Троянский конь экспериментального искусства
текст:
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
саша шапиро
В Лос-Анджелесе вот-вот откроется Luna Luna — парк аттракционов, созданный в конце 1980-х плеядой звездных художников, начиная с Сальвадора Дали и заканчивая Китом Харингом, почти сорок лет простоявший разобранным на складе в Техасе. Рассказываем удивительную историю о том, как Баския и Соня Делоне помчались строить аттракционы в Гамбурге и как их великую шалость спустя 36 лет спас от забвения Дрейк.
В июне 1987 года в Гамбурге произошло громкое событие — открылся удивительный парк аттракционов Luna Luna, футуристическая смесь музея современного искусства и передвижной ярмарки выходного дня. Многочисленные павильоны, аттракционы, лабиринты и инсталляции — все это было создано ключевыми художниками XX века от Сальвадора Дали и Йозефа Бойса до Кита Харинга и Дэвида Хокни. Создатель Luna Luna, венский междисциплинарный художник и большой авантюрист Андре Хеллер, планировал многие годы гастролировать с парком по Нидерландам и Америке, но из-за финансовых сложностей тем же летом проект был закрыт и незаслуженно предан забвению на несколько десятилетий. Уникальные предметы искусства, по совместительству аттракционы Luna Luna, упаковали в коробки и отправили на склад в Техасе. Счастливое стечение обстоятельств, рэп-звезда и большие вложения возвращают Luna Luna миру сегодня — совсем скоро парк вновь будет открыт.
![](/upload/28108/vms/c253dac46766f84ce8e44774c3f20b83_small.png)
![](/upload/28108/vms/c253dac46766f84ce8e44774c3f20b83_small.png)
![](/upload/28108/vms/c253dac46766f84ce8e44774c3f20b83_small.png)
![](/upload/28108/vms/7919918c3b535612cfd09556cde941f7_small.jpg)
![](/upload/28108/vms/c253dac46766f84ce8e44774c3f20b83_small.png)
![](/upload/28108/vms/c253dac46766f84ce8e44774c3f20b83_small.png)
![](/upload/28108/vms/4a6438c7fd5623478686779f213c827d_small.png)
![](/upload/28108/vms/10e393ee72a3a28f7885479271966970_small.jpg)
![](/upload/28108/vms/9bcc5a13a8c269d2900c777b60ea6199_small.png)
![](/upload/28108/vms/d43b5aa0cab8028918090238f69f2ba1_small.jpg)
Сердце и мозг парка, его создатель и главный поклонник — Андре Хеллер, человек, чья деятельность принципиально не поддается определению. Осуществленные проекты 76-летнего художника варьируются от объектов ленд-арта до цирковых представлений, во время которых львы выступают под музыку Шенберга. Одна задумка Хеллера органично и в то же время неожиданно переходит в другую, неизменно опережая предыдущую по уровню экстравагантности. Однако Luna Luna, проект всей жизни Хеллера, стоит особняком как наиболее выдающаяся художественная авантюра.
Андре Хеллер
![](/upload/28108/vms/85734e1297c7232a42fcc43d6cc0ee0a_small.jpg)
Андре Хеллер родился в Вене в 1947 году. Уже с юности он занимался примерно всем: работал диджеем в клубе, брал интервью у Джона Леннона, организовывал чемпионат мира по футболу, открывал цирк и снимался в кино. В начале 80-х он уже хорошо знаком публике: его громкие художественные проекты, или выходки, как тогда думали (вроде гигантской цветочной инсталляции в Шенбрунне), иронично освещались в прессе. Журналисты Der Spiegel и The New York Times не воспринимали всерьез деятельность Хеллера, не совпадавшего во вкусах с консервативными снобами из арт-критики. Фигура намеренно несерьезного и заигрывающего с поп-культурой Хеллера смотрелась вызывающе на фоне солидных европейских художников. Сам он называл свою деятельность «строительством моста между так называемым авангардом и так называемыми нормальными людьми».
