T

Выставка «Новая кожа: Миф технологического тела» в «Севкабеле»


22 июня в питерском пространстве «Севкабель» открылась выставка работ финалистов конкурса молодых художников Nova Art «Новая кожа: Миф технологического тела». Конкурс проводится уже в восьмой раз — и это один из лучших способов открыть для себя новые имена русской художественной сцены. Рассказываем о выставке и четырех проектах, которые запали нам в душу больше остальных.

«Если мы не будем поддерживать художников, никто не будет», — утверждает основательница петербургской галереи Anna Nova Анна Баринова. Она знает, о чем говорит: на опен-колл восьмого по счету конкурса Nova Art, который с 2006 года поддерживает молодых художников из России, пришло 660 заявок — почти в два раза больше, чем в 2019 году. Художников становится все больше — и они хотят заявить о себе миру. На это конкурс, организованный галереей совместно с фондами поддержки культуры «Александр» и имени Валерия Бровко, и рассчитан.

Анастасия Богомолова, «Ассамбляж»
Фото: Михаил Вильчук

В финал конкурса, объединенного в этом году темой «Новая кожа: Миф технологического тела», прошли 12 проектов — с 22 июля они выставлены в петербургском пространстве «Севкабель». По сути, это демоверсии, наброски будущих работ, которые потом могут разрастись до отдельных выставочных проектов. Например, spectrum ghost speculum художницы Алисы Омельянцевой — это несколько небольших фантазийных хирургических инструментов, которые «могли бы быть найдены в будущем, при раскопках культурного слоя 2000-х годов, возможно, — после антропоцена». «На выставке показана только часть проекта, и я уверена, что до полной реализации он будет отличаться от того, что было в заявке, ведь то, как проект представлен, связано с пространством, где он выставляется. В качестве приза я получила поездку в резиденцию HIAP в Хельсинки. Я надеюсь, что смогу развить там свой проект», — говорит Омельянцева.


«Я работаю с хирургическими инструментами с 2018 года, и с каждым проектом они приобретают новые смыслы. Изначально инструменты заинтересовали меня своим отношением к человеческому телу — со стороны хирурга и со стороны пациента. Я задумалась над тем, что было бы, если бы они использовались в период времени больше, чем человеческая жизнь, и были сточены касаниями этих тел. Я давно размышляла над новым проектом с инструментами. До подачи заявки уже несколько месяцев работала над проектом и, когда увидела тему конкурса, подумала, что может получиться интересное взаимодействие», — добавляет художница.


АЗИЗА КАДЫРИ, «DE-CANON»

Получилось: куратор выставки Снежана Кръстева говорит, что эти инструменты метафорически раскрывают тело выставки — и дальше посетители входят «в более социальное пространство». Это проект De Canon Азизы Кадыри — художницы, создающей экспериментальные костюмы для театра и перформанса. Поговорив с женщинами из Средней Азии, имевшими, как и она сама, опыт миграции, Кадыри рассказала их истории через сложносоставное тяжелое платье — эта «носимая скульптура» лишь отдаленно напоминает костюм и ограничивает возможности тела, диктуя носителю-перформеру «ограниченное телесное существование».


«Проектов, которые рефлексируют на тему деколониальности, — и в театре (спектакль „Неформат“), и в кино, и в современном искусстве (образовательный проект Политеха „Облака разных цветов и размеров“) — все больше и больше, — говорит Кадыри. — Стигма начинает пропадать: эта тема наконец получает видимость, которую она заслуживает. Много проблем происходит из-за дегуманизации мигрантов, самого процесса миграции — это происходит не только в России, но и в Европе, в Штатах, везде, где есть потоки мигрантов. И от этой дегуманизации происходят две вещи. Во-первых, насаждение стереотипов — в сфере искусства это, например, стереотип о том, что культура мигрантов может быть только такой, какой ее показывают на уроках мировой художественной культуры в школе. Условно, в Узбекистане — это икат и танцы женщин с длинными косами. Как будто бы мигранты не имеют другого наполнения. Второе — из-за дегуманизации появляется стереотип, что люди с опытом миграции не могут быть самостоятельными агентами, которые создают независимое искусство, отличное от стереотипов».


Кадыри создала De Canon — и включила в число соавторов всех женщин, с которыми она разговаривала для этой работы. «Живя в Лондоне, я готовила полуавтобиографический моноспектакль про культурную идентичность. Я рассказывала про свой опыт миграции и переездов, про связь с городами, где я жила, — с Ташкентом, Москвой, Пекином, Тайбэем, Лондоном. Для отрывка о Ташкенте я проводила интервью со знакомыми и родственницами из Узбекистана, которые тоже переехали и испытали в себе влияние этого культурного микса: влияние узбекских традиций и ислама, с одной стороны, а с другой — коммунистических ценностей. И я спрашивала, как это проявилось в их жизни, при переезде. Есть тьма историй, которые этими женщинами воспринимаются как норма, а значит, никому не раскрываются. Так я пришла к этому проекту. Причем, как художник я хочу отойти на второй план, хочу работать наравне с этими женщинами. Помочь собрать эти истории в одно целое — в костюм. Поэтому я считаю всех участниц полноценными соавторами и даже выплачиваю им гонорар — это важная политика в моей работе». На конкурсе Кадыри получила грант 300 тысяч рублей от коллекционера Вероники Березиной.


