Blueprint
T

Искусство в кафе и ресторанах

За последние пять лет интерьер московских кафе поменялся: если раньше в «Жан-Жаке» и «Филиале» на стенах не было никакого искусства, а в условном «Зотмане» и сетевых кафе висели репродукции фотографий из IKEA, то теперь даже маленькие заведения — как, например «Кофейня 8/25» на «Савеловской» или «Школьник» на «Курской» — украшают свои стены работами современных художников. В первом случае это Ольга Австрейх, во втором — Катя Щеглова.

Работа Кати Щегловой в ресторане «Номер 13»

Работы Кати Щегловой висят уже в трех заведених Москвы — это кафе «Школьник», ресторан «Номер 13» на Патриарших и проект Eva на Маяковке. Владельцы Eva заказали Кате новую картину специально — с указанием конкретного размера, а остальные проекты приобрели существующие работы под готовый интерьер. Непроданные работы Щеглова с удовольствием отдает «повисеть» у знакомых в офисах — несколько ее старых картин можно увидеть в студии подкастов «Либо-либо», еще один большой холст находится в помещении фонда «Шалаш», а пять трехметровых портретов — в помещении «Антон тут рядом» на Невском. «В каком-то смысле это даже лучше, чем оказаться в музее: круто, что картины висят в публичном пространстве, в городе, живут своей жизнью», — замечает художница.

Почему владельцы заведений или архитекторы, которые занимаются дизайн-проектом, выбирают одних художников, а не других?


Работа Кати Щегловой в ресторане «Eva»

Самый простой ответ — автор интересен владельцу, и он приобретает его в том числе и в личную коллекцию. А потом картина удачно вписывается в готовый интерьер кафе. У владельца «Школьника» Дмитрия Рябинина в коллекции есть две работы Кати Щегловой — одну он приметил после выставки в Арт4 в 2017 году за 10 000€, а вторую уже приобрел у самой художницы год назад — домой. «Большой формат для меня был только плюсом. Поверьте, это была очень удачная покупка — не столько для интерьера кафе, сколько в личную коллекцию, за рамками инвестиций в бизнес».



Работы Кати Щегловой в кафе «Школьник»

Того же подхода придерживается и Александр Оганезов (Remy Kitchen Bakery, Pino, Cutfish) — в Pino restaurant bar можно увидеть рисунки Павла Пепперштейна, а в недавно открывшемся Gentle — две работы Алексея Дубинского, которые были куплены в галерее Window Project за 850€ и 3 300€. Оганезов сам коллекционирует искусство и обычно подбирает картины под интерьер лично. Этот выбор происходит интуитивно — без предварительного планирования конкретного бюджета на размещение искусства. «У нас в интерьере очень много интересных деталей — дорогие люстры, книги, всякие статуэтки. Все это штучное, дорогое. Детали добавляют, когда интерьер полностью закончен», — сообщает его пресс-секретарь Наташа Седова.

Рисунки Павла Пепперштейна в ресторане «Pino Restaurant Bar»

Работа Алексея Дубинского в ресторане «Gentle»

Работа Алексея Дубинского в ресторане «Gentle»

Корректно ли сравнивать произведение искусства с дорогой люстрой и книгой? Катя Щеглова полагает, что да: «Я работаю художником-постановщиком в кино, поэтому понимаю прекрасно, что когда делаешь интерьер, то выбор ложек, книг и картины становится задачей примерно одного ряда».


Другой подход — когда искусство закладывается в интерьер изначально и становится частью будущего дизайн-проекта. Так было в «Кофейне 8/25». Его владелец Стас Шеряков рассказывает, что содержание картины художница Оля Австрейх продумывала сама — она приезжала на стройку, знала, как будет выглядеть проект, и видела место, где картина будет висеть. С художницей был заранее оговорен только дружеский бюджет. «С владельцами Стасом и Леной мы были знакомы со времени моей работы на „Дожде“: у них была кофейня на „Флаконе“. Мне было важно и приятно сделать для их уже третьего кафе большой холст. У нас абсолютно сошлась палитра, их фирменные цвета — желтый, розовый и серый — отлично ложились на все мои идеи. Я довольно быстро поняла, какой будет сюжет: в это время я была погружена в свою серию картин с пловцами, а для ребят сделала такой спешл едишн в этой линейке».

Зачем вообще в интерьере кафе нужно искусство? Владелец «Кофейни 8/25» полагает, что картины помогают создать оригинальное место. «Постер из IKEA слишком типовая штука. Мы сделали интересный интерьер, и вешать непонятно что в него не совсем корректно». Владелец кафе «Цирк» Александр Костин с этим согласен: «Искусство — это всегда очень важная часть пространства: оно создает акценты и некую эксклюзивность. Это чувствуют гости, и это им нравится».

Работа Ольги Австрейх в «Кофейне 8/25»

Кроме того, по словам владельцев «Цирка», искусство в интерьере становится способом избежать дорогостоящего авторского архитектурного проекта — так можно добавить индивидуальности иначе. Последнее десятилетие ознаменовалось в московском общепите архитектурными сокровищами (с жемчужинами в виде проектов молодых, но бойких архитектурных бюро — от бара «Вода» до маленьких кафе Bowlroom и Nude), но теперь этот тренд может измениться с поправкой на количество закрытий последних лет (с рекордом в прошлом году). У того же «Цирка» в 2018 году закрылось помещение, на стене которого была сделана огромная фреска — и технически перенести ее оказалось невозможно. Поэтому для новой ипостаси гастробара владельцы заказали у португальского художника Луки Колапьетро авторскую плитку, которую выложили на деревянные панели, чтобы в случае необходимости легко снять.

Работа Луки Колапьетро в кафе «Цирк»

Архитектор Юлия Ардабьевская называет желание вкладываться не в стены, а в предметы, которые можно взять с собой, «скорее европейским подходом». Добавлять произведение в архитектурный проект она считает сложной компетенцией, утерянной со времени модернизма, когда искусство в интерьере играло очень важную роль. Сегодня же картина в интерьере часто появляется из желания усилить слабый проект искусством. Вместе с тем она констатирует, что со стороны заказчика начинает формироваться осознанный запрос на проект, в который будет встроено искусство, — двое заказчиков за последний год попросили ее подобрать картины в интерьер, что раньше было исключительной редкостью.

Работа Луки Колапьетро в кафе «Цирк»

Работа Луки Колапьетро в кафе «Цирк»

С ней согласна и Настя Ефимова, владелец пространства «Рихтер», где искусство является частью ДНК. «Сейчас искусство в интерьерах тренд, а еще семь лет назад поместить картины музейных художников в кафе казалось безумием. Когда мы повесили в номера отеля „Брик“ оригиналы Андреенкова и Каменского, самый частый вопрос был — „а если украдут?“. Рада, что нам удалось внести в развитие вкуса гостей свою лепту».

«Рихтер»

«Рихтер»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}