![](/upload/28108/vms/ba660c53441a53c9a115d5f4a177edfe_small.png)
![](/upload/28108/vms/551a109a30ae94b70653efd1d0369296_small.png)
![](/upload/28108/vms/c80f4c8c6736db03eedeb7f9adb77da2.png)
![](/upload/28108/vms/501da61b8a63c550bc7992c013022afc.jpg)
Искусство по Хеллеру — динамичность, удивление, неожиданность — как например надувные летающие скульптуры в небе над Нью Йорком, Венецией и Киото. «Небо — это невероятная сцена, — говорит художник. — Большинство художников забывают о нем, полностью оставляют его самолетам и военным. Во всех своих работах я пытаюсь заново открыть подходящие для искусства, но забытые места». Искусство нельзя поместить в строгие рамки, наделить ограниченным количеством определений и выставлять исключительно в музейных залах — заповеди Хеллера, на которых и будет построена концепция Luna Luna.
![](/upload/28108/vms/9d687cf7a8efc18bbd8f9fb5b6952eec.jpg)
Поиски забытого, но подходящего для искусства пространства приводят Хеллера к идее авангардного парка аттракционов. Настроение Luna Luna он нашел где-то между ностальгией по детству в венском парке Пратер и желанием познакомить зрителей с современными художниками в новом контексте. Парк виделся Хеллеру пространством, которое будет одинаково интересно самым разным посетителям: от знатоков сюрреализма до родителей с детьми. Задуманный как категоричный отказ от серьезности в искусстве, парк гармонично сочетал в себе медитативное с гротескным и эпатажным. Так, лесной павильон Дэвида Хокни, внутри которого звучал вальс Штрауса, соседствовал с «Дворцом ветров» австрийского карикатуриста Манфреда Дейкса — концертным залом для пукающих музыкантов. А после посещения «Механического театра», наполненного жуткими хаотично двигающимися манекенами, посетители могли прогуляться по умиротворяющему лабиринту-спирали и почитать там томик Рембо.
![](/upload/28108/vms/87dacc4b381310b9dcd0e724057d7881_small.jpg)
![](/upload/28108/vms/9aa545736c78d76cf38bd547a1b510b8_small.jpg)
![](/upload/28108/vms/f15f6cdd3775f5e1101c059a19d562a8_small.png)
Все объекты и павильоны парка были выполнены специально по запросу Хеллера. С некоторыми художниками он обсуждал детали задолго до открытия — например, с французской абстракционисткой Соней Делоне, разработавшей входную арку, он познакомился в Париже в 1976 году и тогда же стал договариваться о совместном проекте. Договоренность с Делоне и несколькими немецкими и австрийскими художниками гарантировали серьезность намерений Хеллера, а сам он отправился в Штаты за согласием американцев. Рой Лихтенштейн познакомил его с Дэвидом Хокни, другой художник вывел на Баскию и Кита Харинга. Художники с воодушевлением согласились работать над аттракционами для Luna Luna. Во время переговоров Хеллер полагался лишь на собственную харизму и соблазнительность задумки: гонорары были совсем скромными. Только американский композитор Джон Кейдж отказался присоединиться. В результате нескольких поездок по Европе, двух трансатлантических рейсов и множества телефонных разговоров более 30 художников подключилось к работе над Luna Luna. Одни собственноручно строили свои объекты, приезжая в Вену, другие контролировали процесс производства дистанционно: Сальвадора Дали, жившего тогда в Каталонии, уведомляли об этапах строительства его зеркального павильона по почте.
Парк открылся в дождливом июне 1987 года в Гамбурге. Несмотря на непогоду, возбужденные посетители исследовали ярмарку, катаясь на карусели Харинга и колесе обозрения Баскии, блуждая по зеркальному павильону Дали. Вид Luna Luna был великолепным, но сбивал с толку: как интерпретировать увиденное, как к нему относиться? Это развлечение или что-то более сложное? Вернер Хофманн, тогдашний директор гамбургского Кунстхалле, сказал, что так мог бы выглядеть музей будущего. Действительно, ни один музей в то время не мог похвастаться такой широкой экспозицией: в самых разных воплощениях в парке были собраны венский акционизм, дада, сюрреализм, поп-арт, флюксус и неоэкспрессионизм.
