентричные и эскапистские работы Тишкова в современных реалиях приобретают еще одно важное качество. Они, снятые в каждой стране при участии местных художников и фотографов, по-настоящему космополитичны. И выставка в МАММ очередное, но сейчас совсем не лишнее напоминание о том, какой вред может нанести художественному процессу изоляция.



Валерий Юрлов


Было — стало




Выставка одного из самых загадочных советских шестидесятников, который всю жизнь отказывался вступать в какие-либо группы или художественные сообщества и в истории искусства так и остался на собственных условиях. После гремевших на весь Союз оттепельных выставок Пабло Пикассо, Пьера Сулажа и Жана Фотрие Юрлов без обиняков говорил: «Когда я впервые увидел работы Пикассо и Поллока, мне показалось, что я все уже до них знал и придумал». В случае с Юрловым это не поза, как может показаться, а четкое понимание художником своей генеалогии. Абстракционист Юрлов — один из самых последовательных продолжателей традиций советского авангарда, который учился у Павла Захарова и Андрея Гончарова. «Было — стало» в МАММ — это демонстрация самой знаменитой серии работ Юрлова, в которой он нашел свою идеальную метафору, вынесенную в название. В своих работах Юрлов фиксирует различные состояния объектов: надкушенные и свежие яблоки, целые и разбитые бутылки, деформированные и правильные геометрические фигуры и так далее. Эта серия — его многолетний диалог с философом и теологом Николаем Кузанским, который в XV веке писал о противоположных сущностях, из которых состоит природа всех вещей.



Дмитрий Булин


Codex rescriptus 





Персональная выставка фотографа и режиссера Дмитрия Булина, который в прошлом году стал первым победителем грантовой программы фонда Still Art по поддержке и популяризации современной fashion-фотографии. Название Codex rescriptus — в переводе с греческого «палимпсест» (то есть рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в употреблении) — готовит зрителя к тому, что Булин работает в первую очередь с историческим материалом. В трех сериях, которые показывают в МАММ, он представляет новую интерпретацию классических изображений Северного и Итальянского Возрождения. В последней работе, снятой специально к выставке, он, впрочем, работает с современным материалом. В серии «Красота за 5 долларов» он на моделях снимает довольно безумные приспособления для улучшения внешнего вида, купленные на AliExpress. И делает это в стилистике классических голливудских портретов, таким образом весьма остроумно продолжая разговор о том, на что способны люди в погоне за скулами как у Марлен Дитрих.



Дмитрий Булин. Портрет мужчины в красном тюрбане. Из серии «Венера 2.0». 2018

Габриэле Галимберти


Мой личный динозавр и Домашняя аптека





Галимберти, прошлогодний лауреат премии World Press Photo за лучший портрет, к жанру относится фанатично. Его фотографические серии, почти все из которых снимаются на протяжении многих лет, — не просто портреты, а весьма наглядные социологические исследования. Своих героев Галимберти окружает причудливо собранными композициями из их же вещей. В случае «Домашней аптеки» это, собственно, лекарства, которыми пользуются его герои. Над проектом Галимберти работал с 2016 по 2020 год и снимал его в разных частях света, объехав десятки стран: Францию, Италию, США, Индию, Колумбию, Коста-Рику и Японию. Серия — часть более масштабного проекта под названием «Таблетки счастья», в котором Галимберти и трое его коллег-фотографов (Паоло Вудс, Арно Робер и Эдоардо Делиль) документируют, как люди с помощью лекарств пытаются управлять своей жизнью. В случае «Динозавров» у зрителей есть возможность посмотреть на интерьеры весьма состоятельных людей в Китае, Франции и Америке, которые — вы не поверите — действительно украшают свои дома настоящими скелетами доисторических животных.





{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}