Blueprint
T

Битва за титанов

ФОТО:
НАТАЛЬЯ ЛИТВИНСКАЯ, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Париже прошла важнейшая для мира фотографии ярмарка Paris Photo 2024. После трех лет, проведенных во временном павильоне Grand Palais Éphémère на Марсовом поле, она вернулась в свой привычный дом, расположившись на 21 000 м² в отреставрированном и недавно вновь открытом Гран-Пале. 27-й выпуск ярмарки стал крупнейшим за всю историю: Paris Photo 2024 представила 240 участников из 34 стран (по сравнению с 191 в прошлом году и 181 в 2022 году) и за 4 дня приняла 80 тысяч человек (крупнейшая выставка современного искусства
в России Cosmoscow собрала в этом году свои рекордные 50 тысяч).
Чем еще она запомнилась и какие тренды выявила, The Blueprint рассказала основательница «Галереи Люмьер», член правления Ассоциации галерей Наталья Григорьева-Литвинская.

Возвращение в Гран-Пале дало организаторам ярмарки размах и возможность для реализации крупных и значимых не только с коммерческой точки зрения проектов. Так, на входе посетителей и гостей ярмарки встречала стена с opus magnum Августа Зандера «Люди ХХ века» — если точнее, фотограф работал над ним с 1911 года до самой смерти в 1964-м и оставил нам более 600 авторских отпечатков. Раньше этот колоссальный труд называли типологическим исследованием немецкого народа в период между двумя мировыми войнами, сейчас — проектом исследования европейской идентичности. В любом случае он давно вышел за рамки фотографического искусства — его изучают историки, находя в нем те или иные признаки времени, психологи, изучавшие методы позирования и жесты, и, конечно, дизайнеры, разглядывающие одежду на людях. В Гран-Пале работы Зандера были развешаны по принципу «колумбария» и останавливали каждого входящего. Конечно, этот тот самый случай, когда проект должен быть куплен музеем. Галерея и правнук автора продавали его за миллион долларов, но финальные данные сделки пока неизвестны.

Первый этаж дворца принимает так называемый main sector, но и в нем есть свои «герои». Центральное место исторически достается главным игрокам рынка. Они показывают «голубые фишки» и задают ценовой уровень на топ-имена. Проект галереи Ларри Гагосяна (его парижское отделение), конечно, был об Аведоне (Гагосян получил эксклюзив на продажи Ричарда Аведона еще в 2020 году): куратору Терри Митчелу удалось совместить свое творчество с редкими отпечатками классика. Галерея Freankel из Сан-Франциско посвятила стенд ушедшему в этом году Хироси Сугимото (именно его работа стала самой дорогой из проданных за время ярмарки — за нее отдали 500 000 долларов). Все это, конечно, мощные, потенциально музейные коллекции, и будем надеяться, что они такими и стали.


Но из важных трендов ярмарки — галерей стало больше, а вот американцев меньше, они как схлынули во время ковида, так и не вернулись толком. Администрация Байдена последние годы активно не рекомендовала гражданам США посещать европейские страны, пугая их разными новостями. А для ни кого не секрет, что американский арт-рынок — ключевой для фотографического искусства (а оно, в свою очередь, является мощной его частью). Их музеи — одни из крупнейших закупщиков авторских отпечатков, а галереи — главные их продавцы. Частные коллекционеры тоже стараются от музеев не отставать. И хотя Paris Photo «хвалится» патронажем президента Франции, к сожалению, последние годы закупки французских музеев сошли на нет.


К слову, в России все пока не так, и на Cosmoscow, |catalog| или «1703» мы работаем с частными коллекционерами. Новость о продаже в частный музей у нас праздник, а про фотографию в государственных музеях и вспоминать не хочется. На Paris Photo большинство коллекционеров получают листы с перечнем экспонатов задолго до их упаковки в контейнеры. Что скрывать, многие из них приезжают в Париж уже забронированными, а зачастую и проданными.


1. Ричард Аведон. Одри Хепберн для журнала Harper's Bazaar, сентябрь 19622
2. Ричард Аведон. Элизабет Тейлор, 1964
3. Маркета Отова. «Без названия», 2017

Самой дорогой стала работа ушедшего в этом году Хироси Сугимото — 500000 долларов



На самой ярмарке сливки исторически достаются гостям банка JP Morgan (они приходят на день раньше официального превью для коллекционеров), который больше 15 лет поддерживает Paris Photo и делает значительные закупки у галерей-участников. А уже после утреннего коллекторского превью идти на ярмарку стоит только для того, чтобы поглазеть. Основной уникальный контент точно будет продан. При этом понять сегодня, что продано, а что нет, стало еще сложнее. Раньше ставили красные точки, сейчас стараются так не делать.