Азиза Кадыри, «DE-CANON»
фото: Михаил Вильчук

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CRbpNn_rBH5/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="13" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CRbpNn_rBH5/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> Посмотреть эту публикацию в Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CRbpNn_rBH5/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">Публикация от Nova Art Contest (@novaartcontest)</a></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Если платье-скульптура Кадыри сковывает движения, то проект «Вибриссы» Анны Мартыненко, наоборот, предлагает расширить возможности человеческого тела. Вибриссы — это орган чувств многих животных, обычно жесткие волосы, которыми звери улавливают воздушные колебания. Например, усы у котов. Для конкурса Мартыненко сконструировала вибриссу для шагов — ботинки с микрофонами, с помощью которых можно буквально слышать поверхность, по которой ты ходишь. На выставке можно увидеть сами вибриссы, а также видеодокументацию перформанса — АСМР-видео, в котором Мартыненко ходит по территории «Севкабеля» и слушает, как звучат разные поверхности.


«Я чувствовала соприкосновение с телом города, с его тканью, — говорит Мартыненко. — Я чувствовала, что у меня есть новый орган, и с его помощью я могу исследовать среду, в которой живу. Город становится ближе ко мне, потому что я знаю о нем гораздо больше, чем раньше. После опыта хождения с таким устройством я по-другому ощущаю себя в городе, потому знаю, как звучат практически все поверхности. Город становится новой природой, средой обитания».


«Изначально была придумана серия устройств — это вибрисса для шагов, вибрисса для ветра (переводит сигнал ветра в звук), вибрисса для уровня луж (измеряет уровень воды в лужах) и так далее. Но я хотела бы придумывать устройства, отталкиваясь от определенной территории — например, посетить резиденцию в каком-то городе, почувствовать его среду и придумать для него специальное устройство. Возможно, это будет какое-то неожиданное приспособление, а возможно, одно из тех, что я уже придумала. Я пока не знаю, какая вибрисса будет следующая, но надеюсь, что у меня будет возможность реализовать серию и показать ее целиком», — добавляет художница. За участие в конкурсе Мартыненко получила образовательный курс в Британской высшей школе дизайна и Московской школе современного искусства. 


За телесное на выставке отвечает и проект Soft Infiltration московской художницы Ксении Обуховской. Тоже спекуляция — на тему того, как могли бы выглядеть гинекологические инструменты для человека будущего: сделанные на основе человеческой ДНК, клеток и компьютерного кода кроненберговские щупальца. «Сможет ли гетеронормативная медицина соответствовать новому, небинарному человеческому телу?» — задается вопросом Обуховская. «Женское/мужское тело изменилось: оно сделалось флюидным, биотехногенным — вышло за гендерные рамки и стало носителем информации. Можно сказать наверняка, что оно продолжит и дальше меняться и стремиться не только к техноусовершенствованиям, но и к квирности». За работу Обуховская получила грант в 300 тысяч рублей от галереи «Anna Nova».





Из города на природу выводит зрителей проект Ульяны Подкорытовой «Автограф Блэки» (за работу Ульяна получила три обучающих модуля программы Art & Science университета ИТМО) — фильм-интервью ученых Александра Агафонова и Анатолия Таврического. Первый изучает черноморских афалин, а второй уже много лет пытается найти черноморское чудовище по имени Блэки. Оба мужчины работают в Крыму, там Подкорытова с ними и разговаривала — а также шила скульптуру, изображающую Блэки. Крым в этом проекте появился неслучайно: «От политических конфликтов на этой территории прежде всего страдает природа, — говорит Подкорытова. — Я показываю это через диалог двух ученых, один из которых работает с афалинами, а другой изучает несуществующего зверя. Блэки и есть политический конфликт».


«Как художник, я больше верю в историю природы, которая насчитывает много миллионов лет, — заключает художница. — Я займу скорее ее сторону, нежели кого-то из людей: в рамках вселенской истории политические конфликты между людьми кажутся мне слишком мелкими».


Ульяна ПОДКОРЫТОВА, «АВТОГРАФ БЛЭКИ»

Как мы выяснили за последние два года, так оно, скорее всего, и есть — и почему-то стали конфликтовать только больше. К счастью, от работ молодых художников на «Севкабеле» складывается противоположное впечатление: это приземленное, развернутое к человеку искусство. Недаром в оформлении выставки используются собственно кабели — это не только кивок в сторону пространства бывшего кабельного завода, где располагается выставка, но и напоминание: мы все тут так или иначе повязаны — если не физическими кабелями, то виртуальными — и с этим надо учиться жить.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}