Надевай берцы,
топчи сердце
НАДЕВАЙ
БЕРЦЫ,
ТОПЧИ СЕРДЦЕ
ФОТО:
Соня Светашова, Михаил Гребенщиков
В Музее современного искусства «Гараж» открылась инсталляция художественного дуэта «Малышки 18:22». Сестры Аксинья и Ника Сарычевы и в самом деле не старушки, однако уже успели освоить самые разные материалы (от бетона до соленого теста), познать глубину ЖЭК-арта и изобрести собственный художественный метод — бьюти-вандализм. Как это все им пригодилось, они рассказали сами.
«Малышки 18:22»: «Вообще мы умеем реалистично и красивенько рисовать, но не хотим это делать. Одна из нас закончила универ по специальности „живопись“, другая заканчивает графическое отделение в этом году. Но у нас огромный стресс от классического образования, и хочется делать все что угодно, но не канонические картины».
Проект
«12 магических историй в подземелье»
нажмите на картинку, чтобы узнать подробности
1
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА
С этой палочкой мы ходили на Васюганские болота. Самые большие болота в мире. И они у нас в Томской области. Ника родилась в сердце этого места, в селе Каргасок, так что она настоящая принцесса болот. Еще в этих болотах до сих пор плавают трупы ссыльных заключенных ГУЛАГа, которые строили дорогу через топь. В болотной воде ничего не разлагается. Вот думаем, волшебной палочкой можно оживить мертвецов?
2
Вкус слез и крови
На детском туалетном столике органические объекты из соленого теста — керамика для бедных, как мы говорим. Вкус слез, он такой! Этот уголок нам дорог, экспозиция планомерно стягивается в обстановку детской. Будущее, которому хочется спеть колыбельную, покормить, успокоить, заплести косички, но на которое страшно смотреть.
3
Мам, в моей
комнате кто-то есть
Это серия работ, которые мы нарисовали специально для проекта Garage Archive Commissions. Для нас монтаж выставки — как обживание пространства. И многие работы появляются прям на месте и являются процессом, а не результатом. Вообще мы умеем реалистично и красивенько рисовать, но не хотим это делать. Одна из нас закончила универ по специальности «живопись», другая заканчивает графическое отделение в этом году. Но у нас огромный стресс от классического образования, и хочется делать все что угодно, но не канонические картины.
Здесь снова неоднозначность, такая детская мазня с темными фигурами вызывает тревогу или все-таки успокоение? Особенно после академического насилия.
4
Тапочки и берцы
Двадцать пять пар розовых тапочек и берцы 46-го размера — первое, что видно из экспозиции еще со стороны, не заходя в пространство. Контраст брутального и нежного — это то, на чем построена вся инсталляция. Только не ясно, что все-таки более брутально — навязчиво розовый мир или затерявшиеся в нем грубые ботинки? Мотив берцев проходит через весь проект, встречаясь в зинах и на кружевной вышивке бисером «надевай берцы, топчи сердце».
5
Надевай берцы, топчи сердце
Бисерная вышивка с надписью про сердце и берцы, которые воплощены в проекте в разных формах. Вышивка шепчет контрастную фразу, книжка — зин, что лежит рядом и кричит.
6
Детская кроватка
Пожалуй, самая трепетная часть проекта. Кроватка с беззащитным монстром внутри. Детское неразрывно связано с нашей художественной практикой и в данном случае также проходит красно-розовой нитью через всю инсталляцию.
Смыслы уплотняются в этой части пространства, подводя итог вопросом. Что или кто родился сегодня?
.
Колючая диадема
На пыльном трюмо среди обилия сверкающих корон, диадем, колье, жемчужных бус и духов лежит диадема из колючей проволоки. Мы нашли ее в парке недалеко от мастерских, в которых жили во время монтажа. Посчитали, что это опасное украшение обязано быть в гардеробе сибирской принцессы. Можно примерить боль. Особенно учитывая ссыльное прошлое Сибири и количество мест не столь отдаленных.
7
8
королева
Разворот из зина «Королева». Почти для каждого проекта мы делаем книжки-малышки, куда помещаем наши дневниковые заметки и мысли-впечатления, которые собирали за период подготовки экспозиции и за некоторое время до этого. Такое фиксирование повседневности. В этом развороте снова сердечный мотив и образ берцев, который имеет несколько разных воплощений в экспозиции.
9
Малыш
Мы живем вместе с Малышом, нашим псом. Работаем тоже вместе. Малыш — герой видео и фото для проекта в «Гараже». Мечтаем вместе с ним ездить по выставкам. Интересно получается выстраивать коммуникацию и особый свой язык. У нас есть определенный «малышковский акцент», и мы знаем много оттенков его взгляда. В этом случае как часть нашей жизни поместили принца в замок и поставили на полочку.
10
СИНИЕ НОСЫ В БЛЕСТКАХ
В инсталляции стоит старый советский шкаф, какой есть почти у каждого из нас в воспоминаниях. На полках в рамочках — фотоработы группы «Синие носы», с архивом которой мы работали. В них — наш бьюти-вандализм. Бьюти-вандализм — это метод в искусстве, который мы изобрели для себя. Это украшение и одновременно порча. Обозначение каких-то проблем, будь то физические (трещины, разломы) или смысловые — тяжелые актуальные темы, раскрытые нарочито «красивыми» инструментами вроде стразов, блесток и розового. Получается контраст и резонирующее поле между противоположными понятиями. Конкретно на этом примере — работа группы «Синие носы» «Горячие головы». Теперь у них есть золотые короны.
Проект
«Шепоты
и крики» (2019)
Украшение из серии «Шепоты и крики». 2019
У нас работы часто построены на контрасте красивого и страшного, приятного и больного, маленького и большого. И нам нравятся отношения этих противоположностей, напряжение и поле оттенков между ними. Многие наши объекты переходят в гардероб или, наоборот, одежда и предметы быта становятся частью экспозиции, трансформируются в серию и перетекают из одного состояния в другое. Мы не мыслим искусство объектами, скорее процессами. Так, в какой-то момент мы стали делать украшения из бисера и бусин. Еще из гвоздей, их мы предлагаем носить в самые сильные морозы.
Проект
«Торт раненый»
(2022)
Бетон, эпоксидная смола, блестки, стразы, смешанная техника
Этот торт мы «испекли» из бетона в лучших традициях ЖЭК-арта. Выглядит он нежным, но на деле — несокрушимый. Пожалуй, это метафора нашей жизни. Нарядно и с болью. Фото своих объектов очень любим делать на обычную камеру телефончика. У нас старенький «Самсунг» и «Хонор». В этих фото много жизни — такой, какую мы видим. Некрасивой, но притягательной.