↑ Хироcи Сугимото. «Прошлое присутствие 071, L’Homme Qui Marche II, Альберто Джакометти», 2013

Джой Грегори. Фото из серии «Сияющие огни: чернокожие женщины-фотографы в Великобритании 1980–90-х годов»

На самой ярмарке сливки исторически достаются гостям банка JP Morgan (они приходят на день раньше официального превью для коллекционеров), который больше 15 лет поддерживает Paris Photo и делает значительные закупки у галерей-участников. А уже после утреннего коллекторского превью идти на ярмарку стоит только для того, чтобы поглазеть. Основной уникальный контент точно будет продан. При этом понять сегодня, что продано, а что нет, стало еще сложнее. Раньше ставили красные точки, сейчас стараются так не делать.

Лоис Коннер. «Быть»

Джон Кайзер. «Без названия». 1973

В целом Paris Photo — это не для начинающего коллекционера. Это ярмарка для тех, кто уже вошел во вкус и готов оставлять на свое увлечение фотографическим искусством 300-4000 тысяч долларов в год. Серьезный стенд в главном секторе обходится с учетом перевозок, страховок и прочего в 60-70 тысяч долларов, поэтому тут априори не может быть средних или начинающих авторов, невозможно окупить участие в том мероприятии, если вы продаете работы меньше, чем за 20-30 тысяч долларов. Поэтому тут об открытии новых имен речи не идет. Только тяжелая артиллерия.

Меня, конечно, радует, что растут в цене работы авторов, которые есть у моих коллекционеров. Прекрасный Ирвин Пенн был продан сразу. Был роскошный, ручной печати цветной Паоло Роверси. Три небольшие работы Херба Ритца показали буквально из-под полы: мол, смотрите, какие уникальные последние... Авторские отпечатки таких титанов, как Питер Линдберг, Хельмут Ньютон, искать стоит уже только на аукционах или по запросам в специализированных галереях. Сейчас, вспоминая Paris Photo 20 летней давности, можно только кусать локти: Херб Ритц в формате 60 на 90 сантиметров тогда продавался за 5000 долларов.


Еще лет пять назад ярмарка радовала огромными цветными работами, тогда фотография начинала конкурировать с современным искусством в масштабе. Роберт Полидори, Кандида Хоффер, Набуеси Араки шокировали роскошной печатью и останавливали гостей у стендов их галерей. Сегодня, разговаривая с галеристами, слышишь: нет смысла везти такие большие вещи, все это продается дома в галереях со скоростью света. Спрос на топовые вещи превышает предложение. В итоге этом году преобладала черно-белая фотография, небольшого, 50 на 60 сантиметров, формата.


%u041F%u0430%u043E%u043B%u043E%20%u0420%u043E%u0432%u0435%u0440%u0441%u0438.%20%u041E%u0434%u0440%u0438%20%u041C%u0430%u0440%u043D%u0435%20%u0432%20Comme%20des%20Gar%E7ons%2C%201997%u0410%u0432%u0433%u0443%u0441%u0442%20%u0417%u0430%u043D%u0434%u0435%u0440%2C%20%AB%u041B%u044E%u0434%u0438%20%u0425%u0425%20%u0432%u0435%u043A%u0430%BB

ярмарка для тех, кто уже вошел во вкус и готов оставлять на свое увлечение фотографическим искусством 300-4000 тысяч долларов в год


Ирвинг Пенн. «Войны туши», 2001


Херб Риттс. Стефани Сеймур, Синди Кроуфорд, Кристи Тарлингтон, Татьяна Патиц и Наоми Кэмпбелл, 1989

Практически все лучшие работы у всех топовых авторов распроданы, тиражи закрыты

Глаз цепляли потрясающие работы Сары Мун, которых обычно на Paris Photo бывает одна-две. При этом ей много лет, она по полгода делает одну работу, и есть масса коллекционеров, которые годами ждут, чтобы что-то купить от нее. Ну и цены тоже выросли несказанно, под 30-35 тысяч просят за ее отпечатки. Уильям Вегман, который прославился, фотографируя свою собаку, а потом и ее наследников в модной одежде (и мы, и Ольга Свиблова все хотели сделать ему выставку в Москве, но не складывалось), раньше продавался по десять тысяч долларов, сейчас — уже двадцать пять. Американская галерея Stayley Wise посвятила свой стенд животным и моде. Вроде банальная тема, но они нашли совершенно уникальную работу Стива Маккари со слоном на пляже, которая потрясала всех проходящих. И работу Патрика Демаршелье (Кристи Тарлингтон с мышью на плече), которую, понятно, купили сразу. Меньше часа провисела. Покорил, как всегда, Эрик Мадиган у швейцарской галереи Christophe Guye, и там тиражи открыты пока. Но в остальном практически все лучшие работы у всех топовых авторов распроданы, тиражи закрыты.

