T

Принцесса на горошине

Сегодня в тель-авивский Музей изобразительных искусств из Берлина приехала ретроспектива Яёи Кусамы. Выставка, для которой собрали лучшие работы художницы за более чем шестьдесят лет, мягко говоря, продуктивной работы, пробудет в Израиле до марта. The Blueprint рассказывает о малоизвестном политическом периоде работы Кусамы в 1960-х и публикует ее открытое письмо избранному президенту США Ричарду Никсону с просьбой остановить войну во Вьетнаме — в некотором смысле образец обращения художника к представителям власти. Одновременно и ироничное, и серьезное, и художественный жест, и политическое заявление, написанное с верой в лучшее и без надежды на ответ.

Яёи Кусама, одна из самых популярных и дорогих современных художниц, чей фирменный стиль и любовь к узору в горошек, которым она покрывает все — начиная с человеческих тел и заканчивая стенами музеев, больниц и тюрем (в последние, она, впрочем, не попадала с 1960-х), уже стал отдельным поп-культурным феноменом. Сама она этот орнамент, кстати говоря, воспринимает как продолжение собственной психики: с детства ее преследовали галлюцинации, которые чаще всего представляли собой орнамент, покрывавший все поверхности вокруг нее.


В современной истории искусства ее тотальные инсталляции проходят по ведомству поп-арта и минимализма, однако в 1960-е годы, свое первое и последнее полное десятилетие в США (из Японии под проклятия консервативных родителей, которые в детстве били ее и запрещали заниматься искусством, Кусама сбежала в 1957-м, а в 1973-м вернулась обратно), она увлекалась самым что ни на есть политическим перформансом. Любимых приемов у нее было два: уже упомянутый горошек и оргии (группу «Война» с их акцией «Е***ь за наследника Медвежонка» можно смело считать последователями Кусамы).


Горошек, тогда преимущественно красный, символизировал пулевые ранения, а оргии были дословной экранизацией главного хипповского антимилитаристкого лозунга make love not war, впервые появившегося на студенческих протестах в Беркли. Оргии, с помощью которых Кусама протестовала не только против внешней политики США, но и против иерархий внутри культурных институций, она устраивала на Бруклинском мосту, в МоМА и у себя в студии. В последней как раз и протестовали против войны во Вьетнаме.

Никсон, разумеется, на письмо не ответил, а американские войска из Вьетнама все-таки вывел — пять лет спустя. Шанс возобновить переписку был, однако, упущен: в разгаре был Уотергейт, и мужской боевой дух Никсона, который пыталась смягчить художница, усмирял уже конгресс США. Сама Кусама в это самое время уехала в Японию, где спустя четыре года добровольно легла в психиатрическую больницу и с тех пор работает из студии по соседству с ней.

11 ноября 1968

Открытое письмо моему герою, Ричарду М. Никсону:


Наша Земля похожа на один маленький горошек среди миллионов других небесных тел, на один шар, полный ненависти и раздоров среди мирных, безмолвных сфер. Позвольте нам с вами изменить все это и сделать этот мир новым райским садом.


Давайте забудем себя, дорогой Ричард, и станем единым целым с Абсолютом, все вместе и воедино. Летая по небу, мы будем рисовать друг на друге горошки, утратим свое эго в вечной вечности и, наконец, откроем для себя правду:


нельзя искоренить насилие, применяя еще большее насилие.


Эта истина написана в сферах, которыми я с нежностью и умиротворением украшу ваше твердое мужское тело. Нежнее! Нежнее! Дорогой Ричард. Усмирите свой мужской боевой дух!


Яёи Кусама


Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}