Blueprint
T

Окно в город

В Музее Уитни в Нью-Йорке открылась выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» — новый взгляд на наследие одного из важнейших американских реалистов и его отношения с родным городом. Для тех, кто до нее не доедет, The Blueprint рассказывает, где еще можно увидеть картины Хоппера. В частности — в фильмах наших любимых режиссеров, которые буквально воспроизводили его картины в кадре.

«Вряд ли я пытаюсь изобразить американскую жизнь. Скорее я пытаюсь изобразить себя», — как-то сказал в редчайшем интервью Эдвард Хоппер. Но так уж получилось, что великий затворник американской живописи, про которого даже жена говорила, что «разговаривать с ним — все равно что бросать камни в воду», изобразил именно ее. Картины Хоппера стали таким же олицетворением «американы», как джинсы или ковбои. Америка Хоппера — это страна одиноких фигур, уставших, задумчивых или скучающих (скука — это вообще тема художника). Старая консервативная Америка встретилась с новым индустриальным миром — так запросто любят описывать скрытую драму его творчества.


Выставка в Уитни посвящена отношениям Хоппера с одним из его главных героев — Нью-Йорком. Его Нью-Йорк — это не «плавильный котел», а номера задрипанных отелей, кафе и заправочные станции, которые невозможно отличить друг от друга, всегда обрезанные поверх небоскребы, но все равно — город мечты, про который Джеймс Болдуин как-то сказал: «Тот, кто родился в Нью-Йорке, плохо подготовлен к общению с любым другим городом: все другие города кажутся в лучшем случае ошибкой, а в худшем — мошенничеством».


«Прогрессивная общественность», исследовавшая пределы авангарда, не слишком замечала Хоппера, быстро вернувшегося от импрессионизма к обманчиво простому реализму. Но способность бывшего иллюстратора поместить драматичный сюжет в один кадр привлекла к нему внимание кинематографа. Абсолютно по-хопперовски подглядывал за своими героями главный киновуайерист Альфред Хичкок, его картины Ридли Скотт показывал художникам на «Бегущем по лезвию», буквально воспроизводили в кадре его работы и классики нуара, и Терренс Малик, и Вим Вендерс, и даже Дарио Ардженто. Последние два — иностранцы в Америке, конечно, с помощью Хоппера реконструировали миф о ней — стране невиданных возможностей и таких же пейзажей, пустынных и тесных одновременно.

«Полуночники», 1942

«Дом у железной дороги», 1925 

«Ночные окна», 1928

«Окно во двор». Режиссер Альфред Хичкок, 1954

«Утреннее солнце», 1952

«Ширли. Образы реальности». Режиссер Ханна Шимек, 2013

«Офис ночью», 1940

«Твин Пикс». Режиссер Дэвид Линч, 2017 

«Некоторые вещи, которые я знаю про Эдварда Хоппера». Режиссер Вим Вендерс, 2020

«Летний вечер», 1947

«Бесславные ублюдки». Режиссер Квентин Тарантино, 2009  

«Театр Шеридан», 1937

«Нью-йоркский кинотеатр», 1939

«Бесславные ублюдки». Режиссер Квентин Тарантино, 2009  

«Мост Квинсборо», 1913 

«Тень сомнения». Режиссер Альфред Хичкок, 1943 

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}