Инструкция для молодых художников
У старейшей питерской галереи Anna Nova стартовал 8-й конкурс проектов молодых художников Nova Art. По этому поводу The Blueprint попросил Анастасию Скворцову, исполнительного директора конкурса, составить инструкцию: стоит ли участвовать в конкурсах, как попасть в резиденцию, познакомиться с куратором и в целом преуспеть.
Кажется, я все-таки художник – и у меня скопилось много работ, которые никто не видел. Что с ними делать?
Если коротко: выставлять и продавать
1
Первым делом нужно отснять в хорошем качестве все работы, составить портфолио, CV, artist statement. Можно еще добавить краткую биографию — очень короткий рассказ о главных событиях вашей карьеры. В этот общий pdf-документ можно добавить к подписям работ еще и цены, а затем отправить вашим знакомым кураторам и галеристам. Если вы еще с ними не знакомы, смотрите пункт 7. Кураторы и галеристы будут приглашать вас участовать в выставках. Если нет — придется заманивать их на выставки, организованные самостоятельно. Хороший пример: группа «Север-7»: художники сами курировали свои выставки и даже ярмарки. А теперь их работы находятся в коллекции MHKA в Антверпене и, конечно, продаются в галереях и на аукционах.
Я все-таки участвую в выставке. Как общаться с кураторами — они ведь такие сложные? А с журналистами — они же ничего не понимают?
Если коротко: будьте добры. И открыты.
2
Если вы знакомы с деятельностью куратора и вам эта деятельность нравится — не стесняйтесь об этом сообщить. Ведь не только художники ценят комплименты своей работе. С журналистами — не робейте. Корреспондент или редактор, пришедший на вашу выставку, не ждет от вас искусствоведческой оценки собственных работ, тем более что кураторский текст он наверняка уже прочитал. Лучше расскажите о себе, о своем настроении, о том, как вы сами сегодня увидели свою выставку.
Я на классной ярмарке современного искусства. Все работы здесь не похожи на мои — сплошная керамика. Может ею и надо заниматься?
Если коротко: кому надо?
3
Та же керамика может быть очень актуальным трендом, но бросать свои наработки и исследования ради того, чтобы всем понравиться, — провальная стратегия для художника. Куда более перспективный путь — прислушиваться к своим интересам, наблюдать за миром и находить подходящую форму высказывания, пробовать себя в разных медиа, но сохранять свой стиль. Главный товар на рынке — не глина или холсты, а уникальность художественного языка и высказывания.
Нужно ли мне участвовать в конкурсах, ведь с ними столько возни?
Если коротко: это часть работы художника
4
Вы и так знакомы с половиной кураторов и галеристов, а с остальными вот-вот познакомитесь? Поздравляем, можно забыть о написании заявок. Если нет — попробуйте отнестись к подаче заявок на конкурсы, резиденции, гранты и все возможные опен-коллы как к своей ежедневной работе. Писать письма точно не сложнее, чем писать картины. А чем больше заявок вы отправите — тем больше вероятность, что какая-то из них будет принята.
Учиться на современного художника довольно дорого. Плюс, чтобы поступить, нужно пройти серьезный отбор. Стоит ли это того?
Если коротко: системные знания дорогого стоят, а среда бесценна
5
В сфере искусства образование — это прежде всего погружение в среду. Все образовательные программы формируют свое сообщество студентов и выпускников, и сила нетворкинга поможет вам и после обучения. Кроме того, образование дает также системный подход и дисциплинирует, поэтому, несмотря на мощный поток доступной информации в интернете, лучше пойти поучиться. Школа Родченко, институт «База», Moscow School of Contemporary Art, Школа дизайна НИУ ВШЭ, ИПСИ, программа Art & Sience ИТМО, Лаборатория новых медиа, школа вовлеченного искусства «Что делать?» — вариантов много. Как правило, на всех платных программах есть конкурс на стипендию/бесплатные места/скидки.
Очень хочется, чтобы работы показали в какой-нибудь западной галерее. С чего начать?
Если коротко: с переезда
6
Выставка в западной галерее — как оазис в пустыне: манит многих, но может оказаться миражом. Чтобы не разочароваться, сразу определите цели, зачем выставляться в западной галерее? Чтобы лучше продаваться? Или чтобы попасть в музейные коллекции и на биеннале? Но в обоих случаях, если вы еще не стали суперзвездой на родине, вам будет необходимо погрузиться в местную среду, потому что искусство укоренено в локальных процессах. Имеет смысл начать с поездки в художественную резиденцию. Вот, например, сайт, где вы найдете актуальную информацию о текущих опен-коллах. Некоторые арт-резиденции создали условия для онлайн-программ во время всеобщего локдауна, и присоединиться к ним можно даже удаленно. Да, конечно, впечатлений меньше, чем от поездки, но все так же можно познакомиться с новыми людьми. Кстати, российские арт-резиденции уже объединились в ассоциацию, и теперь информацию об их программах тоже можно найти в одном месте.