![](/upload/28108/vms/330476c8a5674dc740f1df4a4cf46be8_small.jpg)
Хеллер задумывал парк как самостоятельное и многосложное произведение искусства. Как настоящий романтик, особое внимание он уделил музыке. В зеркальном лабиринте Роя Лихтенштейна звучали произведения Филипа Гласса. Баския был согласен запускать свое колесо обозрения исключительно под джаз Майлза Дэвиса. В намеренно безобидном павильоне «Вселенная мелков» венского акциониста Гюнтера Бруса можно было услышать органную музыку, написанную Германом Нитчем, другом и соратником Бруса по перформансам и акциям.
Спустя несколько месяцев после открытия парк прекратил работу, так и не покинув пределы Гамбурга: европейские гастроли, на которые рассчитывал Хеллер, отменились, как и сделка по продаже парка Вене. В начале 90-х, не имея альтернативы, Хеллер вел переговоры с частным американским фондом, но все обернулось волокитой с авторскими правами и бесконечными судебными тяжбами. В итоге все 32 аттракциона Luna Luna были упакованы по коробкам и отправлены на хранение в Техас. Кажется, о парке все забыли. Кроме его создателя, который все это время мечтал о новом открытии: «Это как со старым романом. Отношения давно закончились, а тебе все равно иногда снятся эротические сны о том времени», — говорил недавно Хеллер в интервью The New York Times.
![](/upload/28108/vms/953d1f468d12654328d7326ac988cf25_small.jpg)
Парадоксальным образом парк аттракционов вспомнили во время пандемийного карантина: о чуде Luna Luna узнали в Dream Crew, медиакомпании Дрейка. Хип-хоп-магнат был в восторге от ни на что не похожего парка, в котором его привлек не только выдающийся состав участников, но и демократичность идеи: «Я никогда не видел, чтобы с искусством работали таким образом, ну кроме как на музыкальных фестивалях». Сейчас все объекты ремонтируют и реставрируют в Лос-Анджелесе, а в ближайшее время произойдет грандиозное открытие (подготовку к открытию снимает команда, которая работала над «Эйфорией» HBO). Команда Дрейка занята не только восстановлением оригинальных элементов парка, но и переизобретением его содержания. Кураторы отбирают новых художников, которые присоединятся к проекту, разрабатывают музыкальную и публичную программу. Кэти Ноубл, одна из кураторов обновленного парка, называет его «троянским конем экспериментального искусства», подчеркивая силу эффекта, который способен произвести Luna Luna.
![](/upload/28108/vms/a4188eefadedf48903ace272059363b8_small.jpg)
Андре Хеллер, который до недавнего времени не знал, кто такой Дрейк, не участвует в перезапуске: в 2022 году австрийский журнал обвинил его в продаже поддельной работы Баскии, от чего он отмахнулся как от детской шалости. Команда Dream Crew не была готова к возможным репутационным рискам, и Хеллер был отстранен от проекта. Но художник счастлив, что новому поколению зрителей выпадет шанс познакомиться с чудесами Luna Luna.
Журналисты называют Luna Luna прогулкой по сознанию художника: передвижной парк аттракционов, объединивший столько имен и жанров, представляется не только по-настоящему визионерским проектом, но и автопортретом своего создателя. Задумывая парк, Хеллер стремился собрать не столько интерактивную коллекцию работ, но признаться в любви искусству, его юмору и его красоте. Остается надеяться, что новые владельцы парка сохранят его кураж и намеренную аляповатость, а главное — свободолюбивый дух.
![](/upload/28108/vms/6080c332ea38910783ec38987410bc08_small.jpg)
27 ИЮНЯ 2023
0