%u0423%u0438%u043B%u044C%u044F%u043C%20%u0412%u0435%u0433%u043C%u0430%u043D.%3Cbr%3E%AB%u0412%u043E%u043E%u0440%u0443%u0436%u0435%u043D%20%u0438%20%u0441%u043E%u043E%u0442%u0432%u0435%u0442%u0441%u0442%u0432%u0443%u0435%u0442%BB%2C%201989%u0421%u0430%u0440%u0430%20%u041C%u0443%u043D.%20%AB%u0414%u0438%u043E%u0440%20%u041C%u0430%u0440%u0438%u044F%20%u0413%u0440%u0430%u0446%u0438%u044F%20%u041A%u044C%u044E%u0440%u0438%BB%3Cbr%3E

Эрик Мэдиган Хек. «Синий макияж, синий диван», 2024

Что дальше? В секцию Digital, кажется, даже коллекционеры не ходят. Там 15 проектов и нет никого. Но подвижки, конечно, есть. Например, есть программа ELLES x Paris Photo, которую организовали Министерство культуры Франции и Kering, чтобы подчеркнуть вклад женщин в фотоярмарку. Шесть лет назад, когда она была запущена, женщины составляли только 20% от участников ярмарки, а в этом году их доля выросла до 38%. Куратор программы — Рафаэль Стопин, директор Фотографического центра Руан в Нормандии и бывший директор фестиваля в Йере. Идея проекта в этом году — это и обращение к работам художниц прошлых поколений, и современные художницы, которые развивают свои карьеры последние 10–20 лет (примерно треть участниц младше 40). Программа продемонстрировала разнообразие их художественных практик, таких как документальная фотография Летиции Баттальи (Италия, 1935–2022) или эксперименты Элизы Монтессори (Италия, 1931) и Хисаэ Имаи (Япония, 1931–2009). Среди прочего Kering, у которого есть проект Women in Motion, дотирует участие в ярмарке четырем галереям, которые поддерживают женскую тему в концепции стенда. Учитывая стоимость участия, это солидный вклад.

Кармен Кальво. «Она была найдена». 2003

Хисаэ Имаи. «Офелия». 1960

Сабиха Чимен. «Голубое мороженое Саре». 2023

Один из лучших швейцарских музеев фотографии вручает Prix Elysée в 80 000 швейцарских франков, в этом году впервые он появился со своим стендом на Paris Photo и показал проекты восьми финалистов: Ханны Дараби (Иран), Роджера Эберхарда (Швейцария), Рахима Фортуна (США), Камий Гарби (Франция), Самуэля Гратакапа (Франция), Сеифа Кусмата (Марокко), Фелипе Ромеро Бельтрана (Колумбия) и Анастасии Самойловой (США). И не могу не отметить, что в этом плане мы не отстаем: грант от Фонда Стилл Арт даже превышает суммы, озвученные швейцарцами, кроме того, фонд ведет огромную выставочную и издательскую программу, не бросая своих прошлых финалистов.

Фотография — это тот жанр визуального искусства, который должен вас остановить


Джозефа Сакко. «Глаз молодой женщины», 1844 / Тим Уокер. Тильда Суинтон, 2014

Арт-директор Paris Photo Анна Планас снова выступила куратором сектора молодого искусства Emergence. В этом году он расширился с 16 до 23 проектов, которые варьировались от документальных до экспериментальных. Важно, что это сольные показы, которые позволяют глубже погрузиться в творчество каждого художника и зачастую есть возможность пообщаться с молодым автором лично. Но, увы, ничего достойного с ценой менее 1300 евро в формате 30 на 24 сантиметров и 4500 евро в формате 90 на 70 сантиметров мне не удалось найти. Все это довольно беззубо и не цепляет глаз. А фотография — это тот жанр визуального искусства, который должен вас остановить. Привлекла внимание разве что Изабель Венцель из Германии, которую представила галерея Bart. Превращая человеческое тело в скульптуру, динамически связанную с окружающей средой, она показалась мне ярче других. А в остальном, если хочется открывать новые имена, имеет смысл ходить на ярмарки-сателлиты, которые разбросаны по всему Парижу. На Paris Photo — только большой бизнес.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}